Методика усвоения компонента «Время» образовательной области «ЭМП» воспитанниками младшей возрастной группы

1 мл.групп. Одна из особенностей детьми этого возраста время в том, что они быстрее и легче запоминают ярко выраженные контрастные, временные отрезки «день- ночь», «лето – зима». В основном над этим пониманием ведётся работа. В-ль вместе с детьми рассказывает, что делают утром, ночью, днем, вечером. Можно использовать характерные для данного времени суток иллюстрации. Как можно чаще педагог использует в речи слова обозначающие временные отрезки.

От детей должен ожидать пассивного усвоения этих категорий. Ребенок может показывать ту или иную часть суток. Не должны называть части суток, если из предложенных иллюстраций на вопрос «где ночь?» ребенок выбирает правильный рисунок, значит он ориентируется. Таким образом формируется первоначальные представление о временных отрезках.

2 младшая группа Дети 4-го года жизни легко повторяют новые слова, понятие. Эту особенность необходимо учитывать в процессе формирования у детей временных ориентировок. Маленькие дети должны уметь использовать в речи название частей суток на основе подсказки в-ля. Подсказка может быть в виде худ. слова (дети должны догадаться по рифме, какое слово нужно произнести). Иллюстрация.

По прежнему воспитатель использует основной прием опоры на личный опыт на конкретные впечатления полученные ребенком (утром- просыпаемся, вечером- домой). Дети 2 мл. группы могут называть некоторые характерные признаки для частей суток. К концу года они различают и употребляют все части суток. 

19. Методика усвоения компонента «Время» образовательной области ЭМП воспитанниками средней группы.  Как и в младшей группе, ориентировка во времени развивается у детей в основном в повседневной жизни. Важно, чтобы она базировалась на прочной чувственной основе. Педагог уточняет представления детей о частях суток, связывая их названия с тем, что делают дети и близкие им взрослые утром, днем, вечером, ночью. Ведется беседа с детьми с целью уточнения их представления о сутках. Разговор может быть построен примерно так: сначало воспитатель просит детей рассказать, что они делали до того, как пришли в детский сад, что утром делали в детском саду и т.д. Он уточняет и обобщает, что дети делают в каждый из периодов суток. А в заключение говорит о том, что утро, день, вечер и ночь – это часть суток. Временные понятия сегодня, завтра, вчера носят относительный характер. Детям трудно их усвоить. Поэтому необходимо как можно чаще пользоваться словами: завтра, сегодня, вчера и побуждать детей к их употреблению. Воспитатель постоянно обращается к ним с вопросами: «Когда мы рисовали? Что мы видели сегодня? Куда пойдем завтра?» Значение слов Быстро – медленно раскрывают на конкретных примерах. Воспитатель обращает внимание детей на степень быстроты их движений в играх («Поезд идет медленно, затем все быстрее и быстрее»). Во время одевания он хвалит тех, кто быстрее одевается, ускоряет медлительных, на прогулках сравнивает скорость движения пешехода и велосипедиста, автомобиля и поезда, гусеницы и жука.

 

20. Методика усвоения компонента «Время» образовательной области ЭМП воспитанниками старшей возрастной группы. В начале учебного года у детей старшей группы закрепляют и углубляют представления о таких временных отрезках, как утро, день, вечер и ночь. Воспитатель беседует о том, что, когда и в какой последовательности они и окружающие их взрослые делают в течении дня, о впечатлениях раннего утра, полудня вечера. Он читает детям стихотворения и рассказы, соответствующего содержания. В качестве наглядного материала используют картинки, где изображены дети в процессе различных видов деятельности на протяжении дня: уборка постели, утренняя гимнастика, умывание и др. Уточнить представления о частях суток позволяет дидактические игры, например «Наш день». В таких обозначения времени как Вчера, завтра, сегодня, дети затрудняются назвать. 5-ний ребенок путает эти слова. Воспитатель раскрывает их, задавая вопросы: «Где мы были с вами вчера? Когда мы ходили в парк?» На одном из занятий дети узнают о том, что сутки, которые люди в разговоре обычно называют день, сменяются одни другим.. Семь таких дней составляют неделю. Каждый день недели имеет свое значение. Последовательность дней всегда одна и та же. Название дней недели связывают с конкретным содержанием деятельности детей (в понедельник у нас физк-ра). Теперь ежедневно дети называют утром текущий день недели, и говорят какой был вчера, какой завтра. Периодически предлагают детям назвать дни недели по порядку. Когда дети научаться считать по порядку, название дня недели связывают с его порядковым номером. Для закрепления знания последовательности дней недели может быть использована слов.дидакт. игра «Дни недели». Дети знакомятся с месяцами года. Они постепенно запоминают названия их, порядок их следования. Быстрому запоминанию служит чтение Маршака «12-ть месяцев». Важно воспитать у детей чувство времени, развивать восприятие длительности временных отрезков, понимание необратимости времени. Воспитатель должен помочь им представить, что конкретно можно сделать за тот или иной временной отрезок, успеть все делать вовремя. Развитое чувство времени помогает детям стать более организованными и дисциплинированными.

 

 

21. Методика обучения практическому способу сравнения множеств.   Умение сопоставлять совокупность предметов разных размеров создают предпосылки для понимания значения счета и приемов поштучного соотнесения элементов 2-х сравниваемых множеств(один к одному) в выявлении отношений «равно», «больше», «меньше». Например, чтобы выяснить, каких яблок больше- маленьких или больших, каких цветов больше - ноготков или ромашек, если последние расположены с большими интервалами, чем первые, необходимо либо сосчитать предметы и сравнить их число, либо сопоставить предметы 2 групп один к одному. Используются разные способы сопоставления: наложения,применения эквивалентов. Дети видят: в одной из групп оказался лишний предмет, значит, их больше, а в другой – одного предмета не хватило, значит, их меньше. Опираясь на наглядную основу, они сравнивают числа. Уравнивания группы добавлением одного предмета к меньшему их числу или удалением одного предмета из большего их числа, дети усваивают способы получения каждого их сравниваемых чисел. Рассматривание взаимосвязи отношений «больше», «меньше» поможет им в дальнейшем понять взаимно- обратный характер отношений между числами. Дети должны рассказывать, как было получено каждое число, т.е. к какому числу предметов и сколько добавили или от какого числа предметов и сколько отняли, убрали. Например, к 8 яблокам добавили 1, стало 9. Из 9 яблок взяли 1, осталось 8 и т.п. Если дети затрудняются дать ответ, можно задать наводящий вопрос: «сколько было?», «сколько стало?» Для упрочнения знаний необходимо чередовать коллективную работу с самостоятельной работой детей с раздаточным материалом. Ребенок сопоставляет 2 совокупности, раскладывая предметы на карточке с 2 свободными полосками. Для закрепления навыков счета используются разнообразные упражнения, например «покажи столько же» Дети находят карточку, на которой нарисовано столько же предметов, сколько показал педагог (найди столько игрушек, сколько кружков на карточке). Воспитатель также может разнообразить материал, характер заданий. Например, дети подбирают картинки, на которых нарисовано указанное число предметов. Выполняя задание «назовите, каких предметов у нас по 4, по5,.., дети находят равночисленные множества в окружающей обстановке. Они видят, что любых предметов может быть поровну: по 2,по3, и т.д. Число постепенно становится показателем класса равномощных множеств.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: