Воспитание и школы в странах Древнего Востока (Индия, Китай, Египет)

1. Приблизительно в IV тысячелетии до н. э. по берегам Персидского залива в междуречье Тигра и Евфрата, заселенном шумерскими народами, возникает ряд рабовладельческих государств. В исторической науке эти государства принято называть Междуречьем, или Месопотамией

· почти в каждом городе Междуречья были школы.

· Школы открывались при храмах и дворцах, их посещали мальчики. Девочки могли научиться письму дома у своего отца.

Основные цели обучения были следующие:

1. Запоминание со слуха;

2. Умение читать и считать - причем, устно;

2. Умение переводить устную речь с одного языка на другой - т.е., по сути, готовили переводчиков;

· К I тысячелетию до н. э. складывается шумерский идеал образования

Первые школы в Древнем Египте появляются в Ш тысячелетии до н. э.

· Процесс обучения в Древнем Египте начинался с 5 лет.

· Обучение было индивидуальным, его продолжительность зависела от старания и способностей ученика.

· на начальном этапе обучения: дети учились считать, читать и писать, на втором этапе происходила дифференциация: одни изучали музыку, литературу, грамматику, другие осваивали математику, третьи – основы ведения хозяйственной деятельности

· Чтобы добиться послушания, в школе применялись самые разнообразные наказания

· В Древнем Египте возникает институт семейной школы, при котором помимо собственных детей, отец брался обучать профессиональной деятельности чужих.

3. В Древней Индии

· В Индии сложилась особая кастовая система общественного устройства: Воспитательный идеал имел различия в зависимости от касты:

1. для брахманов (жрецов) необходимо было воспитание праведности и чистоты помыслов,

2. для кшатриев (воинов) – формирование смелости и мужества,

3. для вайшьев (крестьян) требовалось развитие трудолюбия,

4. для шудры (слуг) предусматривалось воспитание послушания и исполнительности.

Воспитание и обучение в Древней Индии имело тесную связь с религиозными верованиями.

4. Традиции обучения в Древнем Китае базировались на опыте семейно-общественного воспитания.

· В основе школьного воспитания и обучения лежало почитание старших, наставник воспринимался как второй отец.

· Первые школы в Древнем Китае появились в Ш тысячелетии до н. э.,

· Деятельность учителя считалась весьма почетной, а приобретение образования было делом крайне важным.

· Школу посещали в основном дети состоятельных людей,

Наибольшее влияние на развитие школы и педагогики в Древнем Китае оказало учение Конфуция (551–479 до н. э.), в котором особое внимание уделялось нравственному самосовершенствованию личности.

Система образования и воспитания в государствах Древней Греции (Спарте и Афинах).

Школа и пед мысль в Древней Спарте.

1)Воспитание с 7 лет (изоляция от семьи)

2)с 7 до 14 лет-грамота,счёт, физ.воспитание и закалка.

3)с 15 до 20 лет-пение,танцы воинственного характера,участие в военных походах,нравственно-полит. образование.

4)идеал воспитания-физически развитый,сильный духом,разбирающ. в военном деле человек.

Агела-молодёжная группировка в Спарте(до 17 лет),целью которой была организация физической культуры и спорта,а так же подготовка к полит.и воен.действиям.

Педагог-раб,сопровождающий ребёнка в школу.

Дидаскал-учитель в школе.

Кифарист-учитель музыки.

Грамматист-учитель грамматики.

Школа в Древних Афинах. 1) Мусическая школа(чтение,письмо,счёт,музыка,лит-ра)-учителя(грамматист и кифирист)с 7 до 16 лет. 2) Гимнастическая школа-бег,прыжки,борьба,метание диска,копья.с 16 до 18 лет. 3) Гимнасий (философия, риторика, политика) после 18 лет.

Возрастная периодизация пифагорейцев. 1) От рождения до 7 лет(дома) 2) от 7 до 14 лет(школа) 3) от 14 до 21(школа,армия) 21год-совершенолетие. Сократ(470-399 до н.э) Древнегреческий философ,автор сократического метода(поведение ученика к выводам с помощью спец.подобранных вопросов).Не оставил после себя трудов,имел много учеников. Платон(427-347 до н.э) Ученик Сократа.Основатель 1 академии в истории образования. Автор труда «государство».Разробатовал вопросы обучения и воспитания. Аристотель(384-322гг) Великий философ Древней Греции,ученик Платона,учитель Макидонского.Разработал все отрасли знаний своего времени,подготовил лекторские конспекты по ботанике,зоологии,анатомии,астрономии,этике.Основатель первого лицея.Упорядочил возрастную переодизацию. Переодизация Аристотеля: От рождения до 7 лет-физ.воспитан.(детство). От 7 до 14 лет-физ.и умствен.воспитан(отрочество). От 14 до 21-нравствен. и эстетич. воспитан.(юность)

Влияние христианства на развитие образования и педагогической мысли восточных славян. Педагогические памятники X – XII вв. и их значение в развитии просвещения и педагогической мысли. Создание центров «учения книжного». Мастера грамоты.

Древнерусская (восточнославянская) культура и педагогика формировались при взаимодействии двух сил: языческой культуры самих славян и христианской культуры Византии. Киевский период (X – XIII вв.) занимает особое место в истории восточных славян. В этот период происходит становление древнерусской народности и государственности, тем самым в процессы обучения и воспитания вносятся существенные изменения. Сам характер обучения и воспитания оказался в прямой зависимости от влияния Византии, прежде всего от принятия Киевской Русью православия, которое становится с 988 года её официальной религией.

Особое влияние на формирование общеславянской традиции оказала Болгария: в конце Х века многие болгарские книжники нашли приют (от разрушительных войн на родине) в Киеве. Педагогическая мысль, школа Древней Руси, зародившиеся при взаимодействии славянской языческой традиции и восточного христианства, сохранили свою самобытность. Этому способствовало то, что языком богослужения, литературы и обучения являлся славянский язык со славянским алфавитом (кириллицей).

Влияние языческой культуры восточных славян выразилось в сплаве мифологического сознания и культа Иисуса Христа. Христианская идея единого Бога, отца и заступника, соответствовала родоплеменному устройству восточных славян, а христианские нравственные заповеди оказались созвучны духовным и нравственным канонам Руси времён язычества. Идея самопожертвования Христа ради человеческого рода нашла непосредственный отклик в нравственных устоях восточных славян о жертвенности личности во имя семьи, рода, общины. Христианское мировоззрение постепенно проникало в языческое сознание, тесно взаимодействуя с ним. Принятие христианства потребовало приобщения к «книжности», без которой невозможно было овладеть основами новой религии.

Развитие у восточных славян письменной культуры связано и с развитием городов, созданием государства, появлением первых чиновников, законодательства, дипломатии, торговли. В связи с этим, школы в Киевской Руси первоначально открывались при княжеских дворах, а впоследствии, после укрепления власти церкви, (в X – XIII веках) – при церквях и монастырях Они готовили духовенство и необходимых государству грамотных людей.

Первая школа учения книжного открылась при князе Владимире Святославиче в 988 году в Киеве. Это событие предваряло быстрый расцвет школьного дела, религиозной педагогической мысли в Киеве, Новгороде и центрах других древнерусских княжеств. Школа, открытая Владимиром Святославичем, являлась учебным заведением повышенного типа. Её ученики ещё до поступления умели читать и писать, т.е. владели начальным образованием. Потомки Владимира продолжали заниматься устройством школ учения книжного. Летописи свидетельствуют, что князь Ярослав Мудрый (1019 – 1054 гг.) велел открывать по городам и весям новые церкви, а священникам – «учите людей». Согласно летописи 1028 года, в Новгороде «учились книгам» до 300 детей. В 1089 году княгиней Анной Всеволодовной в Киеве было открыто женское училище, где обучались около 300 «младых девиц». Ефросинья Полоцкая в XI веке также открывала школы для обучения девочек.

На протяжении X – XIII веков школы открываются и в других городах: Переяславле, Суздале, Чернигове, Полоцке, Муроме, Владимир-Волынском, Турове, Галиче, Ростове и мн. др. Училища по обучению грамоте открываются при княжеских, монастырских и церковных подворьях. Обучали чтению, письму, церковному пению, занимались воспитанием нравственности.

В школах обучения книжного обычно учились дети представителей высших сословий. Наряду с чтением, письмом и счётом ученики получали некоторые сведения из математики, истории различных стран, сведения о природе. Об уровне обучения в этих школах свидетельствуют различные рукописные памятники того времени: законодательный памятник XI – XII веков «Русская Правда» и сочинение Кирика Новгородца «Учение им же ведати человеку числа всех лет» (1136). В «Русской правде» даётся набор своеобразных арифметических задач, а Новгородец в своей работе дает календарно-математические знания. В состав арифметических действий, которые изучали школьники, входили нумерация, удвоение, раздвоение, сложение, вычитание, умножение и деление.

Параллельно «учением» при княжеских дворах, монастырях и церквях развивалось и индивидуальное домашнее обучение, которое давали «мастера грамоты», которые занимались с детьми всех сословий. Они обучали чтению, письму и счёту, подобно тому, как мастера учили подмастерьев профессии. При этом использовались особые дощечки, на которых была вырезана азбука. Такие «учебные пособия» были доступны всем слоям общества. Сначала учили писать и произносить буквы, затем – читать молитвы по Псалтырю. В качестве материала для письма использовали бересту, на которой специальным «писалом» выцарапывали тексты. Первые берестяные грамоты относятся к X – XII векам.

Книжная мудрость осваивалась по «изборникам» (хрестоматиям) энциклопедического характера. Например, по «Изборнику Святослава», в котором в рамках курса семи свободных искусств давались материал для запоминания и ответы, входившие в круг христианских представлений и идей. Этот курс помогал овладеть элементами знаний в духе византийской образованности. Обучали не только правилам чтения, но искусству «делать книги». Ученик изготавливал собственный изборник, т. е. выполнял работы переписчика, иллюстратора и переплётчика.

В силу некоторых объективных причин на Руси до начала XVIII века не существовало государственной системы образования, подобно западноевропейской. В качестве первостепенных причин, обусловивших этот процесс, можно назвать следующие: 1) первоначально школы при княжеских дворах и монастырях воспринимались многими родителями как опасное новшество, отрывающее детей от вековых традиций; 2) в большой степени сыграли свою роль татаро-монгольское нашествие и феодальная раздробленность; 3) хотя христианство постепенно начинает преобладать над язычеством, христианская культура не стала ещё доминирующей как в Киевской Руси, так и позднее в период развития Российского государства. Исходя из данных причин, грамотность и «книжность» В Киевской Руси, в свою очередь, не воплощали всего понятия культуры и просвещения данной эпохи. Значительная часть её воплотилась в этнопедагогике, фольклоре и народных традициях.

Содержание обучения в школах составляли чтение, письмо церковное пение, основы арифметики. Обучение грамоте осуществлялось по усовершенствованной азбуке «кириллице», созданной на основе буквенно-слогового греческого алфавита, но с учётом древнерусской фонетической системы. Основным методом обучения было заучивание текстов наизусть; обучение письму производилось отдельно от обучения чтению и не являлось обязательным. В арифметике на начальном уровне учили нумерацию, на повышенном – основные арифметические действия. Главным средством для выполнения арифметических подсчетов являлся абак – предшественник современных счетных устройств.

Учебниками в X – XII веках служили переведённые с греческого языка рукописные произведения: Изборник Святослава, Изамрагд (Измарагд), Златоуст, Златоструй и др., – в которых приводились высказывания философов, давались советы по воспитанию. Поступали книги в основном из балканских стран, преимущественно из Болгарии. Из «житий святых» наиболее известными являются переводные патерики (Синайский, Египетский, Иерусалимский), а также многократно переписывавшийся Печерский патерик. «Жития…» прославляли аскетический идеал воспитания.

Поучение «Изборник Святослава» (1076), содержит в себе материал, взятый из ряда религиозных источников: «Притчи Соломона», «Премудрости Иисуса – сына Сирахова» и др. Во многих списках были распространены поучения византийца Иоанна Златоуста (344 – 407 гг.). Выдержки и пересказ этих поучений послужили основой для многих сборников, имевших педагогическую направленность: «Измарагд», «Златоуст», «Пчёлка». Педагогические идеи Златоуста были развиты Кириллом Туровским (ум. 1182). Его произведения предназначались для высокообразованных людей. Рассуждая о сущности воспитания, к Туровский утверждал, что его успех основан на вере в Бога, а знания человек приобретает прежде всего при помощи органов чувств.

Начиная с XI века, для обучения начинают использоваться и оригинальные религиозные произведения: летописи, жития святых («Житие Ефросиньи Полоцкой» – один из наиболее ценных памятников конца XII века, созданный в Полоцке неизвестным автором); псалтыри, «слова» («Слово» митрополита Иллариона, Климента Смолятича, Кирилла Туровского, Кирика Новнгородца, «Слово о полку Игоревым» и др.), патерики, поучения, проповеди, где черпались идеалы и программа воспитания.

Ярким памятником педагогической культуры данной эпохи, оказавшим существенное влияние на становление педагогической мысли всех восточнославянских народов, является «Поучение князя Владимира Мономаха детям» (1096) – обращение князя-полководца к своей дружине, её будущим воинам; обращение князя-гражданина, мудрого государственного политика к своему народу. На автобиографических примерах Владимир Мономах наставляет молодое поколение: «Не ленитесь, трудитесь не уставая, честно и как должно быть, защищайте родную землю не жалея сил и жизни». «Поучение…» требует воспитания у детей любви к Богу и страха Божьего, строго выполнения церковных обрядов. В этом педагогическом памятнике Киевской Руси подтверждается патриархально-родовой характер воспитания, даются советы почитать старших, а авторитет отца должен быть непререкаемым для детей. Князь Владимир Мономах (1053 – 1125 гг.) одновременно даёт и христианские наставления – быть гуманными, милосердными, творить добро, вести деятельную жизнь, учиться. Необходимым видом труда он считает «книжное учение», достойными подражания тех, кто «владеет этим учением».

Суждения Владимира Мономаха, несмотря на то, что были оформлены в религиозные тексты, побуждали к классическому мышлению, деятельности. Такую же направленность имели и философско-педагогические идеи киевского митрополита Климента Смолятича (XII в.), который полагал, что объектом познания должно быть не только «Священное писание», но и природа как творение Божественной мудрости.

Отличительной особенностью педагогической мысли Древней Руси была её направленность преимущественно на воспитание человека. При этом ребёнок в ней ещё не выделялся как объект воспитания. Весь мир представлял собой школу, и человек в неё учился и воспитывался всю жизнь.

Главным очагом воспитания и обучения для всех сословий в Киевской Руси была семья. Дети знати и горожан могли получить начальное образование в семье. Так княгиня Ольга сама воспитала сына Святослава. Церковь видела свою задачу в осуществлении контроля за семейным воспитанием. В семьи бояр приглашались домашние учителя-священники. Семья обучала праведному бытию посредством религиозного воспитания и обучению правилам семейного общежития. В семье также передавались наследственные знания, навыки ремёсел и промыслов.

К X – XI вв. Киевская Русь не уступала по уровню образованности Центральной и Западной Европе. Косвенными свидетельствами этому являются произведения архаического эпоса, в которых воссозданы образы грамотных богатырей. Они не только умели читать и писать, но и владели иностранными языками, играли в шахматы (Добрыня Никитич, Волхв и др.). Фонд рукописей, хранившихся в княжеских дворцах, боярских домах и монастырях, предположительно был равен 140 тысячам. Так, Ярослав Мудрый открыл библиотеку при киевском Софийском соборе. Дошедшие до настоящего времени около 500 рукописей XI – XIII вв. – только малая часть сокровищ древнерусских книжников. Одним из ярких свидетельств этого богатства является «Слово о полку Игореве» (конец XII в.), поражающее огромными литературными достоинствами и силой патриотизма. Это даёт возможность говорить о высоких идеалах воспитания в Древней Руси. Грамотность в раннесредневековой Руси была распространена повсеместно. Об этом свидетельствуют найденные в различных городах и датируемые XI веком приблизительно 700 берестяных грамот.

В результате нашествия монголо-татар в XIII веке уровень образования на Руси резко снизился. Книжное учение приходит в упадок: горели книги, уничтожались культурные ценности, были убиты или угнаны в плен многие умельцы, ремесленники, мастера грамоты. Были разрушены многие монастыри – центры просвещения, а в 1240 году был сожжён Киев – центр культуры Древней Руси.

ЛЕКЦИЯ 4. ВОСПИТАНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В БЕЛАРУСИ В IX – XVIII ВЕКАХ
Общая характеристика просвещения и воспитания в древнебелорусских землях. Просвещение и письменность в Полоцком, Туровском и других белорусских государствах-княжествах. Просветительская деятельность Е. Полоцкой, К. Туровского.

Во второй половине первого тысячелетия территорию современной Беларуси заселяли три больших восточнославянских союза племён – кривичи, дреговичи и радимичи. В «Повести временных лет» про расселение этих славянских племён говорится следующее: «…съдоша межю Припетью и Двиною и нарекошася дреговичи»; вторая, самая многочисленная этнографическая группа восточных славян, кривичи пришли «…на верхъ Волги, и наверхъ Двины и Днепра», а племя, которое возглавлял Радим, поселилось на реке Сож. Долгое время этим племенным союзам удавалось сохранять собственные «княжества», но позднее (в IX – X вв.) они вошли в состав Киевской Руси.

Во времена первобытнообщинного строя в детях необходимо было воспитывать качества, необходимые человеку для осуществления нелёгкой трудовой деятельности, для непрерывной борьбы с силами природы. Первой воспитательницей была мать. Воспитание происходило преимущественно в процессе включения детей в конкретные виды деятельности. Одной из наиболее распространенных форм являлись специальные ритуалы, среди которых выделялись возрастные инициации, обеспечивавшие усвоение подростками основных знаний, умений, навыков, системы ценностей, правил поведения, принятых в общине. Завершались инициации обычно обрядовым посвящением юношей и девушек во взрослые члены рода.

Различия в воспитании детей определялись их полом. Мальчиков готовили к мужским видам деятельности: охоте, изготовлению орудий труда и др., а девочек к женским – ведение домашнего хозяйства, уход за детьми. Уже в первобытных родовых общинах воспитание носило общественный характер: община в лице старейшин, умудренных опытом, хорошо знавших традиции, выступала в качестве совокупного воспитателя.

В VI – IX вв. воспитание у восточных славян претерпевает значительные изменения. В связи с формированием раннеклассового общества происходит общественное разделение труда. Зарождается имущественное и социальное неравенство, общины делятся на семьи, что приводит к превращению воспитания в семейно-сословное. Главные функции воспитания, его цели, содержание и формы всё более различаются для разных социальных групп населения. Инициации постепенно утрачивают свой всеобщий характер и становятся привилегией знати. К VI – IX вв. у восточных славян сформировались четыре социальных слоя: общинники-земледельцы, ремесленники, феодальная знать и языческие жрецы. Воспитание представителей каждой группы имело свои специфические черты.

Согласно многочисленным археологическим свидетельствам, письменность в восточнославянских землях существовала ещё за несколько десятилетий до принятия Русью христианства. Позднее, благодаря связям с Византией, откуда приходит христианская религия, письменность, культура и просвещение расширяются. Просветители Кирилл и Мефодий на основе греческого алфавита с учетом особенностей родного языка создают славянскую азбуку. В этот период центрами культуры и просвещения становятся города, где важнейшую роль в деле распространения грамотности играют священники, монахи, некоторые князья.

Этнопедагогика белорусов внесла свой большой вклад в сокровищницу восточнославянского народного педагогического творчества. Песни, сказки, былины, предания, пословицы и поговорки содержат в себе бесценную информацию на все случаи жизни, отражая опыт, наблюдательность человека труда, кормильца и защитника родной земли. Исторической основой и лейтмотивом восточнославянского эпоса была борьба за справедливость, защита Отечества. Народ наделял своих любимых былинных героев лучшими духовными и физическими качествами, рисуя их заступниками вдов, сирот, простого народа, как воинов-патриотов, стражей границ, единства и мощи родной земли. Многие исследователи обращают внимание на то, что в обществе того времени существовала такая система воспитания и педагогических взглядов, в основе которой находилась мудрость народной дидактики. Вместе с народными обычаями и традициями она оказывала решающее значение на воспитание детей, формируя необходимые отношения к природе, земледельческому труду, народным ремёслам, прививая законы гостеприимства, правила пристойного поведения и т. п.

Нравственным каноном белорусов в тот период являлся культ труда, осознание человеком своего места в окружающем мире, восславление героизма, таланта и красоты. В связи с тем, что в это время большинство детей не посещали школы, народная педагогика играла главную роль в их воспитании. Детям прививались те личностные качества, которые народ хотел видеть в своём будущем поколении. Элементы народной педагогики передавались из поколения в поколение. Особенно они доминировали в социально-экономической жизни общества, в трудовом обучении разнообразным ремёслам, в овладении основами земледелия. Например, основными единицами измерения для определения веса, количества и т. п. являлись части тела человека или расстояния между ними: локоть, ступня, пядь, шаг, сажень. Такими же понятными были приспособления для измерения длины: лыко, прут, шнур, топорище, «полёт стрелы», след, соха; для определения сыпучих и жидких веществ – бочка, ведро, горшок, дежа, кадка, колода, корзина и др. Благодаря сохранённой в народной педагогике информативной памяти, мы, спустя многие поколения, до настоящего времени пользуемся этими определениями.

В IX – XIII вв. в западной Руси создаются крупные независимые княжества (Полоцкое, Турово-Пинское), а также более мелкие – Минское, Друцкое, Гродненское и др. Часть западнорусских земель (будущие белорусские) находились в составе Смоленского, Черниговского, Киевского и Волынского княжеств.

Педагогика народов, которые проживали на территории сегодняшней Беларуси в IX – XIII вв., зарождалась и развивалась при взаимодействии двух культур: языческой культуры восточных славян и христианской культуры, распространившейся в стране с принятием новой официальной государственной религии князем Владимиром (988 г.).

Значительное место в воспитательной практике славян занимала языческая религия. Древние славяне присваивали разным объектам и явлениям, которые обладали непонятной силой, имя «Бог», что буквально означало «сильный», «могущественный». Затем утвердилось понятие «Боги». Как и у других народов, они первоначально разделялись на добрых (свет) и злых (тьма).

Распространению письменности среди славян способствовало христианство. С 324 г. Христианство было объявлено государственной религией Римской империи, а в 864 г. Собор в Константинополе осуществил первый раздел церкви, в результате которого образовались западная и восточная церкви. Восточная византийская церковь получила в наследство многие черты античной культуры.

К концу IX века усиливается политическая и экономическая роль Полоцкого княжества. Грамоты в Полоцке писались ещё в конце Х века. Около 1000 года в Полоцке была основана епископская кафедра. Распространению грамоты в те времена содействовали «мастера грамоты» – дьячки и мирские люди, занимавшиеся обучением детей. В X – XI вв. на территории современной Беларуси (в городах Турове, Пинске, Полоцке, Слуцке, Мозыре, Минске) начинается обучение детей, складывающееся постепенно по типу школьного, и переписывание книг.

В Больших городах (Полоцке, Турове, Минске, Новогрудке и др.) школы открывались при княжеских дворах, церковных приходах и монастырях. Изучались там не только церковнославянский, греческий и латынь, но и некоторые «свободные науки»: риторика, диалектика, грамматика. Наибольшую известность получают Спасо-Ефросиньевский и Бельчицкий монастыри, а также Софийский собор в Полоцке.

Софийский собор (третий на Руси после Киева и Новгорода) был построен в середине XI века (период правления князя Всеслава Чародея) в центре Полоцка на самом красивом и возвышенном месте – так называемом «Верхнем замке». Этот храм «о седми версех», окружённый грандиозной галереей, был построен византийскими и местными мастерами. После завершения строительства, на печати города была сделана надпись: «Печать Полочьская и Святой Софии». В Полоцкой Софии были заложены основы первой на территории Беларуси библиотеки, где имелось множество книг на разных языках, велось летописание, переписывались и распространялись книги, существовала школа. К сожалению, бесценная и широко известная в средние века библиотека, а также летописи были уничтожены во время ливонской войны (1563 – 1579 гг.).

В Полоцком, Туровском, Новогрудском и других белорусских княжествах школьное обучение складывалось в целом как и в Киевской Руси. Детей из знатных семей учили чтению, письму, цифири (основам математики), церковным песнопениям. Грамотой овладевали по церковным книгам: «Псалтырю», «Часослову», «Апостолу». В рукописном тексте часто сливались слова и предложения, что вызывало у учеников дополнительные трудности, да и знаков препинания тогда не существовало. Сложным для детей являлся процесс обучения грамоте, который осуществлялся букво-слагательным методом, где необходимо было заучить название каждой буквы и научиться складывать их.

Говоря о просвещении на Полоцкой земле, нельзя не упомянуть о подвижнической деятельности Ефросиньи Полоцкой (1101? – 1173). Предслава (её светское имя) рано уходит в монастырь, но это не отгораживает бывшую княжну от светских забот. Будучи хорошо образованным для своего времени человеком, наделённая даром проповедничества и мастерства писателя, она собрала в Полоцке многих талантливых людей, показывая своей деятельностью пример подвижничества на ниве просвещения. Ефросинья Полоцкая поселилась в Софийском соборе и «…нача книги писати своими руками». Это был тяжелый. непростой труд, которым в то время занимались исключительно мужчины. Дело переписывания и создания книг ширилось. Понимая, что для расширения просвещения необходимы грамотные люди, Ефросинья Полоцкая на свои средства построила две церкви в Полоцке, основала женский и мужской монастыри. В школах при монастырях расширенная учебная программа включала греческий, латинский языки, основы природоведения, историю, риторику, медицину. Также в монастырях действовали библиотеки, училища, скриптории, гостиницы и странноприимницы.

Став игуменьей монастыря св. Спаса в Полоцке подвижница практически положила начало осуществлению широкого образования народа Беларуси, с её именем связано возникновение на белорусской земле первых школ и училищ. Она не только выдвинула идею всеобщего образования женщин, но и предприняла практические действия по её реализации – сделала обучение грамоте одной из главных обязанностей монахинь. Грамоте обучали не только будущих монахинь, но и всех девочек, желающих учиться.

Исключительно важное место и значение в жизни белорусской просветительницы занимала педагогическая деятельность. Она не только сама учила юных белорусов читать и писать, но и стремилась воспитывать у своих подопечных культуру поведения и лучшие нравственные качества: «…юныя же учаше чистотъ душевней…слову благочестному, мудрейших послушати, много разумъти».

В конце XII – начале XIII вв. неизвестным автором было создано «Житие Ефросиньи Полоцкой», в котором он неоднократно делает акцент на её просветительской деятельности, с гордостью называя княжну просветительницей Полоцкой земли. Содержание «Жития…» сводится к проповеди грамотности, просвещения, педагогики.

В настоящее время имя Ефросиньи Полоцкой причислено православной церковью к лику святых. День её памяти отмечается 5 июня.

Княжне-просветительнице удалось привлечь к своей деятельности многих выдающихся талантливых людей того времени. Одним из наиболее известных является имя Лазаря Богшы – полоцкого ювелира, создателя знаменитого креста Ефросиньи Полоцкой),



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: