Ситуация для анализа и обсуждения

В сельскую школу, где сложился небольшой, но сплоченный педагогический коллектив с устоявшимися профессионально-целевыми установками и стилем педагогического взаимодействия, приехал молодой специалист Людмила Л., закончившая филологический факультет университета. Людмилу не смущали ни низкая зарплата сельского учителя, ни особенности сельского быта, непривычные для городского жителя, ни отдаленность образовательного учреждения от областного центра, который запомнился ей интересной и насыщенной студенческой жизнью.

С первых дней пребывания в сельской школе молодая учительница русского языка и литературы пыталась реализовать на практике те идеи педагогики сотрудничества, о которых так много говорилось в университетских лекциях по педагогике. Довольно быстро ей удалось наладить контакт с сельскими школьниками, увлечь их лучшими образцами классической литературы, создать творческие объединения старшеклассников – клуб любителей поэзии и театральную студию. Привычными стали открытые уроки Людмилы, проводимые для учителей района, ее яркие выступления на конференциях и педсоветах, запоминающиеся спектакли, подготовленные под ее руководством для родителей и учащихся.

Вначале педагогические находки и активность молодого филолога вызывали восхищение у ее коллег, однако со временем их отношения к Людмиле стало меняться. Появились настороженность, определенная дистанция, затем – все более выраженная недоброжелательность и неприятие. Со временем сельских педагогов в Людмиле стало раздражать все: манера одеваться, стиль общения с детьми («Никакой дистанции – сплошная вседозволенность!»), ее увлечение театром («Детям учиться некогда!»).

Многозначительное молчание коллег постепенно сменилось несправедливыми упреками, а затем прямыми оскорблениями и предложением уехать в город, сменив место работы.

Людмила не могла понять такое отношение коллег, особенно на фоне искренней любви учеников и поддержки их родителей. Приехав в областной центр, она обратилась за помощью к своему преподавателю педагогики, который имел большой опыт профессионального консультирования.

Вопросы для обсуждения ситуации

1. Какова, на ваш взгляд, причина конфликтной ситуации, участником которой стал молодой педагог?

2. Что побудило опытных педагогов организовать моббинг, направленный на вытеснение Людмилы Л. из коллектива сельской школы?

3. Какие стратегии и тактики мог бы использовать университетский педагог для разрешения ситуации профессионального затруднений, с которой столкнулась его выпускница?

 

Тест для самоконтроля

I. Выберите правильный ответ:

1. Ситуация профессионального затруднения – это:

а) любая ситуация профессионального поведения;

б) конфликтная ситуация, возникающая в педагогическом коллективе;

в) профессиональное затруднение, имеющее личностный смысл для специалиста и вызывающее у него эмоционально-психологическое напряжение;

г) неосознаваемое профессионалом препятствие в творческой деятельности.

2. К стрессовым факторам ситуации профессионального затруднения относятся:

а) дефицит профессионального опыта, профессиональные конфликты, неформальные отношения внутри педагогического коллектива;

б) отстраненный, кооперативный и конкурентный контексты конфликта;

в) медиация и фасилитация;

г) биографический стресс, ролевое рассогласование, "повседневные неприятности".

II. Закончите следующие предложения:

1. Конфликтная ситуация имеет следующие контексты развития: …

2. Посредническая роль консультанта может осуществляться в виде …

3. В качестве стратегий разрешения ситуаций профессионального затруднения могут выступать …

4. Стратегию вооружения консультант осуществляет с помощью следующих тактик …

III. Согласны ли Вы со следующими утверждениями?

1. Компромисс – единственный путь разрешения конфликтных ситуаций в профессиональной среде.

2. Любая ситуация профессионального затруднения является конфликтной.

3. Дефицит информации сам по себе не может служить причиной ситуации профессионального затруднения.

4. Стратегия отключения не является эффективной, поскольку уход от конфликта не приводит к его разрешению, а лишь отражает неспособность специалиста разрешать противоречия, возникающие в профессиональной среде.

 

Библиография

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М., 1991.

2. Алексашина И.Ю. Педагогическая идея: зарождение, осмысление, воплощение: Практическая методология решения педагогических задач. – СПб.: СпецЛит, 2000. – 223с.

3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М., 1999.

4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: теория, история, библиография. – М., 1996.

5. Анцыферова Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и "техники" ее бытия // Психологический журнал. – 1993. - №2. – С.3-16.

6. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1986.

7. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. – М., 1998.

8. Валицкая А.П. Образование в России: Стратегия выбора. – СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 1998. – 127с.

9. Воронцова В.Г. Гуманитарно-аксиологические основы постдипломного образования педагога: Монография. – Псков: Изд-во ПОИПКРО, 1997. – 421с.

10. Выготский Л.С. Кризис семи лет // Собрание сочинений: В 6 т. – М., 1984. - Т.4.

11. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб: Издательство "Питер", 2000. – 464с.

12. Гулина М.А. Основы индивидуального консультирования. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. – 272с.

13. Емельянов Ю.Н. Эффект трансситуационного научения // Вестник ЛГУ. Серия 6. - Вып. 3. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. – С.56-63.

14. Емельянов Ю.Н. Исследование и проектирование межличностных ситуаций как теоретико-прикладное направление социальной психологии // Вестник ЛГУ. Серия 6. – Вып. 1. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. – С.55-62.

15. Зверева С.В. Педагогическое образование: Контекст непрерывности. – Абакан: Изд-во Хакасского гос. ун-та им. Н.Ф.Катанова, 2000. – 235с.

16. Ионин Л.Г. Понимающая социология. – М., 1979.

17. Казакова Е.И. Теоретические основы развития общеобразовательной школы (системно-ориентационный подход): Автореф. … док. пед. наук. – СПб., 1995. – 32с.

18. Казакова Е.И., Тряпицина А.П. Диалог на лестнице успеха (Школа на пороге нового века). – СПб.: "Петербург – XXI век"; ЗАО "Пресс-Атташе", 1997. – 160с.

19. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. – М.: Арена, 1994. – 223с.

20. Колесникова И.А. Педагогические цивилизации и их парадигмы // Педагогика. – 1995. - № 6. – С.84-89.

21. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы. – СПб.: ИСПиП, 2000. – 106с.

22. Корнетов Г.Б. Историко-педагогическое познание на пороге XXI века: перспективы антропологического подхода. – Владимир: ВГПУ, 1998.

23. Ларичев О.И., Нарыжный Е.В. Компьютерное обучение процедуральным знаниям // Психологический журнал. – 1999. – Т. 20. - № 6. – С.53-61.

24. Левин К. Теория поля в социальных науках. – СПб., 2000.

25. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М., 1984.

26. Лузина Л.Н. Понимание как духовный опыт (О понимании человека). – Псков, 1977.

27. Льюис Г. Менеджер-наставник. – Минск: Амалфея, 1998.

28. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 1997.

29. Маркова А.К. Психологические проблемы повышения квалификации // Педагогика. – 1994. - № 9-10.

30. Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. - М.: Смысл, 2000. – 109с.

31. Мертон Р.К. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И.Добрешкова. – М., 1996.

32. Монсон П. Современная западная социология: теория, традиции, перспективы. – СПб.: "Нотабене", 1992.

33. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. – Л., 1960.

34. Образование в конце XX века (Материалы "круглого стола") // Вопросы философии. – 1992. - № 9. – С.3-21.

35. Орлова Э.А., Филонов Л.Б. Взаимодействие в конфликтной ситуации. Некоторые факторы, определяющие ход взаимодействия // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. – М., 1976. – С.319-342.

36. Панина Т.С. Теория и практика развития творчества учителя в системе повышения квалификации: Дисс. … докт. пед. наук. – Кемерово, 1999.

37. Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологичес­кого анализа конфликта // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. – М., 1977. – С.126-143.

38. Пищулин Н.П., Огородников Ю.А. Философия образования. – М.: Центр инноваций в педагогике, 1999. – 231с.

39. Подлиняев О.Л. Теория и практика гуманистического мировоззрения учителя на основе личностно-центрированного подхода (в системе вызовского и послевузовского образования): Автореф. … док. пед. наук. – Хабаровск, 1999. – 36с.

40. Сидоренко Е.В. Опыт ориентационного тренинга. – СПб.: Институт тренинга, 1995.

41. Сидоренко Е.В. Личностное влияние и противостояние чужому влиянию // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А.А.Крылова, Л.А.Коростылевой. – СПб., 1997. – С.123-142.

42. Сороко Э.М. Структурная гармония систем. – Минск: Наука и техника, 1984. – 264с.

43. Тарита Л.Г. Методическое сопровождение инновационных процессов в районной образовательной системе: Дисс. … кан. пед. наук. – СПб., 2000. – 145с.

44. Управление в образовании: проблемы и подходы. Практическое руководство. – М.: Сентябрь, 1995. – 336с.

45. Филимоненко Ю.И. Отношение к пространству как функция подсознания // Психологические проблемы самореализации личности. - Вып. 2 / Под ред. А.А.Реана, Л.А.Коростылевой. – СПб., 1998. – С.119-135.

46. Фомичева И.Г. Модели педагогической деятельности: опыт систематизации. – Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 1997. – 256с.

47. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – М.: Педагогика, 1986. - Т. 1.

48. Холодная М., Гельфман Э., Демидова Л. О психологическом назначении школьного учебника // Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы. – М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 1997. – С. 151-163.

49. Холтон Дж. Тематический анализ науки. – М.: Прогресс, 1981. – 384с.

50. Щербина В.В. Социальные теории организации: Словарь. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 264с.

51. Burks H.M., Stefflre B. Theories of Counseling. 3-rd Ed. NY.: McGraw-Hill, 1979.

52. Burton J. The Theory of Conflict Resolution // Current Research on Peace and Violence. Vol. IX, No. 3, 1986. P. 125-130.

53. CCETSW, Requirementsand Regulations for the Diploma in Social Work, London, 1989.

54. Deutsch M. Distribute Justice: A Social – Psychological Perspective. New Haven and London, 1985.

55. Herbert M., Psychology for Social Workes. London, 1988.

56. Johnson D., Johnson R. Constructive Conflict in the Schools // Journal of Social Issues, Vol. 50, No. 1, 1994. P. 118-119.

57. Lewin K. Principles of Topological Psychology. – New York; London, McGraw Hill, 1936. – P. 9-13.

58. Magnusson D. (University of Stockholm) Wanted: A Psychology of Situations // Toward a Psychology of Situations: An Interactional Perspective. New Jersey: Hillsdate, 1981. P. 13-21.

59. Rubin J. Some Wise and Mistaken Assumptions About Conflict and Negotiation // Journal of Social Issues. Vol. 45, No. 2, 1989. P. 195-209.

60. Thomas W., Znaniecki F. The Polish Peasant in Europe and America. New York, 1958. Vol. 1. P. 68-70; Vol. 2. P. 1846-1849.


ГЛАВА 5.
Управленческое консультирование как фактор развития образовательного учреждения

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: