Самораскрытие участников консультационного процесса

 

С феноменом обратной связи коррелирует такой важный фактор группового взаимодействия, как самораскрытие участников группы, предполагающее представление или "презентацию" своих проблем, переживании, мыслей и т.д. Без профессионального, а в ряде случаев и личностного раскрытия, исходящего от самого педагога, процесс консультирования не может быть эффективным. Согласно результатам ряда исследований, чем глубже самораскрытие, тем лучше результаты работы в группе.

Вместе с тем консультант должен учитывать, что для большинства людей самораскрытие сопряжено с немалыми усилиями, необходимыми для преодоления барьеров, удерживающих от откровенных высказываний другим. В числе таких барьеров G.Egan называет следующие: страх перед интимностью, желание избежать ответственности и изменений, чувство вины и стыда, страх быть отвергнутым, культурно-этические преграды (1). В профессиональном консультировании к этому могут добавиться убеждение специалиста в своей профессиональной непогрешимости, связанное с представлениями о том, что причины сбоев в работе следует искать в поведении учащихся или в ошибках других педагогов, опасение предстать перед своими коллегами некомпетентным, стремление сохранить устоявшиеся и привычные формы поведения, отказ от которых потребует профессионального переобучения, страх быть непонятым и т.п. Нежелание педагога говорить о своих проблемах может усилиться, если в группе есть участник, с которым он находится в субординационных отношениях "подчиненный – руководитель".

К.Роджерс в этой связи отмечает, что в начале работы группы "участники сначала показывают друг другу лишь свою "оболочку", а то, что спрятано за ней, проявляется не сразу, со страхами и опасениями" (5, 23). Согласно данному автору, участники группы начинают раскрывать значимые для них мысли и переживания не раньше, чем они пройдут через последовательные этапы жизни группы: фрустрацию из-за отсутствия структуры, нежелание раскрыться или высказаться, описание прошлых, ничем в данный момент не угрожающих ситуаций и чувств, выражение отрицательных эмоций с целью проверить свободу в группе и решить, можно ли группе доверять, и, наконец, выражение важного для личности материала.

Как и при достижении эффекта обратной связи, ключевым условием готовности участников группы к самораскрытию является создание атмосферы взаимного доверия. Следует исходить из того, что только в том случае, если в группе субъекты взаимодействия могу рассчитывать на благожелательное отношение и поддержку, они будут проявлять искренность и открытость. В противном случае общение может оказаться поверхностным, не затрагивающим актуальные для участников проблемы и чувства, скрывающим то, что действительно является важным и значимым.

Созданию атмосферы доверия должно способствовать правильное поведение консультанта, которому следует избегать постоянной критики и негативных оценок, проявлять демократичность в общении, сочетать контроль над групповым процессом с возможностью его спонтанного развития, быть внимательным и уважительным к клиентам. При этом ему необходимо самому стремиться к возможно большей открытости, говорить о своих переживаниях и чувствах, испытываемых в связи с работой группы, побуждая участников к доверительным отношениям. В этом заключается прием самораскрытия консультанта, демонстрирующий участникам модель желательного поведения в группе. Рассмотрим данный прием более подробно.

Раскрытие консультантом своей личности перед участниками группы может иметь различный характер. Мы воспользуемся классификацией типов самораскрытия в зависимости от определяющего аспекта, которую предлагает M.F.Weiner: 1) чувства - означают эмоциональную реакцию "здесь и теперь" на клиента или событие (например: "Ваше поведение в данной ситуации мне глубоко импонирует"); 2) аттитюды (к определенным явлениям) - повторяющиеся чувства в аналогичных ситуациях ("Мне нравятся учителя, которые доступно объясняют сложный материал"); 3) мнения - суждения о клиенте или явлении ("Вас должны любить Ваши ученики"); 4) формулировки - обоснование суждения о клиенте в связи с его биографией ("Вы нравитесь потому, что..."); 5) ассоциации - мысли, возникшие в связи с обсуждаемым моментом ("Ваши действия напомнили мне о..."); 6) фантазии - более сложные формы ассоциаций ("Мысленно я представляю Вас в ситуации..."); 7) пережитый опыт - реально обоснованная ассоциация, связанная с затронутой темой ("Это вызывает у меня воспоминания о том, что я пережил"); 8) тело - мимика, жесты, телодвижения как невербальные типы самораскрытия, сопутствующие словам или заменяющие их; 9) история ("Я родом из..."); 10) отношение к окружающим ("Я реагирую так, когда, мне говорят..."); 11) окружающие ("Мои коллеги...") (17).

Самораскрытие консультанта эффективно тогда, когда оно служит целям участников, т.е. побуждает их к большей открытости, демонстрирует атмосферу безопасности и принятия, устанавливает взаимопонимание, "ломает лед" в отношениях между клиентом и консультантом. Оно не должно решать личные проблемы консультанта.

По данным ряда исследований, самораскрытие консультанта более продуктивно после того, как пройдены начальные этапы работы группы. На первых стадиях группового процесса оно может привести к непропорциональному смещению внимания участников к личности ведущего группы.

Самораскрытие консультанта, как и самораскрытие участников, не должно быть полным. Как заметил I.Yalom, слишком свободный, спонтанный и открытый терапевт является таким же узким и ограниченным, как и традиционный психоаналитик в роли "белого листа". Безграничное самораскрытие может сделать консультанта излишне уязвимым для критики и стимулировать сопротивление групповому процессу (18).

Однако в целом самораскрытие консультанта способствует большему раскрытию участников группы.

Как свидетельствует К.Рудестам, открытость и признание консультируемых оказывает позитивное воздействие независимо от наличия или присутствия обратной связи. Решению проблемы иногда может способствовать просто ее высказывание перед внимательными и сочувствующими слушателями. Так, у начинающего педагога может возникнуть потребность рассказать группе, что его "одолевают" сомнения в правильности своего профессионального выбора, усилившиеся после того, как у него произошел конфликт с группой учащихся, который он не может разрешить уже несколько месяцев. Он понимает, что подобные ситуации вполне возможны и в конечном итоге ему удастся решить эту проблему, но иногда у него возникают мысли об уходе из школы.

Опытный учитель может сделать "признание" в том, что, несмотря на его старания одинаково ровно относиться ко всем учащимся класса, он замечает, что у него появились ученики, к которым он менее строг и которым он больше уделяет внимания. Иногда он ловит себя на том, что прощает этим ученикам такие проступки, за которые другие бы получили наказание.

Подобные рассказы о своих проблемах и связанных с ними переживаниях не обязательно влекут за собой ответную реакцию. Индивид, открывающийся перед группой, может на это и не рассчитывать. Его задача – "выговориться", поделиться с участниками своими мыслями.

Вместе с тем в большинстве случаев, как отмечает W.H.Fridman, результат самораскрытия зависит от реакции других на него. Если участника, поделившегося чем-то личным с другими, критикуют, это подавляет желание других участников говорить о себе. Отсутствие какой-либо реакции на самораскрытие воспринимается как негативная реакция. Лучшая реакция - поддержка, ободрение, самораскрытие (1).

По мнению J.Luft, самораскрытие уместно в тех случаях, когда оно является результатом развития взаимоотношений, когда обе стороны делятся своими проблемами взаимно, когда признания соответствуют текущему моменту, когда эти признания делаются постепенно, а не обрушиваются градом, и когда принимается во внимание то действие, которое признания оказывают на слушателя (1).

Исследователи группового взаимодействия подчеркивают, что самораскрытие всегда связано с той или иной степенью риска. Оно может привести к возникновению критических ситуаций в жизни группы. Признание участника сопряжено с опасностью того, что он не получит отклика и поддержки, на которые надеялся. Нередко в глазах других участников неожиданное самораскрытие получает оценку как желание рассказчика оказаться в центре внимания.

Большинство авторов указывают на нежелательность слишком глубокого самораскрытия. Оно может привести к чувству неловкости, вызвать сожаление о "минутной слабости" и еще более усугубить проблему. При этом трудно предугадать реакцию других участников. Как пишет Р.Кочюнас, "когда кто-либо раскрывается слишком глубоко и рано, окружающие либо не реагируют, либо недостаточно реагируют, и раскрывшийся человек становиться очень уязвимым. Иногда из-за этого он покидает группу с негативным результатом" (1, 208). Поэтому консультанту важно, с одной стороны, поощрять самораскрытие участников группы, с другой - сдерживать несвоевременные и излишне глубокие раскрытия.

Поскольку на первых этапах работы группы, когда ее участники испытывают тревогу и не уверены в успехе предстоящей работы, самораскрытие дается с трудом, консультант или супервизор может использовать ряд приемов, предназначенных для того, чтобы "раскрутить" групповое взаимодействие, дать ему необходимый импульс. Один из таких приемов - обсуждение в группе конкретной профессиональной темы, актуальной для большинства участников. О такой теме можно договориться заранее, но она может возникнуть и спонтанно. Важно, чтобы тема беседы объединяла участников, позволяла высказать собственное мнение, опираясь на личный опыт, раскрывала профессиональные позиции и установки. В ходе такого обсуждения члены группы лучше узнают друг друга, привыкают к открытому обсуждению проблем, осваивают принципы и нормы групповой дискуссии. В первую очередь это необходимо для тех, кто не имеет опыта подобной работы и испытывает беспокойство в связи с необычной ситуацией.

Другой прием состоит в том, что участники группы разбиваются на небольшие группы (по 2-3 человека), в которых предварительно обсуждают те проблемы, которые возникают в их деятельности. После этого результаты сообщаются другим участникам.

Чтобы повысить доверие в группе, являющееся, как уже было сказано, необходимым условием самораскрытия, G.Corey и предлагает следующее. Участников группы просят начать вести дневник, в котором они могли бы отмечать наиболее важные события в жизни группы, а также волнующие их мысли и чувства. После первых встреч группы участники должны ответить на следующие вопросы: как я чувствую себя в группе, каким кажусь сам(а) себе, чего больше всего боюсь, как смог(ла) бы обсудить в группе свои проблемы, какие мои действия мешают получить от группы столько, сколько мог(ла) бы получить, что мог(ла) бы в группе изменить в своем поведении, как сопротивляюсь работе группы, как уклоняюсь от полного включения в нее. Письменные ответы на эти вопросы позволяют участнику осуществить самоанализ своего поведения в группе, отношений с другими участниками и с консультантом, причины, удерживающие от откровенного разговора о своих профессиональных проблемах и затруднениях. Эти причины могут быть затем обсуждены в группе (9).

Вместе с обратной связью самораскрытие формирует аутентичность профессионала, который более четко ощущает собственное "Я". Согласно R.R.Carkhuff, аутентичность личности заключается в том, что она выражает себя спонтанно, естественно и открыто делится с группой своими мыслями.

Самораскрытие педагога в группе, получающее ответную реакцию, позволяет ему увидеть себя во многих ракурсах, "поймать" свое отражение одновременно в нескольких зеркалах. Он получает возможность сопоставить себя с другими участниками группы, найти то, что отличает его от коллег, и то, что, сближает с ними. Таким образом, здесь происходит профессиональная идентификация специалиста, являющаяся одним из наиболее важных результатов групповой работы.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: