Взаимодействие = взаимовлияние + взаимовоздействие + взаимные изменения. Подразумевает активность обеих сторон. 2 основных пути взаимодействия – деятельность и общение (взаимодействие педагогов и воспитанников осуществляется за счет совместной деятельности и порождаемого оной общения). Взаимодействие педагогов и воспитанников может осуществляться через содержание и способы организации деятельности, а также проявление личностных качеств и свойств в деятельности и/или общении.
Существуют различные подходы к восприятию и обучению Þ различные типы взаимодействия педагогов и воспитанников. Типы воспитательных отношений: j авторитетные отношения: взрослый - диктатор, ребёнок - исполнитель; k отношения чрезмерной опеки - деятельность ребенка активна, педагог опекает и контролирует; l отношения/педагогика «свободного воспитания» - абсолютная самостоятельность ученика (устранение педагога). m «педагогика разумной опеки» - сочетание активной деятельности детей с активной организаторской/координирующей деятельностью педагога. Между педагогом и воспитанником формируются отношения, когда их позиции соразмерны собственному опыту, совместная творческая деятельность, создание совместного творческого опыта, вместе осваивают и вместе создают социальное пространство, педагогика общей работы.
|
|
Стили педагогической деятельности.
Стиль – устойчивые способы и приемы деятельности. Стиль ПД складывается из таких психологических категорий как отношение педагога к ПП, принципы отбора средств, методов, содержания и форм воспитания и обучения; личностных приоритетов и пр., а также профессионального мастерства педагога его желания работать. Современный педагог выполняет гностическую, конструктивную, организаторскую, коммуникативную, диагностическую, корректирующую и контрольно-оценочную функции. ПД есть управление деятельностью ученика (воспитанника) и процессом взаимодействия с ним. ПД является совместной и строится по законам взаимодействия с учетом особенностей общения людей и стилей их поведения. Факторы успешности ПД в плане решения педагогических задач - индивидуально-личностные особенности субъектов педагогического взаимодействия. Требования, предъявляемые к современному педагогу: умение выразительно излагать мысли, заинтересовывать речью; организовать себя и других; аккуратность; чёткость, системность и последовательность в планировании работы, тоне и стиле общения; способность эмоционального и волевого воздействия.
Виды ПД (Бордовская, Реан) в зависимости от типа педагогической задачи:
1. Практическая деятельность по обучению и воспитанию человека;
|
|
2. Методическая деятельность специалиста по изложению материалов педагогической науки педагогическим работникам различных учреждений (связана с методикой учебного предмета или с методикой про ведения воспитательной работы в школе);
3. Управленческая деятельность руководителей образовательной системы;
4. Научно-педагогическая деятельность (научно-исследовательская).
+ Классификация согласно структурным компонентам педагогической деятельности (цель, средства, результат, объект и субъект).
В ПД проявляются стили: руководства/управления (авторитарный/диктаторский, либеральный/попустительский, демократический/сотрудничающий); деятельности (ПД); общения; саморегуляции; когнитивный. Стиль ПД выявляет: индивидуальные психические особенности учителя и учащихся, специфику самой деятельности. Эти факты могут соотноситься с характером воздействия и организации деятельности, с предметно-профессиональной компетентностью учителя, с характером общения.
Стили управления ПП: u авторитарный ( ученик - объект педагогического воздействия, учитель принимает решения и устраивает контроль, учащиеся теряют активность, обнаруживается низкая самооценка, агрессивность, главный метод - приказ, устрашение); v демократический (ученик равноправный партнер в общении, коллега в совместной деятельности, учитель привлекает ученика к принятию решения, методы - приобщение к действию, совет, просьба, ученик испытывает состояние покоя, высокая самооценка); w либеральный (учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, контроль и организация без системы, нерешительные, в классе неустойчивый микроклимат).
Стили ПД зависят от установок /ориентаций педагога на компоненты организации ПП (отношения педагога к):
Целям | Содержанию | Способам организации | Результатам | |
+ | Проективный(выдвигаются задачи на будущее) | Творческий(стремление/поиск новых приемов, оригинальных путей использования методов) | Коллективистский(стремление воспитанников к участию; совместная организация) | Эффективный (единство качества внешнего и внутреннего эффектов/результатов; приоритет воспитательного результата над практическим) |
- | Ситуативный(задачи выдвигаются только после возникновения проблемы; спонтанность, ненаправленность) | Репродуктивный(воспроизведение готовых образцов; в позицию репродуктивных исполнителей вовлекаются ученики) | Эгоцентрический(стремление педагога к единоличной деятельности; ориентация только на себя) | Эффектный(как это выглядит со стороны) |
Сочетание характеристик стиля: