Технология полного усвоения

ТРАДИЦИОННАЯ (РЕПРОДУКТИВНАЯ) ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ

 

 

· ориентирована на передачу знаний, умений и навыков;

 

· обеспечивает усвоение обучаемыми содержания обучения, проверку и оценку его качества на репродуктивном уровне;

 

· дидактическая схема: изучение нового–закрепление– контроль–оценка;

 

· ведущий метод – объяснение в сочетании с наглядностью;

 

· основной вид деятельности обучаемых – слушание и запоминание;

 

· дидактический критерий – безошибочное воспроизведение изученного.

 

Преимущества:

 

· экономичность;

 

· эффективность управления образовательно-воспитательным процессом;

 

· возможность использования новых способов изложения знаний.

 

Недостатки:

 

·  незначительные возможности индивидуализации и дифференциации учебного процесса;

 

· низкий потенциал умственного развития учащихся.

 

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

 

Авторы идеи: Л.С.Выготский (культурно-историческая теория психического развития человека), Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и др.).

 

· повышение эффективности обучения (ориентация на «зону ближайшего развития»);

· ведущий принцип – обучение на высоком уровне трудности в быстром темпе;

· содержание образования – опора на теоретические знания в сочетании с развитием практических умений и навыков обучаемых;

· стимулирование рефлексии обучаемых в различных ситуациях учебной деятельности (самоконтроль, самооценка).

 

Проблемность:

 

· необходимость совпадения динамических характеристик личности субъектов учебного процесса.

 

 

ТЕХНОЛОГИЯ

ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

Авторы идеи: П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин, Н.Ф.Талызина и др.

 

· обучение строится в соответствии с ориентировочной основой выполнения действия;

 

Этапы обучения:

· актуализация учебной мотивации обучаемого;

· осознание схемы ориентировочной основы деятельности (действия):

 

– предлагаемый конкретный образец действия без указаний о методике его выполнения (неполная система ориентировок);

– полное и подробное указание о правильном выполнении действия;

– самостоятельное создание ориентировочной основы действия обучаемым на основе полученного знания.

 

· выполнение действия во внешней форме (модель, схема, чертеж);

· внешнеречевое обобщение действия;

· обобщение и свертывание действия на уровне внутренней речи;

· интериоризация действия – переход действия во внутренний (умственный) план.

Достоинства:

· индивидуализация процесса обучения;

· сокращение времени формирования умений и навыков за счет показа образца;

· высокая автоматизация выполняемых действий за счет алгоритмизации;

· доступность индивидуального контроля качества выполнения действия;

· оперативная коррекция методик обучения.

 

Недостатки:

· ограничение возможности усвоения теоретических знаний;

· сложность разработки методического сопровождения;

·  возможность преобладания мыслительной и моторной стереотипии над творчеством.

 

 

ТЕХНОЛОГИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

 

Авторы идеи: А.Г.Ривин, В.В.Архипова, В.К.Дьяченко, А.С.Соколов и др.

 

· ведущие формы: организованный диалог, сочетательный диалог, коллективный способ обучения, работа обучаемых в парах сменного состава;

 

· компоненты: 

подготовка учебного материала (отбор учебных текстов, дополнительной и справочное литературы, смысловое структурирование учебного материала, разработка целевых заданий);

 

–   ориентация обучаемых: подготовительный (дидактический тренинг) и ознакомительный (сообщение целевых установок, усвоение «правил игры», способов учета результатов учения) этапы;

технология проведения учебного занятия (учет объема учебного материала, времени усвоения, возраста обучаемых); этапы: индивидуальная проработка учебного материала; обмен знаниями с партнеров в ролевой парадигме «педагог-обучаемый» с обязательной сменой ролей; проработка полученной информации и поиск нового ролевого партнера для взаимообучения.

 

 

· дидактический метод – «погружение» обучаемых в учебную тему во временных рамках  обучающего цикла (совокупность действий обучающего и учащегося, приводящих последнего к усвоению определенного содержательного фрагмента с заранее определенными показателями).

 

Достоинства:

 

· индивидуализация темпа обучения;

· актуализация чувства коллективной ответственности;

· формирование адекватной самооценки;

· более прочное усвоение знаний за счет увеличения объема ассоциативных связей.

 

ТЕХНОЛОГИЯ ПОЛНОГО УСВОЕНИЯ

 

Авторы идеи: американские ученые Дж.Кэролл и Б.Блюм.

 

· отличается от традиционной (классно-урочной) технологии конечным результатом (уровнем овладения знаниями обучаемых);

· задает единый фиксированный уровень овладения знаниями, умениями и навыками в условиях индивидуального для каждого учащегося времени, метода и формы усвоения;

· предполагает планируемый результат обучения, достигаемый всеми обучающимися (эталон полного усвоения);

· эталон полного усвоения задается в виде иерархически взаимосвязанной системы педагогических целей, разработанных для мыслительной, чувственной и психомоторной сфер;

· цели познавательной деятельности:

знание (обучаемый запомнил, воспроизвел, узнал);

понимание (объяснил, проиллюстрировал, интерпретировал);

применение  (применил изученный материал в конкретных условиях и в новой ситуации);

обобщение и систематизация (выделил части из целого, образовал новое целое);

оценка  (определил ценность и значение объекта изучения).

 

· содержание учебного материала разбивается на отдельные единицы («учебные элементы», «единицы содержания», «малые блоки» и т.п.); 

· по каждой из единиц усвоения готовится тест (контрольное задание) по двухбалльной шкале (зачет-незачет);

· к каждой учебной единице разрабатывается коррекционный дидактический материал для дополнительной проработки неусвоенного материала;

· определяется  эталон  полного усвоения учебной темы.

 

Деятельность учителя:

· ознакомление с учебными целями;

· разъяснение общего плана обучения;

· изложение нового материала (осуществляется традиционно);

· организация текущей проверки;

· оценивание текущих результатов;

· коррекционная работа с учащимися, не достигшими полного усвоения;

· организация малых групп взаимопомощи;

· повторное тестирование учащихся, которым была оказана коррекционная помощь.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: