Многообразие ситуаций профессионального затруднения

 

Ситуация профессионального затруднения является сложным и многоаспектным явлением. На ее природу, причины возникновения, характер протекания, особенности переживания субъектом профессиональной деятельности влияет множество внешних и внутренних, объективных и субъективных факторов.

Поэтому большое теоретическое и практическое значение имеет классификация ситуаций профессиональных затруднений. Как отмечает Ю.Н.Емельянов, "хотя в абсолютном смысле каждая ситуация уникальна, в реальной практике многие группы ситуаций признаются столь минимально различимыми, что это допускает их таксономию и классификацию. Данный факт создаёт возможность поиска общих закономерностей функционирования ситуаций как систем, независимо от их конкретного содержания, объективного и субъективного насыщения" (13).

Сопровождающее профессиональные затруднения напряжение может быть связано со стрессогенными ситуациями в трудовой деятельности как интерналов, так и экстерналов.

Исходя из теоретических положений, разработанных зарубежными исследователями R.Lazarnus, A.DeLongis, H.Thomae, U.Lehr, мы выделяем следующие стрессогенные факторы: биографический стресс, ролевое рассогласование и "повседневные неприятности".

Биографический стресс – значительное потрясение в профессиональной биографии специалиста, серьёзно повлиявшее на его статусные позиции (понижение по службе, неудачная аттестация, "провал" учащихся на выпускных экзаменах и т.д.).

Ролевое рассогласование – ролевой конфликт, возникающий в профессиональной деятельности между различными её субъектами (конфликт с администрацией по поводу распределения нагрузки или отсутствия свободы творчества, конфликты с родителями и учащимися, деловые и межличностные конфликты с коллегами).

"Повседневные неприятности" (термин, введённый R.Lazarus) – отдельные события в профессиональной деятельности, не оказывающие существенного влияния на общий характер её протекания, но тем не менее воспринимаемые специалистом как отклонение от норм (неудачно проведённый урок, не подготовленное учениками домашнее задание, низкие результаты контрольной работы).

Характер стрессогенного фактора определяет тактику консультирования. Если для повседневных неприятностей достаточно проведения эпизодических индивидуальных консультаций, то ролевое рассогласование требует, как правило, групповой супервизии. А при биографическом стрессе педагогической супервизии может оказаться недостаточно, поскольку консультационная помощь педагога-специалиста в этом случае должна сочетаться с вмешательством психолога.

Степень проявления напряжения и потребностные состояния субъектов профессиональной деятельности лежат в основе деления ситуаций профессионального поведения на актуальные и потенциальные.

Ситуация может считаться актуальной, если индивид испытывает определённое напряжение при столкновении с проблемой и ощущает потребность в конструктивной активности, а также психологическую готовность к разрешению ситуации. При актуальной ситуации более ярко выражена её "тема", поскольку субъект профессиональной деятельности отчётливо осознаёт свои интересы и установки, а сама ситуация обладает для индивида высокой личностной значимостью.

Потенциальная ситуация характеризуется наличием объективных условий и предпосылок для изменения характера взаимодействия индивида с профессиональной средой, коррекции его профессиональных установок, реконструкции профессионального опыта.

Однако специалист не в полной мере осознаёт необходимость таких изменений (речь идёт о "дремлющих" потребностях), не испытывает напряжения при столкновении с профессиональными проблемами. Тема профессионального бытия часто приходит в противоречие с объективными потребностями, ибо суть темы заключается, как правило, в консервации определённых стереотипов профессиональной деятельности.

При актуальной ситуации консультант видит в консультируемом своего союзника, партнёра, который охотно вступает в процесс активного взаимодействия с более опытным специалистом. Такое сотрудничество способствует продуктивному обмену идеями, привнесению нового в поведенческий репертуар профессионала, коррекции слабых сторон его деятельности.

Более сложной является работа супервизоров и консультантов в случае потенциальной ситуации, поскольку их задача заключается прежде всего в "пробуждении дремлющих потребностей", актуализации положительных профессиональных установок. Основная тактика супервизора – "взрыв" темы профессионального бытия, разрушение стереотипов профессиональной деятельности, мешающих овладению новыми образцами профессионального поведения.

Исходя из различных оснований систематизации ситуаций, может быть предложена следующая их классификация. На основании особенностей стрессогенных факторов мы выделяем такие виды ситуаций, как биографический стресс, ролевое рассогласование, "повседневные неприятности". По отношению субъекта профессиональной деятельности к ситуациям последние можно разделить на актуальные и потенциальные.

Исходя из характера затруднения специалиста, мы различаем следующие ситуации:

· дефицита профессионального опыта (отсутствие необходимых компетенций для решения профессиональных задач);

· дефицита информации (отсутствие банка данных, неумение провести диагностическое исследование и собрать информацию);

· затруднения в адекватной самооценке (неумение провести экспертизу собственной деятельности);

· ценностного самоопределения (трудности в определении путей развития организации, либо личностного профессионального развития, в выборе педагогического кредо, философии и миссии образовательного учреждения).

В обобщенном виде типология ситуаций профессионального затруднения представлена в табл. 5.

Таблица 5 - Типология ситуаций профессионального затруднения

Особенности стрессогенных

факторов

Биографический стресс В основе стресса лежат негативные изменения в профессиональной карьере, влияющие на социальное положение специалиста и его статусно-ролевые позиции в педагогическом коллективе
Ролевое рассогласование Причиной стресса является ролевой конфликт между различными субъектами профессиональной деятельности, нарушающий привычный характер их взаимодействия и вызывающий напряжение
"Повседневные неприятности" Стресс вызывается отдельными эпизодами в профессиональной деятельности, которые воспринимаются специалистом как отклонение от привычной нормы и оказывают на него эффект "психологической ошибки"

Отношение к ситуации

затруднения

Актуальная ситуация Характеризуется осознанием индивидом имеющихся профессиональных затруднений, наличием у него отчетливо выраженной потребности и мотивационной готовности к преодолению затруднения; высокой личной значимостью как самой ситуации, так и возникшего в ее связи напряжения для профессионального самочувствия клиента
Потенциальная ситуация В основе ситуации находится объективно существующее, но субъективно не осознаваемое клиентом затруднение, не вызывающее в силу сложившихся стереотипов профессиональной деятельности явного, видимого напряжения

Характер затруднения

Ситуация дефицита профессионального опыта Обусловлена отсутствием опыта решения сложных педагогических задач, связанных с процессами обучения и воспитания детей, а также с процессом взаимодействия с различными субъектами образовательной деятельности – коллегами, родителями, администрацией школы
Ситуация дефицита информации Связана с неумением педагога провести диагностические исследования динамики учебных достижений школьников, развития их способностей, уровня воспитанности; неумением собрать информацию, необходимую для эффективной организации образовательного процесса
Ситуация затруднения в адекватной самооценке В основе ситуации лежит неспособность педагога провести грамотный рефлексивный анализ собственной деятельности, выявить ее слабые и сильные стороны, определить проблемные поля, сравнить реальное состояние своего профессионального бытия с эталонным и объективно оценить себя как профессионала
Ситуация ценностного самоопределения Заключается в трудности определения основных ценностей, целей и перспектив профессиональной деятельности, которые дол­жны найти отражение во взаимодействии с детьми, родителями и коллегами, в организации образовательного процесса и внеурочной деятельности

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: