Конспект содержания обсуждаемых вопросов

В ходе практических и семинарских занятий студентам предстоит овладеть основными научными понятиями, научиться анализировать и активно обсуждать ведущие теории и концепции по проблемам обучения, воспитания, педагогической деятельности.

Анализ теоретических концепций следует осуществлять последовательно, выполняя предлагаемые задания для самостоятельной работы.

Особое внимание следует уделить актуальным на сегодняшний день научным взглядам Л.С. Выготского, Н.Ф. Каптерева, Н.Ф. Талызиной, В.В. Давыдова, И.И. Ильясова, П.Я. Гальперина, Л.В. Занкова и др.

Студенты, познакомившись с основными методами педагогической психологии, должны обратить внимание на то, что существуют и специфические методы, используемые только в ситуациях образовательного процесса.

 Кроме того, студентам представится возможность применить теоретические знания на практике, используя психодиагностические методики, предлагаемые в Приложении 1, 2.

Студенты, приступая к изучению курса «Педагогическая психология», должны иметь четкие представления о ее предмете, задачах и принципах.

Педагогическая психология – одна из профилирующих дисциплин в системе подготовки психологов, направлена на создание общих теоретических основ их мировоззрения.

Подходы к определению предмета педагогической психологии многоаспектны.

Так, по мнению И.А. Зимней, предметом этой дисциплины являются факты, механизмы, закономерности освоения социального опыта и вызываемые этим процессом изменения в уровне интеллектуального и личностного развития человека, как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом.

На наш взгляд, интерес представляет определение предмета с позиций принципа деятельностного подхода. Известно, что личность формируется только в деятельности.

 Предметом педагогической психологии является не всякая деятельность, а ее определенный вид – учение.

 Такого мнения придерживаются ведущие в нашей стране ученые Н.Ф. Талызина, И.И. Ильясов.

Следует заметить, что учение – деятельность специально организованная, протекающая в условиях обучения, направленная на усвоение разных видов социального опыта: нравственного, интеллектуального.

Деятельность учения – ведущая в младшем школьном возрасте, который занимает особое место в онтогенезе детской психики.

 По мнению И.И. Ильясова, Н.Ф. Талызиной объектом педагогической психологии является деятельность учения, а предметом ее исследования - исполнительская часть этой деятельности.

Среди многочисленных теоретических и практических задач следует выделить общую, направленную на выявление, изучение и описание психологических особенностей и закономерностей интеллектуального и личностного развития человека в разных условиях учебно-воспитательного, образовательного процесса.

Из общей вытекают частные задачи, которые студентам предстоит проанализировать самостоятельно, используя лекционный материал и рекомендуемую литературу.

Педагогическая психология реализует следующие принципы, среди которых основные:

1. Деятельностный подход к изучению процесса учения.

2. Единство внешней, материальной деятельности и деятельности внутренней, психической.

3. Социальная природа законов психического развития.

4. Детерминизм или причинная обусловленность психических явлений.

Основная задача заключается в обучении студентов проектированию принципов общей психологии на педагогическую психологию.

Выделяют следующие разделы педагогической психологии:

- психологию обучения, предметом которой является развитие познавательной сферы в условиях систематического обучения;

- психологию воспитания, предметом которой является развитие личности в условиях целенаправленной организации деятельности ребенка и коллектива;

- психологию педагогической деятельности, предметом которой являются психологические аспекты формирования профессиональной деятельности и те особенности личности, которые способствуют или препятствуют этой деятельности.

По каждому пройденному разделу будет осуществляться текущий контроль.

Для успешного закрепления теоретических знаний студентам предстоит познакомиться с основными методами педагогической психологии. Следует заметить, что используются в образовательном процессе практически все методы, применимые в общей, возрастной психологии. Наиболее важными являются экспериментальные методы. Л.С. Выготским заложен метод формирующего эксперимента для исследования генеза законов процесса усвоения учебного материала.

Педагогическая психология призвана изучить закономерности учебной деятельности. Главный путь для этого – прослеживать усвоение новых знаний и действий при введении различных условий в процесс их формирования, то есть использовать формирующий эксперимент. Исследователь должен знать объективный состав той деятельности, которую собираются формировать.

Студентам предстоит ответить на ряд вопросов и выполнить ряд заданий при подготовке к следующему занятию.

Вопросы для обсуждения

1. Как вы понимаете предмет, объект педагогической психологии с точки зрения разных учений?

2. В чем состоит специфика учения как деятельности по сравнению с другими видами: игрой, трудом?

3. Какова методологическая основа педагогической психологии?

4. Какие задачи решает педагогическая психология?

5. Укажите основные этапы становления научной педагогической психологии, ведущих отечественных и зарубежных ученых, вклад каждого из них.

6. Какие разделы включает педагогическая психология?

7. Раскройте сущность формирующего эксперимента.

8. Охарактеризуйте обучающий и констатирующий эксперимент.

9. Проанализируйте теорию «поэтапного формирования» умственных действий П.Я. Гальперина.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: