Отношение специалистов к способам разрешения ситуаций профессионального затруднения

 

Переживание ситуации профессионального поведения во многом опирается на потребностные состояния работников и ожидания, связанные с дальнейшим конструированием его профессиональной биографии. Если эти потребностные состояния и ожидания осмысливаются субъектами ситуации, то они приобретают характер мотива деятельности и способствуют активизации процесса целеполагания, в ходе которого специалист простраивает определенную иерархию кратко–, средне– и долгосрочных перспектив своего профессионального развития.

При этом эти мотивы можно условно классифицировать на "эгоистические" и "альтруистические".

 "Эгоистические" мотивы затрагивают те стороны профессионального "Я", которые связаны прежде всего с повышением статусных позиций, карьерными соображениями, материальными выгодами и т.д.

"Альтруистические" мотивы направлены как на позитивные преобразования объекта профессиональной деятельности (в педагогической деятельности – это ребенок, его интересы, поиск эффективных технологий воспитания и обучения), так и на улучшение социально-психологического климата в коллективе, обогащение профессиональной среды, продуктивное межличностное взаимодействие различных групп профессионалов.

При этом отношение специалистов к способам разрешения проблемных ситуаций и творческой самореализации профессиональной деятельности может быть разным. Ряд из них рассчитывают главным образом на собственные силы и внутренние потенции, обращаясь к помощи консультантов и супервизоров эпизодически, лишь в исключительных случаях. Другие же, напротив, испытывают постоянную потребность в помощи извне и рассчитывают на постоянное сопровождение профессиональной деятельности как основной ресурс разрешения проблемных ситуаций. Первую группу специалистов можно назвать профессионалами-интерналами, а вторую – профессионалами-экстерналами.

Как отмечает Л.Н.Анцыферова, "интерналы отличаются высоким уровнем саморегуляции, позволяющим им контролировать негативные эмоции, импульсивные действия и блокировать дезинтегрирующие влияния на сознания психотравмирующих воздействий. Для экстерналов же характерен низкий уровень саморегуляции - со всеми сопутствующими ему особенностями.

Кардинальной, имеющей большое социальное значение личностной чертой интерналов является их чувство ответственности за свои поступки и действия других людей. В отличие от них экстерналы не считают себя ответственными даже за свои действия, которые они интерпретируют как навязанные извне" (5).

Согласно M.Mikulincer и L.Solomon, главная характеристика экстерналов – это отрицание личной ответственности, которая является общим знаменателем всех внешних атрибуций.

Интерналы, как правило, являются более успешными в профессиональной деятельности, обладая личной ответственностью и верой в свою способность самостоятельно справляться с проблемными ситуациями. Интерес в этом плане представляет лонгитюдное исследование C.R.Anderson, который изучал деятельность бизнесменов, получивших значительный урон в результате наводнения. Через два с половиной года оказалось, что интерналы не испытывали острых негативных переживаний по поводу постигшего их несчастья. Они быстро восстановили свои предприятия, и их интернальность еще больше возросла. Экстерналы же тяжело переживали беду, медленнее налаживали свой бизнес и стали еще более экстернальными.

Несмотря на то, что интерналы являются наиболее продуктивным и эффективным типом работника, они также могут выступать объектом квалифицированной поддержки со стороны более опытных специалистов. При этом работающие с ними консультанты и супервизоры должны учитывать, что они взаимодействуют с активными, сильными личностями, воспринимающими профессиональные затруднения как источник вызова, как возможность испытать собственные силы. В данном случае необходимо учитывать способность консультируемых к конструктивному преобразованию проблемной ситуации, к творческой реконструкции своего профессионального опыта.

Но, несомненно, более пристального внимания требуют профессионалы-экстерналы, которые нередко проявляют профессиональную беспомощность, стремление уйти от возникающих проблем, замкнуться в себе, либо опереться на помощь более опытного специалиста.

В повседневной профессиональной деятельности экстерналы чаще, чем интерналы, испытывают состояние психологического дискомфорта, выше охарактеризированное нами как напряжение.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: