Характеристика организации учебно-воспитательного процесса на кафедре

1) Перечень дисциплин, закрепленных за кафедрой, их соответствие ГОС ВПО, ФГОС ВПО

Название дисциплины Специальность / направление

2) Наличие УМКД, кем составляется, периодичность коррекции;

3) Обеспеченность демонстрационным и раздаточным материалом;

4) Наличие методического кабинета, его оформление;

5) Какие новые формы и методы педагогической работы внедрены на кафедре в учебный процесс за последние 3 года;

6) Технология проведения открытых занятий на кафедре;

7) Формы контроля текущей успеваемости, рейтинговая оценка, компьютерное тестирование;

8) Обеспеченность учебного курса учебной литературой (учебники, учебные пособия, рекомендованные министерством образования; учебники и учебные пособия, изданные в КГУФКСТ, их количество);

9) Использование ТСО в учебном процессе;

10) Соответствие квалификации преподавателя, читаемому лекционному курсу (ученая степень, ученое звание, чтение лекций в виде исключения, привлечение аспирантов к проведению предмета).


Ознакомление с программно-нормативными документами и документами учета учебно-воспитательного процесса кафедры

 

Название документа Назначение документа, кем составлен Срок действия документа Выписки из документа
1. ГОС ВПО     ФГОСВПО
2. Учебный план
3. Образовательные  программы
4. План учебно-методической работы кафедры
5. Индивидуальные планы преподавателей
6. Документы оперативного планирования (технологические карты, календарно-тематические планы и т.д.)
7. Отчет по учебно-методической работе кафедры
8. Другие документы

 Схема анализа лекционного занятия

При оценке качества лекции первостепенное внимание должно быть обращено на следующее:

1. Научность содержания.

2. Выразительность и доступность речи.

3. Соответствие способа развёртывания тезиса уровню подготовленности слушателей.

4. Правильность подбора материала для данной аудитории, соответствие программе.

5. Соответствие средств активизации внимания и мыслительной деятельности составу аудитории.

6. Воздействие личности лектора на аудиторию.

Каждый лектор должен быть знаком со схемой анализа лекции. Знание схемы даёт возможность преподавателю-лектору при подготовке и чтении лекции учесть все выделенные в ней элементы, все основные требования и добиться более высокого её качества (см. схему).

 

Схема анализа лекции (по А.М. Дикунову)

Общие вопросы:

1. Присутствующие:

2. Ф.И.О. преподавателя –

3. Дата посещения, время:

4. Специальность, предмет:

5. Количество студентов на лекции –

6. Тема лекции:


 

№ п/п Что оценивается Качественная оценка Балльная оценка

1.Содержание

1. Научность a) в соответствии с требованиями b) популярно c) ненаучно 5 3 2
2. Проблемность a) ярко выражена b) отсутствует 5 2
3. Сочетание теоретического с практическим a) выражено достаточно b) представлено частично c) отсутствует 4 3 2
4. Доказательность a) убедительно b) декларативно c) бездоказательно 5 3 2
5. Связь с профилем подготовки специалиста a) хорошая b) удовлетворительная c) плохая 5 3 2
6. Структура лекции a) чёткая b) расплывчатая c) беспорядочная 5 3 2
7. Воспитательная направленность a) высокая b) средняя c) низкая 4 3 3
8. Соответствие учебной программе a) полностью соответствует b) частично соответствует 5 3
9. Использование времени a) используется рационально b) излишние траты на организационные моменты c) время используется не рационально 5 3   2

2. Изложение материала лекции

1. Метод изложения (преимущественно) a) проблемный b) частично-поисковый c) объяснительно-информационный 5 4 3
2. Использование наглядности a) используется в полном объёме b) используется недостаточно c) не используется 5 3 2
3. Владение материалом a) свободно владеет b) частично пользуется конспектом c) излагаемый материал знает слабо, читает по конспекту 5 3   2
4. Уровень новизны a) в лекции используются последние достижения науки b) в излагаемой лекции присутствует элемент новизны c) новизна материала отсутствует 5   4   2
5. Реакция аудитории a) повышенный интерес b) низкий интерес 4 2

3. Поведение преподавателя

1. Манера чтения лекции a) увлекательная, живая b) увлекательность и живость выражены ярко c) монотонная, скучная 5 3   2
2. Культура речи a) высокая b) средняя c) низкая 5 3 2
3. Контакт с аудиторией a) ярко выражен b) недостаточный c) отсутствует 5 3 2
4. Манера держать себя a) умеренно выражена мимика и жестикуляция b) избыточная мимика и жестикуляция c) суетливость и беспорядочность движений 5   3   2
5. Внешнее проявление психического состояния a) спокойствие и уверенность b) некоторая нервозность c) выраженная нервозность 4 3 2
6. Отношение преподавателя к слушателям a) в меру требовательное b) слишком строгое c) равнодушное 4 3 2
7. Такт преподавателя a) тактичен b) бестактен 4 2
8. Внешний облик a) опрятен b) неряшлив 4 2

 

 

Шкала итоговой оценки: 100 – 90 – отлично;

89 – 90 – хорошо;

79 – 70 – удовлетворительно;

менее 70 – плохо

При оценке качества лекции посещающий подчёркивает в схеме качественные и количественные показатели, соответствующие его мнению о наблюдаемом педагогическом процессе. Затем количественные показатели суммируются, образуя итоговую оценку. Несомненно, что каждая количественная оценка должна быть аргументирована, а при выставлении итоговой оценки целесообразно учитывать и общее представление об успешности решения лектором основных образовательных, воспитательных и развивающих задач.

При определении итоговой оценки прослушанной лекции следует обратить внимание на успешность решения таких важных требований, как проблемность, научность, связь с жизнью, наличие профессиональной направленности лекции. При условии успешного решения перечисленных требований к лекции её профессиональная значимость повышается.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: