З. Структура современной системы образования.
Образование (в трактовке закона об образовании 1992г., определяющем основные понятия; принципы и основы государственной политики в области образования; гарантии прав граждан РФ на получение качественного образования; цель и принципы образования; статус и права образовательных учреждений; подходы к содержанию образования; подход к управлению) - целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином /обучающимся/ определенных государством образовательных уровней. Под получение м гражданином образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, кот. удостоверяются соответствующим документом. Система общего образования – (статья 8) Σсистем: = преемственные образовательные программы и государственные образовательные стандарты различных уровней и направленностей + сеть реализующих вышеуказанные образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов + органы управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий.
|
|
Образовательная программа - нормативный документ, определяющий содержание и организацию образовательного процесса определенного уровня и направленности на конкретном образовательном маршруте учащихся; образовательный маршрут учащегося.
Система образования: 1) связь образования с условиями и целями политики государства, финансирования, права и гарантии граждан для получения образования; 2) в Российской школе: совместное обучение лиц обоих полов, сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм, светский характер образования; 3) профессиональное самоопределение молодежи с учётом социальных потребностей; 4) многообразие форм получения образования в различных образовательных учреждениях; 5) демократический характер СО, возможность выбора образовательного учреждения; 6) вариативность; 7) открытость образования; 8) гуманитаризация. Система выполняет функции контроля и регулирования. Все органы управления образованием подконтрольны министерству общего и профессионального образования.
Виды образовательных учреждений.
Типы: общеобразовательные и профессиональные.
Виды: гимназия (реализуют базовую ОП; повышенный уровень образования разных профилей на базе широко гуманитарного; компетентностный уровень образованности); лицей (ООУ повышенного уровня, имеющее определенную специализацию и профильную направленность обучения; выделение профильного блока предметов); образовательный центр (разноуровневое и многопрофильное ОУ, предоставляющее учащимся выбор ОП/базовые, повышенные, коррекционно-компенсаторные, дополнительные/, соответствующих их потребностям и возможностям); авторская школа (ООУ, в которых педагогическим коллективом разрабатывается и реализуется специфическая педагогическая система, отличающаяся содержанием и организацией образовательного процесса); реальные школы (/1/представляющие любому ребенку достигнуть уровня функциональной грамотности – 9 классов; /2/ реализующие ОП прикладной направленности); образовательный комплекс (объединении различных ООУ; непрерывность и преемственность образования - д/с, школа, ВУЗ); колледж (профессиональное образование - подготовка к определенному виду деятельности); учреждения дополнительного образования детей (музыкальные, спортивные, художественные; учреждения, предоставляющие разнообразные дополнительные образовательные услуги с целью расширения общего образования и развития личности и способностей).
|
|
Организационно-правовые формы: государственные, муниципальные (организованные, например, комитетами здравоохранения и/или образования) и частные.
Основания классификации: по видам/содержанию (о/о-ые средние школы; гимназии; лицеи; колледжи); по продолжительности обучения/структуре (начальная школа 1-3, основная средняя школа 5-9 классы, полная средняя школа 5-11 классы, старшая школа 10-11классы); по национальной и другим характеристикам.
Дифференциация образования.
Бордовская, Реан ©
Дифференциация - это ориентация образовательных учреждений на достижения учащихся или студентов при учете, удовлетворении и развитии интересов, склонностей и способностей всех участников образовательного процесса. Дифференциация может воплощаться на практике разными способами, например, через группировку учащихся по признаку их успеваемости; разделение учебных дисциплин на обязательные и по выбору; разделение учебных заведений на элитные, массовые и предназначенные для учащихся с задержками или отклонениями в развитии; составление индивидуальных планов и образовательных маршрутов для отдельных учащихся или студентов в соответствии с интересами и профессиональной ориентацией и т. д.
Диверсификация - это широкое многообразие УЗ, ОП и органов управления.
Многовариантность означает создание в образовательной системе условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса к успеху, стимулирование учащихся или студентов к самостоятельному выбору и принятию ответственного решения, обеспечение развития альтернативного и самостоятельного мышления. На практике многовариантность проявляется через возможность выбирать темпы обучения, достигать разного уровня образованности, выбирать тип ОУ, а также дифференциацию условий обучения в зависимости индивидуальных особенностей учащихся или студентов (в классе, группе, индивидуально, с помощью компьютера и т.д.) и др.
Многоуровневость - это организация многоэтапного образовательного, обеспечивающего возможность достижения на каждом этапе образования того уровня образованности, который соответствует возможностям и интересам человека. Каждый уровень - это период, который имеет свои цели, сроки обучения и свои характерные особенности. Момент завершения обучения на каждом этапе является качественной завершенностью образования. Например, многоуровневая система высшего образования ориентирована на три уровня: I - общее высшее образование (2 года), II – базовое высшее образование - бакалавриат (2 года общего образования + 2 года), III - полное высшее образование - магистратура (4 года бакалавриата + 2 - магистратуры).