Взаимодействие педагогов и воспитанников

Взаимодействие = взаимовлияние + взаимовоздействие + взаимные изменения. Подразумевает активность обеих сторон. 2 основных пути взаимодействия – деятельность и общение (взаимодействие педагогов и воспитанников осуществляется за счет совместной деятельности и порождаемого оной общения). Взаимодействие педагогов и воспитанников может осуществляться через содержание и способы организации деятельности, а также проявление личностных качеств и свойств в деятельности и/или общении.

Существуют различные подходы к восприятию и обучению Þ различные типы взаимодействия педагогов и воспитанников. Типы воспитательных отношений: j авторитетные отношения: взрослый - диктатор, ребёнок - исполнитель; k отношения чрезмерной опеки - деятельность ребенка активна, педагог опекает и контролирует; l отношения/педагогика «свободного воспитания» - абсолютная самостоятельность ученика (устранение педагога). m «педагогика разумной опеки» - сочетание активной деятельности детей с активной организаторской/координирующей деятельностью педагога. Между педагогом и воспитанником формируются отношения, когда их позиции соразмерны собственному опыту, совместная творческая деятельность, создание совместного творческого опыта, вместе осваивают и вместе создают социальное пространство, педагогика общей работы.

Стили педагогической деятельности.

Стиль – устойчивые способы и приемы деятельности. Стиль ПД складывается из таких психологических категорий как отношение педагога к ПП, принципы отбора средств, методов, содержания и форм воспитания и обучения; личностных приоритетов и пр., а также профессионального мастерства педагога его желания работать. Современный педагог выполняет гностическую, конструктивную, организаторскую, коммуникативную, диагностическую, корректирующую и контрольно-оценочную функции. ПД есть управление деятельностью ученика (воспитанника) и процессом взаимодей­ствия с ним. ПД является совместной и строится по законам взаимодействия с учетом особенностей общения людей и стилей их поведения. Факторы успешности ПД в плане решения педагогических задач - индивидуально-личностные особенности субъектов педагогического взаи­модействия. Требования, предъявляемые к современному педагогу: умение выразительно излагать мысли, заинтересовывать речью; организовать себя и других; аккуратность; чёткость, системность и последовательность в планировании работы, тоне и стиле общения; способность эмоционального и волевого воздействия.

Виды ПД (Бордовская, Реан) в зависимости от типа педагогической задачи:

1. Практическая деятельность по обучению и воспитанию человека;

2. Методическая деятельность специалиста по изложению материалов педагогической науки педагогическим работникам различных учреждений (связана с методикой учебного предмета или с методикой про ведения воспитательной работы в школе);

3. Управленческая деятельность руководителей образовательной системы;

4. Научно-педагогическая деятельность (научно-исследовательская).

+ Классификация согласно структурным компонентам педа­гогической деятельности (цель, средства, результат, объект и субъект).

В ПД проявляются стили: руководства/управления (авторитарный/диктаторский, либеральный/попустительский, демократический/сотрудничающий); деятельности (ПД); общения; саморегуляции; когнитивный. Стиль ПД выявляет: индивидуальные психические особенности учителя и учащихся, специфику самой деятельности. Эти факты могут соотноситься с характером воздействия и организации деятельности, с предметно-профессиональной компетентностью учителя, с характером общения.

Стили управления ПП: u авторитарный ( ученик - объект педагогического воздействия, учитель принимает решения и устраивает контроль, учащиеся теряют активность, обнаруживается низкая самооценка, агрессивность, главный метод - приказ, устрашение); v демократический (ученик равноправный партнер в общении, коллега в совместной деятельности, учитель привлекает ученика к принятию решения, методы - приобщение к действию, совет, просьба, ученик испытывает состояние покоя, высокая самооценка); w либеральный (учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, контроль и организация без системы, нерешительные, в классе неустойчивый микроклимат).

Стили ПД зависят от установок /ориентаций педагога на компоненты организации ПП (отношения педагога к):

  Целям Содержанию Способам организации Результатам
+ Проективный(выдвигаются задачи на будущее) Творческий(стремление/поиск новых приемов, оригинальных путей использования методов) Коллективистский(стремление воспитанников к участию; совместная организация) Эффективный (единство качества внешнего и внутреннего эффектов/результатов; приоритет воспитательного результата над практическим)
- Ситуативный(задачи выдвигаются только после возникновения проблемы; спонтанность, ненаправленность) Репродуктивный(воспроизведение готовых образцов; в позицию репродуктивных исполнителей вовлекаются ученики) Эгоцентрический(стремление педагога к единоличной деятельности; ориентация только на себя) Эффектный(как это выглядит со стороны)

Сочетание характеристик стиля:




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: