Ситуация для анализа и обсуждения

Консультант выбрал для обсуждения в группе профессиональную проблему, актуальную для большинства педагогов, собравшихся на групповую консультацию. В этот раз это были классные руководители и учителя 9-х классов, воспитанникам которых в ближайшее время предстояло сделать трудный выбор – определить профиль своего дальнейшего обучения. Ситуация затруднения одновременно возникала для детей, выбиравших профиль, их родителей, которые совместно с детьми принимали решение, и педагогов, от которых ждали квалифицированного совета и доверительной подсказки.

Консультанту не пришлось долго "раскручивать" групповое взаимодействие и побуждать клиентов к самораскрытию. Групповое обсуждение началось неожиданно бурно с высказывания классного руководителя 9 "А" класса Неллы Михайловны Г., которая выразила свое принципиальное несогласие с идеей профильной школы и в своей спонтанной эмоционально окрашенной вступительной речи привела многочисленные аргументы против раннего профессионального выбора. Пламенная речь педагога была прервана резкой по тональности репликой директора школы, порекомендовавшего учительнице не обсуждать нормативные требования, сформулированные на государственном уровне, или открыть частное учебное заведение для реализации своих авторских подходов.

Мнения участников группы разделились. Часть из них поддержали своего коллегу, некоторые – директора, но большинство сосредоточилось не на вопросе "Надо ли?", а на вопросе "Как сделать?". Прежде всего, как помочь ребенку осмыслить свои склонности, интересы и предпочтения, и определить будущий профиль обучения.

Многочисленные вопросы задавались и консультанту: необходима ли дополнительная диагностика предметных и метапредметных компетенций детей, их психофизиологических особенностей для выбора профиля; как проанализировать когнитивный и социальный опыт ребенка, полученный в процессе изучения элективных предпрофильных курсов; каким должно быть взаимодействие педагогов с родителями девятиклассников.

Эмоциональное напряжение в группе нарастало. Для того чтобы придать групповой работе конструктивный характер и самому выиграть определенное время для размышления, консультант разбил группу педагогов и на микрогруппы по 2-3 человека, определив для каждой из них конкретную задачу, связанную с решением общей проблемы. Педагоги, неохотно прервав "групповую атаку", приступили к работе в микрогруппе.

Вопросы для обсуждения ситуации

1. Насколько реалистичной Вам представляется возможность принятия группового решения по профессиональной проблеме, избранной для педагогического консультирования в группе?

2. Насколько оправданным было снятие эмоционального напряжения за счет организации работы в микрогруппах?

3. Какие конкретные задачи мог, по Вашему мнению, предложить консультант для обсуждения и решения в микрогруппах?

 

Тест для самоконтроля

I. Выберите правильный ответ:

1. Конфронтация – это:

а) затянувшийся спор между родителями и детьми;

б) неприятие консультантом точки зрения клиента;

в) отказ от консультаций, нарушающий условия контракта;

г) прием предъявления консультируемому противоречий в его поведении или амбивалентных установок.

2. Визуализация – это:

а) использование аудиовизуальных технических средств на учебных занятиях;

б) принцип наглядности в дидактике;

в) наглядная презентация наиболее удачных ответов учащихся;

г) процесс оптического представления мнений участников группы, осуществляемый модератором групповой работы.

II. Закончите следующие предложения:

1. Условиями получения консультантом в процессе групповой работы обратной связи от консультируемых являются …

2. Суггестивный вопрос используется модератором в ходе групповой работы, если …

3. Позитивный "фитбэк" не только улучшает социально-психологический климат в группе, но и …

4. В процессе группового консультирования могут возникнуть такие барьеры для самораскрытия клиентов, как …

5. Схематизация как вид визуализации представляет собой …

III. Согласны ли Вы со следующими утверждениями?

1. Наличие в группе профессионалов отдельных подгрупп, возникающих спонтанно, следует рассматривать как отрицательное явление, поскольку оно негативно влияет на сплоченность группы.

2. Сплоченность группы не всегда является положительным фактором, способствующим принятию оптимальных решений, ибо групповая солидарность часто мешает самораскрытию отдельных личностей и затушевывает их индивидуальные мнения и предложения.

3. Конфронтация – это забота о другом человеке, позволяющая обратить внимание на противоречия в его поведении, неиспользованные возможности, нереализованный потенциал.

4. Модерация как технология профессионального консультирования неэффективна, поскольку не дает педагогу ничего нового, а только "выуживает" у него оригинальные идеи и инновационные замыслы.

 

Библиография

1. Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика / Пер. с лит. – М.: Академический проект, 2000. – 240с.

2. Майерс Д. Социальная психология / Перев. c англ. – СПб.: Питер КОМ, 1999. – 688с.

3. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д.Карвасарского. – СПб.: Питер КОМ, 1999. – 752с.

4. Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия. М.:"Рефл-бук, К.:"Ваклер".

5. Роджерс К. О групповой психотерапии. – М., 1993.

6. Рудестам К. Групповая психотерапия. – СПб.: Питер КОМ, 1998. – С. 17.

7. Язык и модели социального взаимодействия / Общ. ред. В.В.Петрова. – М.: Прогресс, 1987. – 464с.

8. Bauer K.-O. Professionelles Handeln in paedagogischen Feldern: einUebungsbuch fiur Paedagogen, Andragogen und Bildungsmanager. – Weincheim; Muenchen: Juventa Verlag, 1997.

9. Corey G. Theory and Practice of Counseling and Psychotherapy. 3rd Ed. Monterey, Calif.: Brooks / Cole, 1986.

10. Dilts R.B.: Kommunikation in Gpuppen & Teams: Lehren und Lehrnen effektiver Praesentationstechniken. Angewandtes NLP. – Paderborn: Junfermann, 1997.

11. Feix N. Moderationsmethode und Synaplan. – 2. Aufl. – Mannheim: Verl. Brandt, 1992.

12. Janis I.L. Victims of groupthink. Boston: Houghton Mifflin, 1972.

13. Klebert K., Schreder E., Straub W.G. kurzmoderationsmethode in Betrieb, Schule und Hochaschule, Kirche und Politik, Sozialbereich und Familie bei Besprechungen und Prasentationen. – Hamburg, 1987.

14. Kratochvil S. Psychoterapie. – Praha: Avicenum, 1987.

15. Lewin K. Group decisions and social change. In T.M. Newcomb & E.L. Hartley (Eds.), Readings in social psychology. New York: Henry Holt, 1947.

16. Wachtel S. Sprechen und Moderieren in Hoerfunk und Fernsehen. – Verlag Oelschlaeger in: Universitaetsverlag Konstant GmbH (UVK – Medien / Oelschlaeger). 1994.

17. Weiner M.F. Self-exposure by the therapist as therapeutic technique. – Amer.J. Psychotherapy, Vol. 26, No 1, 1972, p. 42-51.

18. Yalom I.D. Theory and practice of group psychotherapy. – New York: Basic Books, 1995.

 



ГЛАВА 8.

ДИДАКТИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ: СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ
И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: