Технология развития творческой деятельности будущих специалистов

 

ПОДХОДЫ к сущности творческой деятельности:

 

  1. Философский и социально-экономический –  творческая деятельность как создание чего-то нового, отличающегося от уже существующего.

 

Категории измерения:

 

  Открытие – установление ранее неизвестного объективно существующего свойства или явления.

  Изобретение – новое решение проблемы, задачи, имеющее положительное значение для производства, культуры, направленное на решение техническое проблемы, задачи в целом.

  Рационализаторское предложение – локальное (в отличие от изобретения) решение той или иной задачи по улучшению функционирования  уже известной, существующей техники в новой конкретной обстановке.

  Конструирование  – построение какого-то объекта, включающее два основных этапа: 1) создание в уме и оформление конструкции в чертежах и документации; 2) материальное создание конструкции (изготовление деталей и частей, их последующая обработка).

  Дизайн –  художественное конструирование, создание объекта с определенными эстетическими характеристиками.

  2. Психолого-педагогический  – творческая деятельность как создание новых для данного субъекта ценностей в виде получения новых знаний, умений, навыков и т.д., открытие чего-либо ранее неизвестного. 

 

Категории измерения:

 

  Интуитивное мышление  – эвристический процесс, состоящий в нахождении решения задачи на основе ориентиров поиска, не связанных логически или недостаточных для получения логического вывода, творческая способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без доказательств.

  Интуиция опирается большой объем знаний и фак­тов, полученных в процессе теоретико-практиче­ской деятельности субъекта.

  Творческое воображение  – способность человека представить себе объекты и процессы, не воспринимаемые им в данный момент или не существующие (в личном опыте или вообще в действительности).

  Виды воображения:

· представление объектов, которые ранее  встречались человеку;

· представление объектов и процессов,  не существовавших в личном опыте, но при наличии точной исходной информации;

· представление объектов и процессов, не существующих в действительности и при полном отсутствии информации о них.

  Логические законы и правила (приемы логического мышления) – овладение умственными операциями логического характера (анализ, синтез, индукция, дедукция), методами  эмпирического познания  (наблюдение, сравнение, сопоставление), теоретического познания (конкретизация, абстрагирование), эмпирико-теоретического  познания (моделирование, проектирование), логическими правилами и законами  (закон тождества, противоречия, закон исключенного третьего, достаточного основания).

 

  ЭТАПЫ познавательно-преобразовательной творческой деятельности:

1.  Критическое осмысление существующего состояния объекта (субъекта), формирование проблемной ситуации, превращение проблемной ситуации в конкретную творческую задачу (исходные данные, возможные условия решения, необходимые ограничения и средства реализации, определенность цели).

2. Поиск идеи, принципов и условий  творческого  преобразования и трансформации (известных либо устанавливаемых заново).

3. Разработка идеальной  модели решения как результат мысленного экспериментирования.

4. Проведение опытно-экспериментальной работы по реализации модели.

5. Анализ  и интерпретация результатов.

 

  СТРАТЕГИИ творческой деятельности:

 

· Стратегия случайных постановок – поиск вслепую, по случайным ориентирам, без всякого плана.

· Стратегия поиска аналогов – использование известной конструкции или ее части, отдельной функции при создании нового устройства.

· Стратегия комбинаторных действий – поиски сочетаний отдельных элементов, перестановки в расположении деталей конструкции, направленные на значительные изменения основных показателей.

· Стратегия реконструирования   – переконструирование или конструирование наоборот, поиск относительно нового, отличного от прежнего, изменение лишь одной детали или всей конструкции.

· Универсальная стратегия  – комплексное применение аналогирования, комбинирования и реконструирования.

 

  ТАКТИКИ творческой деятельности.

  Тактика  – конкретные действия для реализации стратегии творческой деятельности.

 

· Тактика интерполяции  – включение в устройство какой-либо части, внесение элемента внутрь механизма.

· Тактика экстраполяции  – внешнее добавление элемента, наружная достройка.

· Тактика редукции – уменьшение параметров.

· Тактика гиперболизации  – увеличение параметров.

· Тактика дублирования – точное использование в новом какой-либо детали или функции.

· Тактика размножения  использование двух и более одинаковых деталей, элементов в одной функции.

· Тактика замены и модернизации  – полная замена определенной детали, элемента; приспособление к новым условиям.

· Тактика конвергенции, деформации и интеграции  – преобразования на сочетании двух противоположностей; определенные изменения структуры или функции; построение  из известных частей нового.

· Тактика базовой детали  –  использование одной части как основы для построения всех остальных частей.

· Тактика автономизации  – выделение в целом отдельной части и перестройка других частей.

· Тактика последовательного подчинения  – действия в последовательности перестраивания всех частей без пропусков.

· Тактика смещения или перестановки  – изменение расположения элементов в пределах объекта.

· Тактика дифференциации  – специальное разделение структур и функций объекта.

МЕТОДЫ развития опыта творческой деятельности будущих специалистов ( активизация творческого мышления, выработка умений решать проблемы, сознательный поиск решения задач).

 

1. Методы с применением затрудняющих условий:

· Метод временных ограничений –  учет влияния временного фактора на деятельность (повышение или понижение активности и результативности).

· Метод внезапных запрещений  – запрет использования тех или иных действий для разрушения стереотипов деятельности.

· Метод скоростного эскизирования  – изображение всех вариантов творческого поиска.

· Метод новых вариантов  – выполнение заданий по-новому при имеющихся нескольких вариантах.

· Метод информационной недостаточности  – решение задачи с явным недостатком данных.

· Метод информационной насыщенности  – решение задачи с заведомо излишними данными.

· Метод абсурда  – решение заведомо Невыполнимой задачи.

· Метод рекодификации  – выражение явления по-иному, переход с одного языка науки на другой (например, с математического языка на графическое представление).




double arrow
Сейчас читают про: