· предполагает создание педагогических условий для включения каждого обучаемого в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития;
· предусматривает уровневую дифференциацию обучаемых за счет деления потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы;
· варианты дифференцированного обучения:
– на основе диагностики динамических характеристик личности и уровня овладения общеучебными умениями;
– в зависимости от направленности познавательных интересов;
– варианты профильного обучения;
· целевые детерминанты:
– актуализация познавательной мотивации и стимулирование познавательной деятельности обучаемых;
– добровольный выбор уровня освоения учебного материала (не ниже Госстандарта);
– организация самостоятельной работы учащихся;
– полное усвоение базового компонента содержания образования;
– парные, групповые и коллективные формы организации учебного процесса;
– текущий контроль за усвоением учебного материала;
– вводный и итоговый контроль по каждой укрупненной единице усвоения учебного материала;
– опережающее обучение по индивидуальным образовательным планам.
ТЕХНОЛОГИЯ АДАПТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
· разновидность технологии разноуровневого обучения;
· предполагает гибкую систему организации учебных занятий с учетом индивидуальных особенностей обучаемых;
· центральное место отводится формированию учебных умений;
· формы организации учебного процесса: совместно с педагогом, индивидуально с педагогом и самостоятельно под руководством педагога;
· приоритет активной самостоятельной деятельности обучаемых (обязательная и дополнительная литература, реферат, выполнение лабораторных и практических работ, разнообразный контроль знаний);
· этапы:
– объяснение нового материала всем обучаемым;
– индивидуальная работа педагога с обучаемым на фоне самостоятельно занимающейся группы;
– самостоятельная работа обучаемых;
· осуществление самостоятельной работы обучаемых в парных группах (статических, динамических и вариационных);
· многоканальность обратной связи;
· комфортная обстановка обучения и приоритет ситуации успеха.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОГРАММИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
Авторы идеи: американские (Н.Краудер, Б.Скиннер, С.Пресси) и отечественные (П.Я.Гальперин, Л.Н.Лында, А.М.Матюшкин, Н.Ф.Талызина) ученые.
· технология самостоятельного индивидуального обучения по заранее разработанной обучающей программе с помощью специальных средств (программированного учебника, обучающих машин, ЭВМ и др.);
· учитывает индивидуальные особенности каждого обучаемого (темп обучения, уровень обученности и др.);
· дидактические принципы:
– разделение учебного материала на отдельные небольшие, легко усваиваемые части;
– включение системы предписаний последовательного выполнения учебных действий;
– проверка качества усвоения каждой учебной части (очередной шаг или возвращение);
– специфика выполнения контрольных заданий (внутренняя и внешняя обратная связь «педагог-обучаемый»);
· основное средство реализации – обучающая программа, предписывающая определенную последовательность действий по овладению содержанием учебной единицы (безмашинное и машинное программирование действий);
· принципы программирования:
– линейное (последовательность пошагового освоения программы в индивидуальном темпе);
– разветвленное (индивидуализация процесса обучения в парадигме правильного и ошибочного ответов);
– смешанное (шеффилдская и блочная технологии).
· способы предоставления запрограммированных текстов:
– информационные машины (передача обучаемым новой информации);
– машины-экзаменаторы (контроль и оценка знаний);
– машины-репетиторы (повторение с целью закрепления знаний);
– тренировочные машины (тренажеры) – формирование у обучаемых необходимых практических умений.
ТЕХНОЛОГИЯ КОМПЬЮТЕРНОГО ОБУЧЕНИЯ
· возможность решения широкого спектра дидактических задач за счет специальных компьютерных обучающих программ;
· расширение информационной базы обучения (электронные библиотеки, отечественные и зарубежные базы данных, интернет);
· индивидуализация темпа обучения (адаптивные компьютерные программы).