Методика усвоения компонента «ГФ и форм (Ф)а предметов» в ст.гр

В ст.гр. представления закрепляются и углубляются. Начинают формир. представл. о четырёхугольнике – обобщённое понятие ГФ обладающей признаками: 4 угла и 4 стороны. Это обобщение формируется на основе обследования моделей фигуры, сопоставление её с др., выделение существенных признаков. Дети должны уметь объединять в гр. четырёхугольника гф; знать почему они назыв. четырёхугольником.

Детей учат различать модели близких по форме ГФ (круга и овала), производить элементарный анализ воспринимаемых форм, выделять и описывать некоторые их свойства. Также – использовать знакомые гф в целях анализа окружающей действительности, видеть ГФ в окружающих предметах (мячик, арбуз – шар, стена, пол, потолок – прямоугольник).

В процессе д\игр дети учатся не только анализировать Ф сложных по конструкции пр-тов, но и воссоздавать её. Закрепляются У выкладывать разные фигуры из палочек.

Наглядный материал. Каждая фигура представляется моделями разн. окраски, разн. размера и с разн. соотношением сторон, сделанного из разного материала (бумаги, картона, пластмассы, пластилина, фанеры). Использ.таблицы и карточки для инд. Вся работа строится на основе сопоставления и противопоставления моделей ГФ. Модели ГФ сначала сопоставляют попарно (круг и овал, квадрат и прямоугольник), затем сопоставляют сразу от 3 до 5 фигур каждого вида. Свойства каждой из ГФ выявляются путём сопоставления 4-5 её моделей, отличающихся окраской, размером, материалом; задают вопр., побуждающие детей выделять эл-ты фигур, устанавливать соотношения между ними (Что можно сказать о размере сторон?). На основе ряда фактов делают простейшие умозаключения: у красного квадрата стороны равны, у зелёного – равны, у синего – равны, значит у любого квадрата стороны равны.

Методы. и пр.: а)осязательно-двигательного обследования моделей; б)наложения, приложения; в)считают и сравнивают кол-во сторон, углов; + новые: г)делят фигуру на равные части различными способами; д)составляют целые фигуры из частей; е)из одних фигур сост. другие; ж)выкладывают из палочек з)лепят пространственные фигуры из пластилина.

Группировка предметов. Усложнения: 1)увелич. кол-во сопоставляемых фигур; 2)использ. модели, отличающиеся большим кол-вом признаков; 3)одни и те же модели группируют по разным признакам: форме, цвету, размару; 4)упраж. в группировке сочетают с обучением порядковому счёту, с изучением состава чисел из 1 и связей между числами.

Упражнения в установлении взаимного положения ГФ. Сначала предлаг.определить взаимное положение 3 фигур, затем 4-5.

Порядок рассмотрения узора из ГФ. 1)назвать фигуру располож. в центре (посредине); 2)сверху-снизу, слева и справа; 3)в верхнем левом и правом углу и нижнем лев. и пр. углу. Дети должны не только послед-но выделять и описывать располож. фигур, но и находить узор по образцу и описанию, а также воспроизводить узор, составленный из ГФ по зрительно воспринимаемому образцу и по указанию педагога. Эти упр. чаще всего проводят в форме д\игр («Что изменилось?», «Найди такой же узор»).

Важно с нач. уч.г. закреплять умение детей соотносить предметы по форме с геометрич. Образцами, описывать форму предметов, состоящих из 1-3 частей, постепенно кол-во частей увеличивается (определять форму предметов, нарисованных на картинке, представленных в аппликации).

Методика усвоения компонента «Пространство» образовательной области «ЭМП» воспитанниками младшей возрастной группы.

В 1 младшей группе главная задача – освоить собственную схему тела (левая и правая части тела, верхняя и нижняя). С начало года П. начинает работы по формированию у детей навыков различения левой и правой руки. Эта работа осущ. в процессе быт. деятельности. Дети не должны называть правую и левую руку, но должны понимать указание воспитателя.

Так же дети этого возраста, способны определять расстояние и реагировать на слова близко, далеко. Чтобы объяснить, что такое близко и далеко педогог может использовать игровую задачу («В гости к нам пришел медвежонок» Все ближе, ближе, дотронемся до него рукой. А теперь медвежонок пойдет в гости к др. детям, все дальше, дольше. Попробуй до него дотянуться. Ребенок понимает, если он не может коснуться, значит предмет далеко. В дальнейшей практ. деятельности педагог упражняет детей в понимание слов «впереди», «сзади», «внизу», «вверху»).

Во 2 младшей группе продолжается работа по усвоению собственного тела, используя те же приемы, что и в предыдущей группе.

В-ль добивается усвоения слов правая и левая. Дети должны по указанию в-ля выполнять указание, при этом педагог может использовать зеркальный показ.

Дети 4 года жизни уже могут находить 5 точек на плоскости (левый, правый верхний угол, нижний угол и середина)

Эта задача ориентировки на плоскости решается в большей степени по ИЗО.

Ориентируясь в ближайшем пространстве дети должны понимать указание в-ля (пройди вперед, поверни на зад, покажи, что находится сбоку от тебя). Продолжают упражняться в употреблении слов «над», «под», «рядом», «за», «наверху», «внизу».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: