Технология проблемного обучения

 

 

Авторы идеи: Т.В.Кудрявцев, А.М.Матюшкин, М.И.Махмутов, В.Оконь и др.

 

· организация под руководством педагога самостоятельной поисковой деятельности обучаемых по решению учебных проблем, вследствие чего формируются новые знания, умения и навыки, развиваются познавательные способности, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие значимые личностные качества;

· преподаватель не сообщает знания в готовом виде, а выдвигает перед обучаемыми задачу (создает проблемную ситуацию) и побуждает к ее разрешению;

· проблемная ситуация возникает в случае, если: актуализировано противоречие между:

– существующим знанием и незнанием (невозможность разрешить проблемную ситуацию известными методами и приемами);

– старыми знаниями и новыми фактами (знаниями более низкого и более высокого уровня, житейскими и научными знаниями, несоответствие между имеющимися знаниями и новыми требованиями);

– имеющимся знанием и изменившимися практическими условиями его применения;

– теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа;

– практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у обучаемых знаний для его теоретического обоснования;

 

· проблемная ситуация  обладает дидактической ценностью лишь в случае, если предлагаемое проблемное задание (учебная задача, вопросы, практические задачи) соответствует интеллектуальным возможностям обучаемого, побуждает его выйти из сложившейся ситуации, снять возникшее противоречие;

· основные формы проблемного обучения (по степени познавательной самостоятельности обучаемых):

проблемное изложение  – демонстрация преподавателем обучаемым разворачивающейся логики научного решения поставленной проблемы (минимум познавательной самостоятельности);

частично -поисковая деятельность(направляется преподавателем с помощью специальных вопросов, побуждающих обучаемых к самостоятельному рассуждению, активному поиску ответов на проблемные вопросы);

исследовательская деятельность  представляет собой в полной мере самостоятельный поиск обучаемыми путей и способов решения проблемы.

Преимущества:

· достижение высокого уровня умственного развития обучаемых, формирование познавательной самостоятельности;

· развивает интерес к учебному труду;

· обеспечивает прочные результаты обучения.

 

Недостатки:

· большие затраты времени на достижение запланированных результатов;

· слабая управляемость познавательной деятельностью обучаемых.

 

 

ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

 

Авторы идеи: в отечественной дидактике – П.Юцявичене, Т.И.Шамова.

 

 

· альтернатива традиционному обучению (появилась в учебных заведениях США и Западной Европы в конце 60-х годов XX в.);

· обучаемый самостоятельно (или с определенной помощью) достигает конкретных учебных целей в процессе работы с модулем – целевой функциональной структурой, объединяющей учебное содержание и технологию овладения последним;

· структура модуля: 

– целевой план действий;

– банк информации;

– методическое руководство по достижению дидактических целей;

 

· условие реализации –  модульная программа  (комплексная дидактическая цель   + совокупность модулей, обеспечивающих ее достижение);

· типы модулей:

познавательные  (изучение основ наук);

операционные (формирование и развитие способов деятельности);

смешанные  (объединение содержания первых двух типов);

· логика построения процесса обучения:

– предварительный контроль знаний и умений обучаемых накануне изучения каждого модуля (уровень готовности);

– осуществление соответствующей коррекции знаний (в случае необходимости);

– текущий и промежуточный контроль (самоконтроль, взаимоконтроль, сверка);

– заключительный контроль (по завершении работы с модулем).

 

  Модули могут использоваться в любой организационной системе обучения. Результативно сочетать традиционную систему обучения с модульной.

 

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ

 

Автор идеи: американский ученый Д.Дьюи.

 

· вариант практической реализации идеи продуктивного обучения (приобретение обучаемыми индивидуального опыта продуктивной деятельности);

· целевая детерминанта – развитие и обогащение познавательных возможностей и потребностей, индивидуального опыта обучаемых  в практической деятельности (в отличие от традиционного усвоения знаний и прохождения образовательных программ).

 

      

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: