Особенного догматического и схоластического метода

Догматический метод считается наиважнейшим в юр.науке. в самом общем виде он означает проведение юр.исследований исходя из общих положений, кот считаются истинными и неизменными. Если подумать, каждое учение имеет в своей основе определенное количество догм, т.е. неизменных положений, в истинности кот не возникает сомнений.

Догмат.метод в юриспруденции предполагает сущ-ние нескольких основных понятий, харак.единообразно, кот служат основой для понимания всех остальных филос-правовых концепций и юр.конструкций. т.е., догмами в юриспруденции явл-ся как нормы права, система, правонарушение, правоотношений и др.

Ярким примером юр.догматики явл-ся «чистое учение о праве» Кельзина.

Первые общетеоретические исследования российских правоведов являются юр.догматикой, потому что в них по оглавлениям даются основные понятия, в них дается общая харак-ка общих понятий юр.науки, отстаивается их непреложность, неизменность.

Догматический метод создает юриспруденцию понятий.

Появлением догматического метода мы обязаны средневековью, деят-ти глоссаторов. Сами они лишь применили к праву метод, кот уже был распространен в сфере средневекового научного знания. Догмы, как непреложные наиболее ярко проявляют себя в религии. Но откуда они там? Ведь священный текст сам по себе не может существовать только из догм. Этот текст неизбежно содержит противоречия, исторические факты, нормы ритуала, элементы сказаний и метафор. Догмы выводятся путем системного анализа из общего текста, как наиболее главные и общие положения. В христ. философии этому соот. период патристики. Христ этиологи занимались толкованием текста библии и исправлений ошибок, допущенных переводчиком. Тот же самый вид деятельности глоссаторы примениди к дигестам Юстиниана. Главная цель глоссаторов заключать в сбережении и очищении материала. Само восприятие дигест явл-ся догмой. Прежде всего, глоссаторы стремились объяснить смысл отдельных положений, но от этого они перешли к логически связному и последовательному изложению понятий. Т.е. они создали своего рода учебник. Так появился «балонский текст», который представляет собой труд не одного юриста или коллегии, а яв-ся результатом общего критического направления исследования, проводившегося столетиями.

По словам Савиньи, глоссаторами был создан «исходный пункт юр.литературы нового времени»,т.е. догмы права. Догматиация заключалась:

1.В истолковании как согласных, казуальных и часто противоречащим друг другу решениям римских юристов

2.В истолковании общих правил римских юристов, кот по природе своей были односторонними, привязанными к казусам обобщениями, как не погрешимым истинам.

Т.о. глоссаторы по сути выводили из РП значения не всегда соот.всегда их истинному смыслу (о чем думали римские юристы), но приобретающих статус догм – догм римского права.

Схоластический метод как таковой возник в эпоху Средневековью – основатель Пьер Аввеля.

Суть метода – рациональное обоснование существующих догм. Возникнув в средневековую эпоху этот метод соазу стал применяться в праве. В первых универах в процессе обучения использовалось 2 приема – глоссирование (учитель зачитывал отрывок и пояснял его)и диспут (реализация схоластического метода на практике – сначала формулировалось положение баллонского текста, после чего приводись аргументы за и против, и потом делался вывод учителем).

Схоластический метод тесно связан с диалектикой, поскольку исходит их разных аргументов и контраргументов. Имеено благодаря схоластическому методу были выведены и обоснованы общие принципы права. Комментаторы применяя методы анализа и синтеза, произвели критическую современную им оценку, выыведенную глоссаторами догм и превратили их в догмы положительного права эпохи средневекковья, соединив с правов каноническим и обычным правом.

Этот метод заставляет изменить отношение к источникам положительного права – теперь первенство не за нормами, а за их толкованиями. Это отрицательно.

Схоластическая методика быть подчинена единой общей цели – необходимость вывести все многоообразие сущ.средневековых отношений из догм РП. Частное стремились подогнать под общее.

Т.о., догматические и схоластические методы познания права на определенном этапе существовали взаимосвязано и именно их последовательное взаимодействие привело к возникновению науке о праве.  Впоследствии в юриспруденции стал преобладать догматический метод.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: