Авторы идеи: Т.В.Кудрявцев, А.М.Матюшкин, М.И.Махмутов, В.Оконь и др.
· организация под руководством педагога самостоятельной поисковой деятельности обучаемых по решению учебных проблем, вследствие чего формируются новые знания, умения и навыки, развиваются познавательные способности, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие значимые личностные качества;
· преподаватель не сообщает знания в готовом виде, а выдвигает перед обучаемыми задачу (создает проблемную ситуацию) и побуждает к ее разрешению;
· проблемная ситуация возникает в случае, если: актуализировано противоречие между:
– существующим знанием и незнанием (невозможность разрешить проблемную ситуацию известными методами и приемами);
– старыми знаниями и новыми фактами (знаниями более низкого и более высокого уровня, житейскими и научными знаниями, несоответствие между имеющимися знаниями и новыми требованиями);
– имеющимся знанием и изменившимися практическими условиями его применения;
|
|
– теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа;
– практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у обучаемых знаний для его теоретического обоснования;
· проблемная ситуация обладает дидактической ценностью лишь в случае, если предлагаемое проблемное задание (учебная задача, вопросы, практические задачи) соответствует интеллектуальным возможностям обучаемого, побуждает его выйти из сложившейся ситуации, снять возникшее противоречие;
· основные формы проблемного обучения (по степени познавательной самостоятельности обучаемых):
– проблемное изложение – демонстрация преподавателем обучаемым разворачивающейся логики научного решения поставленной проблемы (минимум познавательной самостоятельности);
– частично -поисковая деятельность(направляется преподавателем с помощью специальных вопросов, побуждающих обучаемых к самостоятельному рассуждению, активному поиску ответов на проблемные вопросы);
– исследовательская деятельность представляет собой в полной мере самостоятельный поиск обучаемыми путей и способов решения проблемы.
Преимущества:
· достижение высокого уровня умственного развития обучаемых, формирование познавательной самостоятельности;
· развивает интерес к учебному труду;
· обеспечивает прочные результаты обучения.
Недостатки:
· большие затраты времени на достижение запланированных результатов;
· слабая управляемость познавательной деятельностью обучаемых.
ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
|
|
Авторы идеи: в отечественной дидактике – П.Юцявичене, Т.И.Шамова.
· альтернатива традиционному обучению (появилась в учебных заведениях США и Западной Европы в конце 60-х годов XX в.);
· обучаемый самостоятельно (или с определенной помощью) достигает конкретных учебных целей в процессе работы с модулем – целевой функциональной структурой, объединяющей учебное содержание и технологию овладения последним;
· структура модуля:
– целевой план действий;
– банк информации;
– методическое руководство по достижению дидактических целей;
· условие реализации – модульная программа (комплексная дидактическая цель + совокупность модулей, обеспечивающих ее достижение);
· типы модулей:
– познавательные (изучение основ наук);
– операционные (формирование и развитие способов деятельности);
– смешанные (объединение содержания первых двух типов);
· логика построения процесса обучения:
– предварительный контроль знаний и умений обучаемых накануне изучения каждого модуля (уровень готовности);
– осуществление соответствующей коррекции знаний (в случае необходимости);
– текущий и промежуточный контроль (самоконтроль, взаимоконтроль, сверка);
– заключительный контроль (по завершении работы с модулем).
Модули могут использоваться в любой организационной системе обучения. Результативно сочетать традиционную систему обучения с модульной.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ
Автор идеи: американский ученый Д.Дьюи.
· вариант практической реализации идеи продуктивного обучения (приобретение обучаемыми индивидуального опыта продуктивной деятельности);
· целевая детерминанта – развитие и обогащение познавательных возможностей и потребностей, индивидуального опыта обучаемых в практической деятельности (в отличие от традиционного усвоения знаний и прохождения образовательных программ).