Вопрос ППТ Аристотеля

Своеобразие взглядов Аристотеля по отношению к Платону:

1. Аристотель не признавал противопоставлении мира идей и мира вещей. Считал, что не бывает сущности вне вещи.

2. Аристотель развал самостоятельное учение о справедливости, независящее от сущности государства. Понятие справедливости заключается в выражении "золотая середина", то есть в недопущении крайностей. Сущность справедливости увязывается с меж личностными отношениями, а не с государственным порядком.

Политическая справедливость (право)- делится на естественную и условную. Эта справедливость действует в полисе, то она является правом, поэтому с долей условности можно говоря о выделении Аристотелем естественного и условного права, но эта классификация специфична. Как естественное, так и условное право включаются в понятие позитивного права. И не противопоставляются друг другу. ЕП объективно и не зависит от признания государством, это отношения собственности и рабовладения, утверждал что они одинаковы для всех. УП Субъективное и определяется волей и соглашением людей.

3. Критический взгляд Аристотеля на идеальное государство Платона

СРЕДНИЕ ВЕКА И ВОЗРОЖДЕНИЕ АНТИЧНОЙ КЛАССИКИ

Общая характеристика средневековой философско-правовой мысли

Эпоха средневековья – 5-16 век. Если учитывать мировоззренческую эпоху (христианство 1 век), то этот период длился дольше.

В целом все общественно-политические и иные процессы определяются христианством. Поэтому, эпохе в целом свойственен религиозный характер, но не такой ккак на Древнем Востоке, потому что здесь иной уровень религии, восходящий к науке. Поэтому природу мысли можно определить как теологическую. 

В средневековом мышлении наблюдается 2 тенденции:

1. Ревеляционизм – т.е. утверждение, что бог открывает людям истину, к которой человеческий разум прийти самостоятельно не может. Поскольку истина уже открыта высшим разумом, то задача человеческого разума заключается не в поиске нового, а доказывания старого.

2. Традиционализм (консерватизм). Это задает ретроспективный характер средневековой мысли. В политико-правовом смысле это проявляется в идеализировании аксиом (тогда это были римские). Юристы стремятся не к введению новых норм, а к изучению уже существующих. Таким образом, в теологической и юридической сферах преобладает такая форма рассуждений, как комментарий, считающиеся незыблемыми текстами (Библия, тексты Юстиниана). Теология является матерью всех наук.

Доминирование теологии практически проявляет себя в том, что сама философия как и другие науки развиваются только в рамках монастырей. Христианские монархи имели доступ к библиотеке. Поэтому закономерно, что именно от монастырей со временем начинает исходить систематическое распространение знаний. Открываются школы, на основе которых в 11-12 веках в Европе возникают первые университеты.

По мере укрепления авторитета церкви она начинает претендовать на конкуренцию с властью светской. Поэтому одной из основных проблем является проблема соотношения этих властей.

Формирование средневековой западно-европейской философии происходит во многом на основе античных п-п идей. Соответственно это обусловливает присутствие иррациональных идей в общей массе религиозных представлений. Мо многом именно благодаря этому синтезу рационализма и иррациолизма (христ.религия) становится возможным развитие научной мысли, в т.ч. и юридической.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: