Ситуация для анализа и обсуждения

В районный отдел образования поступила жалоба от учительницы средней школы Людмилы Ивановны С. на действия директора школы Петра Анатольевича П. По мнению учительницы, директор способствует развалу дисциплины в школе, потворствует хулиганским выходкам со стороны отдельных учащихся, подрывает авторитет учителей в глазах учеников и их родителей. Такое отношение директора провоцирует конфликтные ситуации как между педагогами и детьми, так и в самом педагогическом коллективе.

Заведующий отделом образования избрал нетрадиционный путь рассмотрения жалобы и обратился за помощью к преподавателю университета, который был научным руководителем этой школы и имел опыт супервизии профессиональной педагогической деятельности.

В процессе индивидуальной супервизии консультант сосредоточился на анализе конкретной ситуации педагогического взаимодействия Людмилы Ивановны С. с восьмиклассником Кириллом, послужившей непосредственным поводом для возникновения конфликта.

Выяснилось, что накануне Кирилл явился в класс с опозданием, невыспавшийся, небрежно одетый и непричесанный, с неподготовленным домашним заданием. На призыв учителя активно включиться в работу, подросток отреагировал своеобразно: прилег на парту и имитировал глубокий сон.

За нарушение дисциплины Кирилл был немедленно удален из класса и направлен в кабинет директора для разъяснений. Учительница искренне надеялась, что к "хулигану" будут приняты строгие меры и справедливость будет восстановлена. Каково же было ее удивление, когда она увидела Кирилла в кабинете директора мирно беседующего с Петром Анатольевичем за чашкой чая.

Людмиле Ивановне показалось, что Кирилл посмотрел на нее с видом победителя, цинично усмехаясь. Увиденная сцена вызвала у учительницы взрыв негодования. Она восприняла действия директора как посягательство на ее авторитет и направила жалобу в отдел образования.

Супервизор выяснил, что Людмила Ивановна субъективно тяжело переживает возникшую проблему. Изучив предварительно мнение Кирилла и директора по поводу случившегося, он сфокусировал внимание учительницы на личности и позиции ее "оппонентов", побудив клиента посмотреть на ситуацию глазами другого.

Благодаря супервизору Людмила Ивановна узнала, что в тот день в семье Кирилла произошел конфликт между его родителями, связанный со скандалом, который устроил отец подростка, явившийся домой в нетрезвом состоянии. Разбирательство продлилось всю ночь и привело к известным последствиям.

В процессе супервизии Людмила Ивановна начала постепенно понимать, к чему могли привести строгие меры со стороны директора по отношению к подростку, который в тот момент испытывал отчуждение и агрессивность по отношению к взрослому.

Такое понимание послужило началом для формирования единства взглядов супервизора и супервизанта, разработки конкретных шагов по выходу из конфликтной ситуации.

 

Вопросы для обсуждения ситуации

1. Какие особенности "индивидуального случая" побудили руководителя отдела образования избрать нетрадиционный путь рассмотрения жалобы и обратиться к помощи консультанта-супервизора? Насколько оправданным был такой путь?

2. Какие элементы фокус-анализа, использованные супервизором, оказались наиболее эффективными?

3. Мог бы фокус-анализ быть заменен другими методами супервизии? Если да, то какими?

 

Тест для самоконтроля

I. Выберите правильный ответ:

1. Супервизия профессиональной деятельности педагога – это:

а) технология педагогического консультирования, целью которой является коррекция отношений в педагогическом коллективе, влияющих на профессиональное поведение его членов;

б) продолжительная методическая консультация отдельных педагогов с использованием техник модерации;

в) групповая работа, направленная на профессиональное развитие персонала школы;

г) педагогическое консультирование на основе контракта, предусматривающего материальное вознаграждение супервизору.

2. Феномен инклюзии означает:

а) включение в группу новых членов, невходящих в данный коллектив;

б) включение в процесс супервизии инновационных методов принятия групповых решений;

в) неоправданное включение в групповой процесс проблем и задач, которые могут быть решены индивидуально;

г) включение в процесс принятия группового решения внешнего консультанта.

II. Закончите следующие предложения:

1. Гетерогенность педагогической деятельности проявляется не только в ее объекте, но и в …

2. Принятие метарешения (решения о решении) в процессе супервизии является важным, поскольку …

3. При парциальной форме групповых решений супервизор выбирает поддерживающую стратегию, потому что …

4. Оптимальной стратегией супервизора при элиминативной форме группового решения является побуждающая, поскольку она …


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: