Пед. Взгляды П.П.Блонского

Его монография «Трудовая школа» (1919) рассматривалась как важнейший теоретический ориентир при создании новой школы в 20-х гг. прошлого столетия. В предреволюционные годы были изданы труды по дошкольному воспитанию, национальному воспитанию, истории педагогики, психологии. Блонский не ограничивался созданием теоретических работ, он активно участвовал и в разработке новых школьных программ, организовал Академию социального воспитания (высшее педагогическое учреждение), проводил опытно-экспериментальную работу в школе. С середины 1920-х гг. теоретические интересы педагога сконцентрировались на проблемах педологики. П.П. Блонский стремился превратить педагогику в строго нормативную науку, далекую от обыденных рассуждений и рецептов. Он полагал, что педагогика как наука требует философских обоснований, опоры на достижения биологии, генетики, физиологии, социологии и других наук о человеке. Она должна изучать причинно-следственные связи в воспитании и обучении (например, какие есть наказания, и почему они существуют). Педагог был убежден, что подлинные любовь и уважение к личности ребенка состоят в глубоком знании и учете в воспитании его половых, возрастных, персональных и типических особенностей. Педагог считал, что «будущая школа должна быть ярко гуманитарной школой, школой человечности в полном смысле этого слова…»

 

Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном и рабовладельческом обществе.

40–35 тысяч лет назад появление человека. Период зарождения и воспитания как особого вида человеческой деятельности. Воспитание зародилось как одновременно физическое, умственное и нравственно-эмоциональное взросление. Мощным средством передачи опыта стала возникшая у первобытных людей речь.

Собственно воспитание начинает формироваться 1,5 млн. тыс. лет назад и этот процесс проходил в три этапа.

I этап

1) появляется новая ветвь в эволюции человека – архантропы ископаемый вид людей, который рассматривают как непосредственного предшественника современных людей; ему свойственно:

• прямохождение, они обладают зачатками речи, мышления, их мозг по размеру и структуре близок к человеческому, овладевают огнем, живут в коллективных сообществах

2). К этому же периоду относится появление палеоантропов или, правильнее, неандертальцев – известных самых близких предков Человека разумного:

• они переходят к разделению труда по половому признаку

• воспитание у неандертальцев осуществлялось – уже более организованно

В результате появляется новая ступень в развитии человечества – человек разумный.

II этап

• Этот период характеризуется переходом от присваивающих форм хозяйства к производящему труду

• В первобытных общинах зарождаются специальные приемы и формы воспитания, реализующиеся в ритуалах и обрядах.

• В этот период появляются первые средства воспитания - игрушки-тотемы орудия труда и охоты, изготовленные специально для детей.

• В качестве мощного регулятора поведения использовались запреты – табу и словесные приемы – одобрение или неодобрение.

III этап

• В результате дальнейшего усложнения хозяйственной и социальной жизни общины появилась семья. Контроль за воспитанием подрастающего поколения теперь осуществляла семья.

• В семье воспитание дифференцировалось по половому признаку: девочек воспитывали матери и другие женщины рода, мальчиков – мужчины.

• Важным этапом в развитии воспитания стало появление обряда инициации, символизирующего переход юношей и девушек в разряд социально зрелых, полноправных членов общины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: