1) Перечень дисциплин, закрепленных за кафедрой, их соответствие ГОС ВПО, ФГОС ВПО
Название дисциплины | Специальность / направление |
2) Наличие УМКД, кем составляется, периодичность коррекции;
3) Обеспеченность демонстрационным и раздаточным материалом;
4) Наличие методического кабинета, его оформление;
5) Какие новые формы и методы педагогической работы внедрены на кафедре в учебный процесс за последние 3 года;
6) Технология проведения открытых занятий на кафедре;
7) Формы контроля текущей успеваемости, рейтинговая оценка, компьютерное тестирование;
8) Обеспеченность учебного курса учебной литературой (учебники, учебные пособия, рекомендованные министерством образования; учебники и учебные пособия, изданные в КГУФКСТ, их количество);
9) Использование ТСО в учебном процессе;
10) Соответствие квалификации преподавателя, читаемому лекционному курсу (ученая степень, ученое звание, чтение лекций в виде исключения, привлечение аспирантов к проведению предмета).
Ознакомление с программно-нормативными документами и документами учета учебно-воспитательного процесса кафедры
|
|
Название документа | Назначение документа, кем составлен | Срок действия документа | Выписки из документа |
1. ГОС ВПО ФГОСВПО | |||
2. Учебный план | |||
3. Образовательные программы | |||
4. План учебно-методической работы кафедры | |||
5. Индивидуальные планы преподавателей | |||
6. Документы оперативного планирования (технологические карты, календарно-тематические планы и т.д.) | |||
7. Отчет по учебно-методической работе кафедры | |||
8. Другие документы |
Схема анализа лекционного занятия
При оценке качества лекции первостепенное внимание должно быть обращено на следующее:
1. Научность содержания.
2. Выразительность и доступность речи.
3. Соответствие способа развёртывания тезиса уровню подготовленности слушателей.
4. Правильность подбора материала для данной аудитории, соответствие программе.
5. Соответствие средств активизации внимания и мыслительной деятельности составу аудитории.
6. Воздействие личности лектора на аудиторию.
Каждый лектор должен быть знаком со схемой анализа лекции. Знание схемы даёт возможность преподавателю-лектору при подготовке и чтении лекции учесть все выделенные в ней элементы, все основные требования и добиться более высокого её качества (см. схему).
Схема анализа лекции (по А.М. Дикунову)
Общие вопросы:
1. Присутствующие:
2. Ф.И.О. преподавателя –
3. Дата посещения, время:
4. Специальность, предмет:
5. Количество студентов на лекции –
6. Тема лекции:
№ п/п | Что оценивается | Качественная оценка | Балльная оценка | ||
1.Содержание
| |||||
1. | Научность | a) в соответствии с требованиями b) популярно c) ненаучно | 5 3 2 | ||
2. | Проблемность | a) ярко выражена b) отсутствует | 5 2 | ||
3. | Сочетание теоретического с практическим | a) выражено достаточно b) представлено частично c) отсутствует | 4 3 2 | ||
4. | Доказательность | a) убедительно b) декларативно c) бездоказательно | 5 3 2 | ||
5. | Связь с профилем подготовки специалиста | a) хорошая b) удовлетворительная c) плохая | 5 3 2 | ||
6. | Структура лекции | a) чёткая b) расплывчатая c) беспорядочная | 5 3 2 | ||
7. | Воспитательная направленность | a) высокая b) средняя c) низкая | 4 3 3 | ||
8. | Соответствие учебной программе | a) полностью соответствует b) частично соответствует | 5 3 | ||
9. | Использование времени | a) используется рационально b) излишние траты на организационные моменты c) время используется не рационально | 5 3 2 | ||
2. Изложение материала лекции | |||||
1. | Метод изложения (преимущественно) | a) проблемный b) частично-поисковый c) объяснительно-информационный | 5 4 3 | ||
2. | Использование наглядности | a) используется в полном объёме b) используется недостаточно c) не используется | 5 3 2 | ||
3. | Владение материалом | a) свободно владеет b) частично пользуется конспектом c) излагаемый материал знает слабо, читает по конспекту | 5 3 2 | ||
4. | Уровень новизны | a) в лекции используются последние достижения науки b) в излагаемой лекции присутствует элемент новизны c) новизна материала отсутствует | 5 4 2 | ||
5. | Реакция аудитории | a) повышенный интерес b) низкий интерес | 4 2 | ||
3. Поведение преподавателя | |||||
1. | Манера чтения лекции | a) увлекательная, живая b) увлекательность и живость выражены ярко c) монотонная, скучная | 5 3 2 | ||
2. | Культура речи | a) высокая b) средняя c) низкая | 5 3 2 | ||
3. | Контакт с аудиторией | a) ярко выражен b) недостаточный c) отсутствует | 5 3 2 | ||
4. | Манера держать себя | a) умеренно выражена мимика и жестикуляция b) избыточная мимика и жестикуляция c) суетливость и беспорядочность движений | 5 3 2 | ||
5. | Внешнее проявление психического состояния | a) спокойствие и уверенность b) некоторая нервозность c) выраженная нервозность | 4 3 2 | ||
6. | Отношение преподавателя к слушателям | a) в меру требовательное b) слишком строгое c) равнодушное | 4 3 2 | ||
7. | Такт преподавателя | a) тактичен b) бестактен | 4 2 | ||
8. | Внешний облик | a) опрятен b) неряшлив | 4 2 |
Шкала итоговой оценки: 100 – 90 – отлично;
89 – 90 – хорошо;
79 – 70 – удовлетворительно;
менее 70 – плохо
При оценке качества лекции посещающий подчёркивает в схеме качественные и количественные показатели, соответствующие его мнению о наблюдаемом педагогическом процессе. Затем количественные показатели суммируются, образуя итоговую оценку. Несомненно, что каждая количественная оценка должна быть аргументирована, а при выставлении итоговой оценки целесообразно учитывать и общее представление об успешности решения лектором основных образовательных, воспитательных и развивающих задач.
При определении итоговой оценки прослушанной лекции следует обратить внимание на успешность решения таких важных требований, как проблемность, научность, связь с жизнью, наличие профессиональной направленности лекции. При условии успешного решения перечисленных требований к лекции её профессиональная значимость повышается.