Восточная и Западная политико-правовая теория

Становление ппт

Древняя Индия

В числе отличительных черт следует назвать отсутствие акцента на индивидуально-правовом статусе. Человек воспринимается как простая абстракция, имеет значение лишь понятие люди(сословно-кастовая принадлежность). В Др. Индии была варново-кастовая система. Было 4 варны, а они делились на множество каст (сколько их никто не знает, но более 3000).

Каждая из таких каст или варн имеет свою систему прав и обязанностей, моральных норм, необходимых для соблюдения в течении всей жизни. Другим определяющим моментом является отсутствие понятия права как такового. Вместо него существует понятия дхарма, по содержанию более широкое чем право в европейском его понимании. Дхарму можно определить как долг, включающий в себя систему отношений человека с окружающим миром и другими людьми в соответствии с сословно-кастовой принадлежностью.

Двумя основными течения плит-правов мыслями были брахманизм и буддизм.

Основой идеологии брахманизма были заложены во 2 тысяч до н.э. брахманизм стого исходит из варно-кастового деления и необходимость каждого повиноваться в течении всей жизни. Письменные закрепления в спец сборниках дхармашастах. В них обосновывается господствующая роль брахманов и их исключительная прерогатива в вопросах толкования дхарм.

Не смотря на происхождения правителей из варны кшатриев, брахманы грают главную роль. Они обладали прерогативой толкования немногочисленных правовых норм и могли толковать их свободно и субъективно.

Строгость варно-кастового строя и правовой системы дрейрей Индии обеспечивалась суровостью наказаний. Большее их число было предусмотрено для низших варн, а высшие могли их избегать.

Законы Ману – наказания.

Говорить о «правовом статусе» можно лишь в отношении первых 3 варн. Для шудр существовали лишь обязанности.

Брахманизм исходит из предопределённости человеческого бытия и невозможности изменить его. Статичность и консервативность этого мира поддерживались суровыми наказания не только при жизни, но и после смерти, т.к. была система перерождений (в случае нарушения своей дхармычеловек не только лишался возможности повысить свой социальный статус, но и перерождался более в хужем положении, можно даже потерять человеческий образ.

Буддизм. Политико-правовая сторона буддизма(6 век до н.э.) во многом контрастирует с брахманизмом. В философской системе буддизма отвергается мысль о божественном предопределении и управлении мира. Буддиз – это скорее философия, чем религия. Будда считается сверхчеловеком. Смысл буддизма – достижении нирваны (душа отделяется от тела). Батхисатвы – достигшие нирваны, приравнивались к самому Будде.

В буддизме происходит относительная индивидуализация человека, обращение к субъекту на сколько это было возможно. В основу жизни людей полагаются их собственные усилия, но в первую очередь по морально-нравственному совершенствованию.

В политико-правовом ключе о буддизме говорят, что он более гуманен чем брахманизм. Но это поверхностый взгляд.

Ранний буддизм действительно отличался критикой в адрес брахманизма с его бессмысленными жертвоприношениями и несправедливой кастовом делении. Позднее буддизм практически полностью отстранился от политико-правовой проблематики и стал адоптированным к потребностям власти. Индийские монархи стали объявлять себя батхисатвами, причем в силу своего статуса, а не морально-нравственных качеств.

Буддизм всегда был и остается глубоко пацифистским и даже апатичным течение. Поэтому в системе его философии в принципе не могло возникнуть сколько-нибудь серьезным реформистских настроений.

Идея равенства, присутствующая в идеях буддизма, не носит политико-правового характера. Это равенство ментальных возможностей всех варн в достижении нирваны.

Буддизм выступает за смягчении и ограничений наказаний в частности недопустимость наказаний без вины.

Древний Китай

По словам фр.историка, антрополога права Н.Рулана, «история права в Китае это в значительной степени история его отсутствия или ограничения». В Китае право никогда не связывалось с тем, что правильно или справедливо. Оно носило репрессивный характер. Сам термин «Фа» (права) в значительной мере обозначал наказание.

Фа – вода, куда бросали преступника

Фа – однорогий баран, к которому обращался судья

Фа – наказание

Такой характер объясняется зарождением государства Китая и воинственной конфликтной историей его существования. Социальные связи в Древнем Китае носят родственный, а территориальный характер. Отсутствует столкновение элиты и народной массы. Основными идеями жизни были гармония, долг и добродетель. Этими идеями политико-правовая мысль обязана таким учениям как даосизм и конфуцианство.

Исторически первым возникает даосизм (6 век до н.э.) – основатель Лао- цзы.

Ключевым является понятие «дао». Точное определение дать невозможно, в этом заключается его суть. Дао аморфно и бестелесно, оно везде и нигде, оно все и ничто. Но если попытаться, то можно сказать, что дао – некий естественный закон всеобщей гармонии и добродетели. Закон настолько естественный и непреложный, что Лао-цзы отвергал любые наслоения человеческого разума (образование, культуру, войны). Жизненная позиция человека должна быть абсолютно пассивной. Все беды происходят от чрезмерной активности людей и как следствие от их отклонения от дао.

Согласно одной из точек зрения дао является настолько определяющим понятием для древнекитайского общества, что именно оно лежит в основе всех последующих философских учений. Можно сказать, что даосизм заложил основы китайского менталитета.

Безусловно, влияние даосизма прослеживается в конфуцианстве (5 век до н.э., Конфуций)

Вслед за Лао-цзы Конфуций говорит, что основной жизненной целью человека является познание дао-пути, который имеет несколько значений, постигая который в течении всей жизни можно достичь разный уровень ментального совершенства. В отличии от даосизма, оно является более политизированный учением. Основная часть философских рассуждений Конфуция посвящена искусству правления государством и выстраивание отношений с подданными. Именно Конфуция можно считать основателем патриархальной концепцией основания государства. 

Политическое учение Конфуция носит глубокий морально-нравственный характер. Все наставления по правлению государства, которые адресованы правителю, лишены практичности, целесообразности. И призваны воспитать как правителе, так и в подданных одно – добродетель. Это ключевое понятия конфуцианства выступает главным принципом всего государства. 

Конфуцианство отличалось не критичностью власти.

На общем фоне древнекитайской философии более яркой политико-правовой сущностью отличался моизм (Мо-цзы) – 5 век до н.э.. им были выдвинуты некоторые реформистские идеи, не характерные для того общества (частичная критика действующей власти, идея справедливости, отстаивание интересов простого народа).

В отличии от и=Индии, которой было совершенно чуждо понятие права, в Др.Китае идея права в европейском понимании все же существовала. Она была сформулирована школой легистов (законники) – 4 век до н.э., Шан Ян. Легисты критикуя конфуцианство предлагали довериться репрессивному закону, организующему жизнь людей нежели чем ждать пока люди сами достигнут совершенства. И все же не смотря на все усилия легистов идея права не внедрялась (до сих пор) в народном сознании.

Восточная и Западная политико-правовая теория.

Они отличаются концептуальным своеобразием. Они настолько различны по своему характеру и подходам решения политико-правовых проблем, что выделить в них общие черты очень затруднительно.

Их объединяет стремление к поиску лучшего совершенного управления государством. Попытка обосновать его стабильность и процветание. Выстраивание концепции взаимодействия человека с окружающим миром.

                                                           РАЗЛИЧИЯ

Восток Запад

Концепция человека

Этой концепции в научном смысле не существует. Понятие человек заменяется коллективом, неотъемлемой частью которого он является и существовать без которого не может. Коллективизм древневосточного мышления имеет под собой географические и климатические предпосылки, когда сами условия жизни располагая людей к объединению Человек изначально рассматривается как индивид, личность, с ореолом не только обязанностей, но и прав. Это обусловлено климатическими и географическими факторами. Отношения хаотичны и свободны.
Складывается устойчивая диспотическая форма правления Тяготеют к аристократии (и демократии)
П-п мысль отличает глубоко нравственный морально-этический характер. Принципы управления получают нравственное обоснование. Большое внимание уделяется морального облику правителя Моральна составляющая практически не выражена. Ее отличает рационализм – обращение к естественным законам природы, причем в их практическом смысле.
Религиозный характер. На Востоке миф постепенно перерождается в религию. Перерождения не происходит. Западная религия возникает гораздо позже (античное время)
Отличаются практическим (прикладным) характером. Их занимают проблемы способов управления государством, конкретные методы поддержания послушания граждан П-п мысль не была обременена практическими нуждами, а потому развивалась более свободно и абстрактно (мышление о понятиях, сути вещей). Была естественно-научная направленность. Западную мысль интересуют общие понятия, абстрактные проблемы (закон, право, справедливость)

Осознание права

Понятие права не известно  

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: