Модерация (модерирование) как способ научно-методического сопровождения профессиональной деятельности педагога первоначально получила распространение за рубежом. Во многих странах она воспринимается неоднозначно. Причинами такого отношения являются следующие:
· во-первых, педагоги высказывают опасения, что модерирование заменяет систематизированное повышение квалификации "несерьезной карточной игрой";
· во-вторых, они рассматривают модераторский чемоданчик как средство манипуляции, использование которого позволяет эксплуатировать опыт и знания участников дискуссии, "выуживать" оригинальные идеи и нестандартные предложения, что нарушает право педагога на интеллектуальную собственность.
Вместе с тем сторонники модерации как вида сопровождения не скрывают своего восторга от его результативности и значительных потенциальных возможностей как для организации групповой коммуникации, так и для повышения квалификации специалистов. Они утверждают, что "методам модерации чуть более 40 лет. И по сравнению с постулатами марксизма и фрейдизма они не испытали на себе … критики" (11, 9).
|
|
Объективная и взвешенная оценка значения модерации для научно-методического сопровождения педагога требует всестороннего изучения особенностей этой технологии, поскольку целостное представление о феномене "модерация" в современной литературе отсутствует.
В этимологическом смысле термин "модерация" означает смягчение, сдерживание, умеренность, обуздание (16, 111).
Сегодня в ряде стран модератором называют ведущего радио- и телепередач, редактора отдельных рубрик газет и журналов, организатора дискуссии на публичных мероприятиях – конференциях, мастерских, семинарах. В Ватикане модератор указывал на самые существенные положения в речах Папы.
Постепенно термин модерация стал входить в научный оборот, обозначая прежде всего технику организации интерактивного общения, способствующую принятию группового решения. При этом первоначально считалось, что модератор играет роль своеобразного дирижера, который с помощью определенных манипуляционных приемов превращает группу в слаженный ансамбль, исполняющий мелодию на заданную модератором тему. Иными словами, модератор заранее проектировал групповое решение, к которому целенаправленно подводил группу с помощью специальных техник, приемов и методов.
В 60-е годы такое понимание роли модератора претерпело изменения в связи с появлением ряда работ, в которых отстаивалась и обосновывалась идея субъект-объектного взаимодействия модератора с членами группы. В частности, эта идея получила развитие в концепции "Тренинг для принимающих решение", разработанной E.Schnelle.
|
|
По мнению G.Hausman и H.Stürner, в качестве обобщенных целей модерации может выступать кооперация групповой работы при соблюдении равноправия ее участников.
Модератор в этом случае стремится к достижению высокого уровня деловой коммуникации, стимулирует демократическое планирование этого процесса и активную деятельность всех участников коммуникации, отказываясь при этом от применения власти, а также от субъективной оценки характера и результатов группового взаимодействия.
Модератор является организатором групповой коммуникации, обладающим знаниями техник, методов и приемов модерации, и при этом не обязательно должен быть высококвалифицированным специалистом в конкретной области профессиональной деятельности. Модератор – авторитет процесса, а не содержания. Исходя из этого, он должен обладать высоким уровнем социальной компетенции, чтобы легко устанавливать социальные контакты, учитывать распределение социальных ролей в группе, понимать, ориентироваться и управлять процессом межличностного взаимодействия. Модератор поддерживает группу, организуя разумное целенаправленное поведение в ней. Участники группы должны четко представлять себе цель совместной деятельности, чтобы избежать ложного представления о том, что их поведением манипулируют. При организации работы группы модератор играет роль своеобразного "катализатора" общественного мнения. Более того, K.Klebert, E.Schraeder и W.G.Straub сравнивают модератора с акушером, который помогает группе "родить" правильное решение, самой себя понять, сформулировать свои цели и задачи, найти способы претворения в жизнь принятых решений (13; 8)
Чтобы достичь синергетического эффекта работы группы, модератор должен актуализировать достоинства группового взаимодействия и способствовать их развитию. Согласно Sperling и Wasserveld, к таким достоинствам относятся умения:
· внимательно слушать;
· проявлять творческую инициативу;
· подхватывать и развивать идеи;
· мотивировать, побуждать и убеждать себя и партнеров;
· проявлять надежность и способность к интеграции;
· сочетать чувство реальности и полета фантазии;
· конструировать ясные, понятные и однозначные планы;
· видеть и устанавливать связи;
· обосновывать собственное видение цели;
· определять критерии качества результата;
· решительно продвигать идею;
· адекватно оценивать ситуацию;
· учитывать фактор времени;
· проявлять деликатность и внимание к другим.
В ходе обсуждения проблемы нередко дело заходит в тупик, и никто из присутствующих не может преодолеть возникшее затруднение. Иными словами, интеллектуальный и эмоциональный ресурс группы оказывается исчерпанным. В таком случае модератор должен быть готов выполнить функцию "ресурсного центра", способного восстановить и обновить этот ресурс. Для этого он может задать нужный вопрос, активизировать участников сменой деятельности, просто пошутить и т.д. Такого рода действия характеризуют модератора как "катализатора", ассистента в процессе продвижения группы в проблемной области.
Если модератор согласен взять на себя роль "катализатора" процесса принятия группового решения, то он должен:
· беспокоиться и заботиться о методическом и инструментальном сопровождении развития группового мнения;
· ориентироваться в ситуации и находить выход из трудных положений, импровизировать;
· мобилизовать творческую энергию группы: провоцировать и обнаруживать скрытые конфликты;
· выявлять механизмы образования аутсайдеров группы ("козлов отпущения") и способствовать изменению данной ситуации;
|
|
· отслеживать изменения настроения участников группы и побуждать их к рефлексии;
· избегать конфликтных ситуаций, связанных с конкуренцией в области специальных знаний и компетенций, а также обострения личностных взаимоотношений;
· отказаться от использования готовых решений;
· побуждать участников коммуникации к осуществлению обратной связи, содействовать тому, чтобы они делились своими мнениями, ощущениями, переживаниями;
· способствовать саморазвитию и самообновлению группы.
Важным профессиональным качеством модератора является способность преодолевать фрустрации участников групповой работы, связанные с содержанием коммуникации и поведенческими реакциями партнеров по групповому взаимодействию. В ходе многочисленных и разнообразных заседаний группы у любого человека вырабатывается комплекс фрустраций, которые оказывают негативное влияние на результаты последующих видов групповой работы.
Типичные фрустрации, связанные с ходом групповой работы, должны быть известны модератору (рис. 11.).
Рисунок 11 - Типичные фрустрации, связанные с групповой работой
В процессе управления групповой работой перед модератором стоит ряд задач, часть из которых связаны с осуществлением оптимизации деятельности группы. Некоторые из этих задач можно представить в виде своеобразной памятки модератора (табл. 11), который должен:
Таблица 11 - Некоторые задачи модератора
Устранять | Содействовать | Координировать |
· напряжение в группе; · профессиональные неврозы; · предрассудки и слухи | · поступлению адресной информации; · ситуации успеха; · поддержанию интерактивной деятельности | · поступление и отправление адресной информации; · обмен идеями; · усилия союзников |
Модерирование имеет общие черты с другими формами профессионального сопровождения: консультированием в узком смысле, супервизией, профессиональным тренингом. С этими формами модерирование объединяет следующее:
· модерирование сориентировано не на конкуренцию, а на кооперацию;
|
|
· модерирование сосредоточено на конкретной проблеме;
· модерирование исключает формальный контроль и оценку;
· модератор владеет способами деятельности, которые указывают путь решения проблемы для группы;
· в процессе модерирования групповой работы создаются психологически комфортные условия для субъектов профессиональной деятельности.
В то же время модерация как технология сопровождения имеет ряд особенностей. Отличительные черты модерации заключаются в следующем.
· В отличие от профессионального тренинга модерирование не связано с поэтапным обучением и формированием отдельных компетенций специалистов.
· В отличие от традиционного консультирования модерирование в основном использует внутренние ресурсы клиента, в то время как при консультационном взаимодействии используются как внутренний потенциал клиента, так и профессиональные советы и рекомендации консультанта; кроме того, предполагается, что модератор, в отличие от консультанта, не является специалистом в конкретной профессиональной области.
· В отличие от супервизии модерирование не связано с "лечением профессиональных болезней" и исправлением профессиональных ошибок, т.е. психотерапевтическая и коррекционная функции в модерировании выражены неярко. Кроме того, супервизия является интегративным вариантом, включающим в себя: модерирование, консультирование, диагностирование и разрешение профессиональных конфликтов, содействие в развитии и саморазвитии как организации в целом, так и отдельных работников, формирование дополнительных компетенций.
Модерация групповой работы представляет собой сложный процесс управления социально-педагогическим взаимодействием в группе. Оставаясь феноменом социального плана, модерация тем не менее отвечает ряду технологических параметров, особенно в вопросе "как именно осуществлять процесс управления группой?"