Методика усвоения к. «Геом. фигуры и форма» в младшей группе

1мл гр. Особенности восприятия: *Дети рано начинают реагировать на гф и формы.*Часто отождествляют г формы со знакомыми предметами.*-быстрее и легче дети запоминают ту гф или форму с которой сталкиваются в практической деятельности.

Научить малышей различать гф–зн.научить группировать фигуры по сходству, не называя сами фигуры.

Послед-сть работы:

1.В нач.года пед. дает детям только объемные предметы разной формы(шары и кубики). Предлагает поиграть с ними, подсказывает, что можно прокатить, что можно поставить. Дети выполняют практич. действия, а педагог комментирует их: шар покатился, потому что он круглый. А кубик не катиться, он стоит. На этом этапе происходит обследование ребенком геом форм.

2.После практ.действий пед. дает детям задание на группировку этих форм.:вот в эту коробку положим все кубики, а в эту коробку-все шары. Выполняя такие действия дети могут не называть г форму, а употреблять слова такой-не такой.

3.После усвоения объемных форм даются плоскостные фигуры.используется опыт детей – квадрат похож на кубик. можно расположить объемные пр-ты, а дети будут подкладывать к ним гф. Педагог обязательно комментирует действия детей. Т.о. к концу года дети группируют объёмные и ГФ не называя их.

2 мл гр.

В нач. года педагог проводит обследование по усвоению детьми материала предыдущ. гр. Продолжается опредмечивание ГФ и Ф (шар – это колобок). Если реб. делает это в нач. года, значит – усвоил.

С сер. 1 кв. нач. знакомить детей с ГФ и их названиями. Педагог знакомит детей с геом ф и их названиями,соотнося плоскостной геом материал с объемной формой: круг-шар,квадрат-куб.

Приемы: *-показ и называние (это круг, это квадрат); *-осязательно-двигательное обследование гф (обхватывание; *-игровой («пальчик бежит по дорожке»); *-прием практических действий (покатать, поставить).

Большое значение имеет обучение детей видеть ГФ и Ф в окруж. действительности, т.е. от прямого опредмечивания переходят к сравнению с формой. Детям для сравнения с геом. образцами (эталонами) предлагаются предметы только простой и ярко выраженной формы. Педагог подбирает -1)крупные. четкие геометр.образцы. 2)пр-ты. имеющие такую же форму. Пед. показывает детям предмет и спрашивает на какую геом.фигуру он похож. Усложнение: показать гф, а дети подбирают предметы.

К концу года дети должны употреблять в речи названия ГФ и определять форму предмета.

Со второй половины года можно давать простейшие задания по преобразованию ГФ. Такие упр. готовят детей к пониманию трансфигурации (преобразование одной ГФ в другую).

Детям можно предложить собрать из 8-10 частей разрезанную предметную картинку. Составные части таких картинок должны иметь геометр. форму (не пазлы). Дети собирают разрезанные на части круг, треуг, квадрат. Такие задания могут иметь сюжетный х-ер (круг – это пирог).

ГФ в средней группе.

В ср.гр. расширяются знания детей о ГФ и Ф. Кроме круга, треуг. и квадрата, шара, куба и цилиндра, они должны уметь различать и называть: ромб, трапеция, конус, пирамида. Работа осущ. параллельно с обучен. счёту, сравнением размеров предметов, также с ИЗО. Начинать работу со знакомства с шаром и кубом. Педагог показывает и называет шар и производит действия с ним: катает его по столу, между ладонями, перекатывает из руки в руку. В процессе действий он приговаривает: "Шар катится. Я перекатила шар из руки в руку". Каждому ребенку предлагает взять шар и производить с ним такие же действия. Затем выясняет, какого цвета шар у каждого, катится ли он: «У Коли кр. шар, он катится, у Сережи –зел., он тоже катится. Все шары катятся.»

Аналогичным образом детей знакомят с кубом. У них уже есть опыт обследов. формы пр-тов,сразу модели кубов разных размеров. Педагог сначала показывает и называет куб. А затем, предъявляя 2 куба контрастных размеров, спрашивает: "Что это? Какого цвета кубы? Какой куб больше (меньше)?" Дети ощупывают куб, обводят пальчиком его грани, обхватывают руками, пробуют катить и убеждаются в его устойчивости. Они ставят маленький куб набольшой, выбирают кубы из других пр-тов, делают из них простейшие постройки и т. п.

Далее проводят упр. на сопоставление и группировку этих фигур. Предлагают подобрать пары или выбрать неск.Ш. или К. по образцу: "Покажи куб (шар)" (среди 3-4 фигур), "Найди шар (куб) такого же цвета (размера)", "Отбери все большие кубы (шары)". Для развития навыков обследования формы -игры для детей с досками, в вырезы которых вставляются модели плоских фигур, и с ящиками, в отверстия которых опускают модели пространственных фигур: шара, куба. Детям показывают и объясняют, что каждая фигура помещается (или проходит) только в вырез (отверстие) своей формы. Обводя указательным пальцем контур модели или границы отверстия (выреза), педагог обучает детей приему осязательно-двигательного обследования формы пр-тов.

Модели ГФ сравниваются попарно: круг и квадрат, квадрат и треугольник, треугольник и круг. Предъявляются фигуры, окрашенные в разные цвета, когда фигуры сравниваются впервыеиспользуют модели фигур, одинаковые по окраске и размерам. Затем детям дают фигуры, отличающиеся цветом, а затем размерами. Большое значение -обучению приемам обведения контуров моделей ГФ. Восп. показывает фигуру, называет ее, просит детей показать такую же, а далее неоднократно обводит контур фигуры указат. пальцем, привлекая детей к совместному действию "в воздухе". Используя карточки, на которых изображены 2-3 фигуры, детей упражняют в обведении контуров. Свойства формы выявляют, предлагая проделать то или иное действие. Так, катая фигуры, малыши выясняют, что круг катится, а квадрат не катится. "Почему? - "Мешают углы: У круга нет углов, кругкатится". Дети упражняются в различении и назывании фигур.: "Возьми круг в правую, а квадрат в левую руку", "Положи все круги на нижнюю полоску карточки, а квадраты на верхнюю", "Какая фигура у тебя в правой руке?"Игры: "Найди такую же фигуру", "Найди свой домик", "Подбери колеса к машине, к поезду" (дети выбирают круги из набора разных фигур), "Домино", "Выкладывание орнамента".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: