Использование диагностических методик в работе учителя

10. Формы и способы организации познавательной деятельности учащихся на уроке.

 Познание - ощущение, представление. Достигается путём мышления.

Психологи и дидакты выделяют 4 разновидности самостоятельной познавательной деятельности в процессе обучения по специфике целеполагания и планированния:

1. Постановку целей и планировку ученик осуществляет с помощью учителя.

2. Только постановка целей осуществляется с помощью учителя, а планирование учеником.

3. Постановка целей и планирование осуществляется учеником учитель называет только задание.

4. Ученик работает без помощи учителя.

Типы познавательной деятельности: 1) частично-поисковая, исследовательская; 2) предметно-практическая деятельность; 3) общение (обмен опытом и знанием); 4) игра. Дидактические принципы форм и способов организация познавательной деятельности на уроке: þ сознательность и активность (мышление должно главенствовать над памятью; наибольшее количество повторений необходимо сразу же после подачи материала; необходимо сформировать интерес; мотивировать самостоятельное повторение); þ системность и последовательность; þ наглядность, прочность усвоения; þ научность и доступность (информация о новых достижениях в науке, об учёных; не следует пользоваться устаревшей терминологией; изложение - в хронологическом порядке. Доступным является лишь то, что накоплено опытом (Каенский)); þ связь теории с практикой (задает понимание необходимости обучения). Прочность усвоения зависит от содержания, структуры материала, отношения к предмету, разнообразия работы учащихся и соответствия их психофизиологическим особенностям. Содержание должно соответствовать опыту, следует исходить из возможностей ученика, необходимо учитывать индивидуальные особенности, выбирать оптимальные темы, использовать аналогию, но не облегчать бесконечно труд ученика. Окружающая среда-источник знаний. В связи со всеми вышеизложенным, необходимо в ходе урока: рассказывать новый материал, проводить беседы, проводить практические и лабораторные работы, наблюдения, семинары. Познавательная деятельность: репродуктивная и творческая. Наглядность ощущения, восприятия, память воображение, мышление и речь - компоненты познавательной деятельности. Формы познавательной деятельности - индукция и дедукция. Задачи, вопросы, выдвижение гипотез, проверка выводов – результаты познавательной деятельности.

Формы и способы организации – см. МОБ. Необходимо давать ученикам разные типы и виды самостоятельных работ: 1. Решение примеров и задач по образцу; 2. Применение ЗУН в необычной ситуации; 3. Внутрипредметные и межпредметные исследования- здесь ученик самостоятельно разрабатывает новые способы решения,определяет содержанке, цель, план. По характеру задания: репродуктивный, частично-поисковый (в измененных условиях), творческий (применение знаний в нестандартных ситуациях, описываются новые процессы, явления, суждения), работа с источниками.

 

Игра в педагогическом процессе: значение, виды, условия эффективности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: