Методика усвоения компонента «Пространство» в ср.гр

    В ср.гр. задачи усложняются, дети должны не только уметь определить направление «от себя», но и двигаться в заданном направлении. Реб. должен научиться определять, где расположен тот или иной предмет по отношению к нему: вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа. Основой различения пространств. отношений служит различение частей тела, определение сторон на самом себе. В нач. уч.г. выясняют в какой мере дети умеют ориентироваться на себе и закрепляют данное умение. Большое внимание уделяется упражнениям в различении лев. и прав. руки.

    Определение пространственного расположения предметов относительно себя (впереди, перед, за, сзади, слева, справа, вверху, внизу). Вначале детям предлаг. определить расположение только 2 игрушек, находящихся от них в противоположных направлениях (впереди и сзади), затем колич-во предметов увелич. до 4. Предметы сначала располагают на небольшом расстоянии, к-ое постепен. увелич. После того, как реб-к определит расположение предметов, полезно предложить ему повернуться на 90, затем на 180 градусов. В дальнейшем это позволит понять относительность в определении местонахождения предметов от самого себя. Наиболее эффективными явл. упраж., связанные с движениями, перемещением детей.

    Обучение умению передвигаться в указанном направлении. Целесообразно вначале использ. Игру «Куда пойдёшь, что найдёшь?» Требования к положению воспитанников при выполнении движений в заданном направлении (по Житко): положение тела не меняется, ребёнок не поворачивается в заданном направлении, а выполняет приставные шаги (вправо, влево, вперёд, назад). Соблюдение данного правила (чётко выполненные приставные шаги) явл. наиболее важным при выполнении заданного количества движений в определённом направлении.

    Формир. представлений «ближе», «дальше», «близко», «далеко» происходит при выполнении детьми тех или иных действий с игрушками и предметами. На занятиях проводят лишь несколько спец. упражнений для уточнения.

    Развитие ориентировки на листе бумаги. Большое внимание уделяют на занятиях. Как в процессе усвоения др. компонентов (счёта – найти верхнюю и нижнюю полоску счётной карточки), так и путём спец. упражнений с целью научить определять и обозначать пространственное расположение геометр. фигур на таблице, воссоздать расположение. Сначала дети называют фигуру, расположен. в центре (посредине), затем вверху и внизу или слева и справа. Использ. Таблицы, на котор. Изображено от 3 до 5 фигур.

    Использование жизненных ситуаций. Ориентировка в пространстве – это непременный компонент любого практического действия. Большие возможности: муз. и физ. занятия, утрен. гимнастика, п\игры. А также познавательно практическая, трудовая, художеств. деят-сть, спец. созданные проблемные ситуации (навести порядок, пойти и принести что-то, выполнить действие прав. или лев. рукой и т.п.).

    Требования к организации: 1)грамотно заданные вопросы взрослого, его объяснение; 2)в деят-сти педагога должен отсутствовать зеркальный показ. Во время выполнения движений с воспитанником в заданном направлении, показа правой и левой сторон листа и т.п. взрослый должен занимать такое же пространственное положение, в к-ом находится ребёнок; 3)не следует подменять слова, обозначающие пространственные направления, называнием предметных ориентиров («Повернитесь к окну» и т.п.)

                                                                                                                                 

17. Методика … «Пространство» ст.гр.

Определение пространственного расположения предметов относительно себя. В ст. гр. продолжают закреплять умение различать прав. и лев. руку, знания о направлении движений от себя и умения обозначать положение предмета по отношению к себе, упражняются в различении противоположных направлений, но задания усложняют (увелич. кол-во предметов от 2 до 6). Новые задачи: 1) обучать ориентироваться в спец. созданных пространственных ситуациях и определять своё место по заданному условию (Встань так, чтобы справа от тебя был Саша, а сзади – Оля). 2) определять и называть словом положение предмета по отношению к другому предмету (справа от куклы сидит заяц, а слева oт куклы стоит лошадка, сзади куклы сидит мишка, а впереди куклы стоит петух). 3)определять своё положение среди окружающих предметов (за стулом, около стула, перед стулом и т.п.).

Развитие умения передвигаться в указанном направлении, изменять направление во время ходьбы и бега. На физ. и муз. занятиях, на прогулках, используя дид. и п\игры, упр. в воспроизведении направления движения с закрытыми глазами.

Установление пространственных отношений между предметами, а также своё положение среди окружающих предметов. (Я стою за стулом между окнами, сзади Маши) Формируем умение описывать словами пространств. положения, используя различн. предлоги. Умение ориентироваться от др. предмета основывается на умении ориентир. на самом себе. Дети должны мысленно представить себя в положении предмета. Сначала – упражняют в определении направления положения предметов от самого себя (при повороте на 90 и 180). Затем определять стороны тела друг друга, затем стороны туловища куклы.

Ориентировка на плоскости. В нач. уч.г. учат располагать пр-ты в указанном направлении. Обучают умению находить середину (центр) листа, верхний, нижний, левый, правый край листа, середина сторон, углы. Сначада восп. даёт образец описания расположения предметов по отношению к листу, дети описывают и воспроизводят образец. Затем дети действуют по указанию, а образец показ. после выполнения задания, он как ср-во самоконтроля. Выполнив задание, дети описывают что и где разместили. Приёмы обучения: зрительный диктант (расположение ГФ под диктовку воспит-ля), по замыслу, зарисовка геометр. фигур и др. пр-ов на бумаге в клетку. Новые задачи в программе: - умения строить простые планы, чертить схемы.

Использование жизненных ситуаций. В развитии пространственных ориентировок особую роль играют прогулки, экскурсии, подвижные игры, физкультурные упражнении и бытовая ориентировка детей не только в группе, но и в помещении всего детского сада.

Приемы: -рассматривание картин, иллюстраций и дид. картинок и описание расположения на них предметов; -подбор парных картинок с однородными предметами, но по-разному расположенными.

Могут быть использованы для закрепления ориентировки в пространстве физкультурные упражнения, в процессе которых дети должны научиться изменять по команде направление движения во время ходьбы, бега, описывать свое простран­ственное положение по отношению к тому или иному предмету, например «я встал впереди стула, а надо встать за стулом» и др.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: