Тема 1.1. История развития риторики как науки

Задание № 1. Прочитайте статью М. А. Таривердиевой «Античная риторика и христианская гомилетика: литературное наследие и проблема преемственности» [31].

На основании статьи:

a) выделите основные этапы становления риторики как науки,

b)  составьте таблицу наиболее известных имен риторов своего времени и дайте краткую характеристику их деятельности и вклада в становление науки риторика.

Таблица 1

Ф. И. О. ритора Вклад в науку риторика
Протагор  (около 480–410 до н. э.) читал лекции в Греции, писал труды в области риторики…

c) как автор статьи трактует термин «гомилетика», дайте характеристику данному направлению в античный период его развития.

d) Кто из ученых античной эпохи впервые ввел в науку понятие «пастырская педагогика» и как обосновывалась ее необходимость в деле воспитания души человека.

М. А. Таривердиева

Античная риторика и христианская гомилетика.

Литературное наследие и проблема преемственности

В статье представлен исторический очерк античной риторики от истоков до конца Античности: различные школы и направления; рассматривается влияние риторической традиции на формирование нового типа публичного дискурса – проповеди в западной и восточной Церкви.

Ключевые слова: античная риторика; христианство; Церковь; гомилетика; проповедь; ораторское искусство.

 Poetae nascuntur, oratores fiunt

Поэтами рождаются, ораторами становятся

по Цицерону

                                                                                                             Сколько различных слов в мире, и ни                                                                                                                            одного из них нет без значения.                                                                                                                           Но если я не разумею значения                                                                                                                                      слов, то я для говорящего                                                                                                                                  чужестранец, и говорящий                                                                                                             для меня чужестранец (1 Кор. 14:10-11)

Античная риторика имеет многовековую традицию. Мы остановимся на главных моментах ее истории и на творчестве наиболее известных риторов и ораторов. Античная традиция датирует возникновение общественного интереса к практическим проблемам публичной речи второй половиной V века до н. э. Ораторское мастерство в это время начинает играть важную роль в политической и общественной жизни греческого полиса. Новая наука, риторика, представляющая собой теорию ораторской речи, отвечала общественной потребности. Возникнув в Сицилии в эпоху падения тирании и установления демократической формы правления, она была перенесена в Афины людьми, именующими себя «учителями мудрости», софистами [6, c. 147].

Софисты видели в слове мощное средство убеждения и доказывали его важную роль в политической деятельности и общественной жизни. Наметились будущие основные виды ораторской прозы: политическое красноречие, эпидиктическое (торжественное) красноречие, надгробные речи. Порядок афинского судопроизводства требовал личных выступлений тяжущихся сторон. Это вызвало потребность в логографах («писателях речей»). Художественная разработка красноречия выдвигала в качестве одной из важнейших задач ритмическую и интонационную организацию прозы.

 Эпидиктическое красноречие, заменяющее поэзию, сохраняло известное сходство с ней (произнесение нараспев, сопровождение слов гармоничными движениями тела). Был выработан особый тип судебной речи, включающий вступление, повествование, доказательства, заключение. Одним из первых софистов был выдающийся учитель риторики Протагор (около 480–410 до н. э.). Он читал лекции по всей Греции, писал о государственном устройстве, риторике, этике, грамматике. Политическое красноречие было представлено уже в самом его начале речами известных политиков Фемистокла (524–459 до н. э.) и Перикла (около 495–429 до н. э.); судебное – трудами видного судебного оратора и логографа Лисия (около 445–380 до н. э.). Заметная роль в риторическом движении конца V – начала IV вв. до н. э. принадлежит сицилийскому софисту Горгию (485/483 – 380/375 до н. э.) и греческому ритору Фрасимаху (вторая половина V в. до н. э.). В их работах к числу приемов воздействия на слушателей, наряду с системой доказательств и вопросами построения речи, прибавляется еще один – сам язык.

 Сравнивая речь с искусством волшебных заговоров, изучая звуковую организацию последних и словесные приемы, которые в них используются, Горгий и Фрасимах старались применить их в ораторском искусстве (метафоры и так называемые горгиевы фигуры). Фрасимах является первым теоретиком речевого ритма, Горгий – теоретиком звуковых повторов. Горгий рассматривал стиль речи как один из способов убеждения. Внимание Фрасимаха было направлено на возбуждение речью гнева, страха, сострадания [6, c. 148].

Вкладом в развитие практической риторики явилась преподавательская деятельность ученика Горгия, афинского оратора, учителя риторики и публициста Исократа (436–338 до н. э.). Учебное руководство Исократа не сохранилось, поэтому о его идеях можно судить лишь по отдельным высказываниям в дошедших до нас его речах (сохранилась 21 речь). Риторика, по Исократу, – важнейшая общеобразовательная дисциплина, содержащая основы морали и государственной мудрости; она не только заключает в себе теорию стиля и ораторской речи, но и вводит в суть тех вопросов, о которых обычно говорят ораторы.

Риторика должна заменить по своей социально-педагогической роли поэзию, бывшую основой старого греческого воспитания, и конкурировать с философией [10, c. 176]. Значительный след в практической риторике IV в. до н. э. оставил выдающийся афинский оратор и политический деятель Демосфен (384–322 до н. э.). Речи Демосфена служат важным источником по аттическому судопроизводству и политическим отношениям. Его манеру речи отличает эффектное применение риторических средств украшения, тщательное соблюдение ритмики, рациональное использование всех видов стиля в соотношении с предметом речи. Как творец высокого политического красноречия, Демосфен сохранил свое влияние вплоть до Новейшего времени [9, c. 177; 10, c. 177].

Важным вкладом в развитие теоретических основ риторики явилось творчество выдающегося греческого мыслителя Платона (427–347 до н. э.). Согласно Платону, чувственному восприятию соответствует эмпирический мир, а умопостигаемому – мир идей. Только на основе знания каждого предмета и знания человеческой души, на основе диалектики и психологии возможно истинное красноречие, которое сообщает подлинное знание, и вылиться такое красноречие должно не в связные длинные речи, а в диалог [6, c. 152; 9, c. 436].

Аристотель (384–322 до н. э.) заложил основы риторики как науки, неразрывно связанной с логикой и диалектикой. Занимаясь преподаванием риторики, он неоднократно обращался к вопросам художественной речи. Творческие идеи Аристотеля получили воплощение в его сочинениях «Поэтика» и «Риторика», где был осуществлен анализ теоретических взглядов его предшественников и приведены результаты его собственных наблюдений [2, c. 13–166]. Аристотель рассматривал риторику в ее самом существенном аспекте как род вероятностной логики [1, c. 18]. Достоинство речи оценивается Аристотелем с точки зрения ее познаваемости. Этим главным принципом продиктована трактовка Аристотелем вопросов стиля. Речь должна иметь пределы. Требованию ясности подчинены учение о периоде, об украшении речи, трактовка лексики, теория метафоры [6, c. 153–158].

 Греческий философ Теофраст (Феофраст; 372–288 до н. э.) считался самым разносторонним ученым античности. Им написаны работы по философии, риторике, поэтике, страноведению, музыке, искусствоведению, религии, естествознанию. Ученик и друг Аристотеля, Теофраст стремился дополнить философскую систему своего учителя результатами собственных исследований [9, c. 571]. В риторике Теофраст разработал учение о достоинствах речи. Ими, по Теофрасту, являются чистота, ясность, уместность (соответствие говоримому и говорящему), красота (приятность и величавость). Значительное внимание Теофраст уделил выбору слов и словосочетаний, наметив таким образом ряд важных стилистических и эстетических проблем [6, c. 154–156]. На учении Теофраста основывается вся дальнейшая античная теория речи. Временем Платона и Аристотеля в истории античной культуры завершается период классики [5, c. 8]. В течение всего этого периода теория красноречия развивалась в тесной связи с живой ораторской речью.

Эпоха эллинизма характеризуется отрывом риторической теории от практики. В новых исторических условиях, в монархиях Александра Македонского, уничтожается роль политической речи, сужается роль речи судебной. Значительно сокращается проблематика произносимых речей. Однако искания теоретиков ораторского искусства не прерываются. Эллинистический этап в развитии риторики ознаменовался разработкой учения о тропах и фигурах, созданием теории стилей.

 Греческий ритор и писатель Гермагор из Темноса (середина II в. до н. э.) – автор сочинения, имевшего важное значение в истории риторики. Содержание этого труда составило риторическое учение, в котором разработана юридическая основа системы аргументации [9, c. 131]. В сочинении Дионисия Галикарнасского (I в. до н. э.) детальному изучению подверглось сочетание, или соединение, слов [5, c. 11; 2, c. 167–221]. Теория стилей получила освещение в сочинении «О стиле» Деметрия (около I в. н. э.) [2, c. 237–285] и в обширном труде Гермогена (около 160–225) [9, c. 133].

Синтез греческой и римской культуры, явившийся результатом длительного процесса эллинизации Рима, получил воплощение в многостороннем творчестве Марка Туллия Цицерона (106–43 до н. э.). Сохранилось 58 речей, серия трактатов по риторике и философии, около 800 писем. Существуют сведения о написании им около 150 речей, о не дошедших до нас философских сочинениях и письмах [10, c. 314]. Теоретический вклад Цицерона в развитие ораторского искусства получил воплощение в диалоге «Об ораторе», трактатах «Брут» и «Оратор» [11].

В диалоге «Об ораторе» Цицерон излагает свои взгляды на основные принципы ораторского искусства; в трактате «Брут» представлена история римского красноречия; трактат «Оратор» в значительной своей части посвящен систематическому изложению ораторской техники. По Цицерону, перед оратором стоят три задачи: доказать свои положения, доставить наслаждение слушателям, воздействовать на их волю. Каждой из этих задач соответствует один из основных трех стилей: спокойный «низкий» стиль пригоден для убеждения; «средний» стиль отличается наибольшим изяществом; «высокий» стиль увлекает и волнует слушателя. Оратор должен владеть всеми тремя стилями.

Большое значение Цицерон придает ораторскому прозаическому ритму – ритмической концовке предложения (клаузуле) и ритму отдельных частей (кулонов). Особое внимание уделяется ритмико-синтаксическому единству периода. Стремясь как можно полнее развернуть мысль, Цицерон прибегает к использованию «общих мест» морально-философского или политического характера [10, c. 314–324]. Цицерон внес ощутимый вклад в ораторское искусство, создав новую концепцию, в основе которой – личность оратора: философа, политического и общественного деятеля. Vir bonus dicendi peritus – «добрый (достойный) муж, искусный в речах» – определение, принадлежащее римскому политическому деятелю Катону Старшему (234–149 до н. э.), дает наглядное представление об идеале оратора этой эпохи [10, c. 304].

Во времена Римской империи Октавиана Августа, как и в эллинистической Греции, красноречие приобретает характер риторической декламации. Различалось два вида декламаций: контроверсии (импровизированные судебные речи на выдуманный конфликт) и свасории (размышления, приписываемые историческим или мифологическим персонажам). Увлечение декламациями было симптомом начинающегося упадка, понижения содержательности жизни, продолжившегося при преемниках Августа. С переходом власти к династии Флавиев в общественной жизни наступает относительное спокойствие и возврат к прежним духовным ценностям.

В занятиях риторикой этот период связывается с именем Марка Фабия Квинтилиана (30/35 – 96/100), римского оратора и учителя риторики. Квинтилиан выступил с идеей возвращения к цицероновскому стилю, к стройному периоду, к более естественному и строгому красноречию. До нашего времени дошло главное сочинение Квинтилиана «Наставление оратору» (“Institutio oratoria”), в котором сочетаются педагогическая направленность и изложение риторической теории [9, c. 256; 10, c. 430]. Обилие фактологического материала открывает для исследователей возможность представить античную риторику как систему. Эта работа в отечественной науке была скрупулезно выполнена известным филологом-антиковедом, выдающимся ученым, поэтом и переводчиком М. Л. Гаспаровым [3, c. 27–59]. В условиях Римской империи политическое и судебное ораторское искусство находило так же мало возможностей развития, как и в эллинистических государствах. Красноречие этого времени имеет резко выраженный эпидейктический характер.

 Ораторы, вслед за основателями риторики, именуют себя софистами, претендуя тем самым на культурную ценность своей деятельности и приписывая себе происхождение от первых софистов в порядке непрерывной исторической преемственности [10, c. 240]. Сформировавшись во II в., при императоре Адриане, «вторая софистика» продолжила наступательное движение в III в. и пережила свой последний взлет при императоре Юлиане Отступнике (годы правления 360–363). Представители «второй софистики» не совершили оригинальных открытий. Но совершенство формы и изысканность речи Элия Аристида, Лукиана, Афинея, Фаворина, Филострата, Либания заслуживают упоминания и высокой оценки [10, c. 241–242; 9, c. 539–540].

Античная риторика, прошедшая длительный путь развития в условиях регулярной ораторской практики, отвечая менявшимся жизненным требованиям, постоянно совершенствовалась. На излете античности, в силу исторических причин утратив связь с конкретными жизненными реалиями, она обрела универсальность формы, что расширило возможности ее применения в разных сферах общественной жизни. М. Л. Гаспаров отмечал, что главное в теоретическом и практическом наследии античной риторики для последующих поколений ораторов и теоретиков словесности – «это продуманная связность всех частей от больших до мельчайших, это системная рациональность, столь характерная для греко-римской культуры» [3, c. 27]. Гомилетика – часть пастырского богословия, излагающая принцип церковного проповедничества. Этот термин происходит от греческого глагола  «разговариваю, беседую», он возник в XVIII в.

Однако существительное «гомилия» очень рано стало употребляться для обозначения христианской проповеди в собраниях верующих. Впоследствии им стали называть особый вид проповедей, содержащих объяснение Священного Писания. Жанр гомилии был установлен Оригеном (около 185–253/254) и доведен до совершенства Василием Великим (около 330–379), Иоанном Златоустом (347/350–407), блаженным Августином (354–430).

Одновременно с практикой церковного проповедничества возник вопрос о его отношении к правилам светской риторики. Предполагалось, что проповедничество есть дар Святого Духа и в силу этого не имеет с риторикой ничего общего. Но уже Ориген указывал на активную роль проповедника и, следовательно, необходимость для него общего образования.

Блестящий проповедник Амвросий Медиоланский (333/334–339/340), активно выступавший против язычества, в своем творчестве находился под ощутимым влиянием стиля Цицерона. Тщетно пытался освободиться от любви к античной литературе и от манеры письма Цицерона Иероним Стридонский, один из отцов Церкви, переводчик Библии на латинский язык (Vulgata), владеющий тремя языками – латинским, греческим, древнееврейским. Блаженный Августин в своем сочинении «О христианском учении» («De doctrina christiana») отмечал, что успешное проповедничество возможно лишь при условии владения двумя группами правил – ars inveniendi «правила выбора материала» и ars disponendi «правила расположения».

О том же пишут Рабан Мавр в сочинении «О воспитании клириков» (De institutione clericorum, IX в.) и Бонавентура в сочинении «Правила составления» (Ars concinnandi, XIII в.) [4, c. 423]. В VII–X вв., в эпоху крайнего упадка просвещения, для оказания помощи священникам учеными-богословами составлялись сборники лучших проповедей (гомилий) отцов Церкви Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова, Блаженного Августина, Амвросия Медиоланского, Григория Двоеслова и др. Почти полное подчинение церковного проповедничества правилам светской риторики, ведущей свое начало из античности, продолжалось не только в Средние века, но и на протяжении всей эпохи Возрождения (XIV–XVII вв.) [4, c. 423]. Реформация XVI в. создала свою теорию проповеди. Мартин Лютер установил правило, согласно которому проповедь должна черпать свое содержание исключительно из Священного Писания, что, впрочем, в течение еще некоторого времени не мешало сохранению традиций эпохи Возрождения, возможно, потому, что эти традиции опирались на тщательно разработанные античные образцы, черпая из них логику построения мысли, веками отработанные художественные приемы и умение рационально и эффективно использовать языковые средства в целях достижения наибольшей убедительности.

Начало XVIII в. ознаменовалось распространением нового движения – пиетизма (лат. pietas – «благочестие»), возникшего в конце XVII в. Пиетисты придавали большее значение внутреннему благочестию, деятельной любви, нравственному совершенствованию и искреннему раскаянию, нежели неуклонному соблюдению церковных правил и предписаний. Духовное служение Богу противопоставлялось власти пасторов. Превозносилась «живая» проповедь, направленная на пробуждение внутренней жизни христианина.

Во второй половине XVIII в. значение пиетизма постепенно утрачивалось, а в XIX в. почти исчезло различие между пиетистами и ортодоксальными лютеранами [8, c. 346]. На Руси, сразу после ее Крещения, среди первых христианских книг появились сборники святоотеческой мысли: «торжественники», «изборники», «синаксари». Были и пастыри-проповедники, которые самой своей жизнью, словом и делом, призывали паству к жизни во Христе: Лука Жидята (умер в 1058), святитель Иларион, митрополит Киевский (умер после XI в.), преподобный Феодосий Печерский (умер в 1074), святитель Кирилл, епископ Тэровский (умер в 1082), святитель Серапион, епископ Владимирский (умер в 1275) и другие. Их проповеди и поныне не утратили жизненной силы и убедительности [7, c. 8].

Собирание и систематизация гомилетических текстов получили развитие значительно позднее, в XIX–XX вв. В это время вышли в свет проповеднические энциклопедии протоиерея Григория Дьяченко, инспектора симбирской семинарии М. В. Барсова; хрестоматии преподавателя Харьковской семинарии С. Булгакова и др. Издано большое число сводов святоотеческих текстов [7, c. 5].

Наука о проповедничестве выделяет две основные задачи христианской проповеди: раскрытие и уяснение в сознании верующих богооткровенных истин христианской веры; побуждение сообразовать свою жизнь с христианским учением. Цель гомилетики – создание теории, включающей метод проповедничества, который бы отвечал названной двусторонней задаче церковной проповеди. Проблема заключается в видимой противоречивости предъявляемых требований. Первое требование – проповедь Божественной Истины – предполагает устранение всякой личной заинтересованности, отречение от своей воли. Второе – действенность и эффективность проповеди – предполагает полную мобилизацию воли, мысли и духовных сил проповедника [7, c. 7].

Кажущаяся противоречивость требований, выдвигаемых к проповеди, привела к возникновению двух направлений, не имеющих достаточного соприкосновения между собой. Одно из направлений ставит во главу угла чисто практические методы убеждения. Это направление господствовало в России при становлении отечественной гомилетической науки.

Первые труды о церковном красноречии принадлежат архимандриту Иоанникию Голятовскому (умер в 1688). Они были составлены по образцу западных схоластических руководств по гомилетике. Это надолго утвердило в России взгляд на проповедь как на одну из форм искусства словесности. Ту же направленность имела и «Риторика» епископа Феофана Прокоповича (умер в 1736). Сторонниками этого направления были профессор А. Говоров («Основной принцип церковной проповеди», Казань, 1895), М. Чепик («Опыт полного курса гомилетики», 1893), И. П. Триодин («Принцип красноречия и проповедничества»).

Другое направление было разработано профессором Киевской Духовной Семинарии Я. К. Амфитеатровым (1802–1848) в его труде «Чтение по церковной словесности, или Гомилетика» (Киев, 1846). Автор выступил против отождествления проповеди с разновидностью ораторского искусства: основная задача гомилетики – в истинности проповеди, которая заключается в душе проповедника.

Я. К. Амфитеатров рассматривал гомилетику как пастырскую педагогику. Ту же позицию занимал и профессор Киевской Духовной Академии Н. А. Фаворов (1820–1897). Идеи Амфитеатрова получили дальнейшее развитие в книге «Церковное красноречие и его основные законы» профессора Киевской Духовной Академии В. Ф. Певницкого (1855–1911). Крайнюю позицию занял сторонник этого направления профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии Н. И. Барсов (1839–1903). Были предприняты попытки синтеза этих направлений – в лекциях профессора Санкт-Петербургской Духовной Академии Н. К. Никольского (1863–1936), в сборнике статей священника А. Юрьевского «Гомилетика, или Наука о пастырском проповедании слова Божия» (Киев, 1903). Предварительным итогом почти двухвековой дискуссии можно считать курс академических лекций профессора протоиерея Александра Ветелева (Загорск, 1949 – рукопись), который рассматривал процесс проповедничества как взаимовлияние проповедника, слова и паствы в их неразрывном единстве и рекомендовал проповедникам вырабатывать навык выразительности речи на материале художественной литературы [7, c. 8–9; 24].

Достижение цели проповедничества в немалой степени обусловлено установлением контакта с аудиторией и нахождением верных выразительных средств для наиболее полного донесения до слушателей содержания проповеди. И хотя содержание и цели христианской проповеди отличаются от содержания и целей речей ораторов античности, равно как и условия их реализации, однако регулирующие правила остаются такими же: убеждение слушателей в важности сообщаемого и формирование в них адекватной ответной реакции. Выполнение этих условий, необходимых для успешности проповеди, требует не только церковного знания, но и обладания талантом общения, а также владения всеми богатствами языка, его изобразительными и выразительными возможностями. Знакомство с языковым и мировым культурным наследием, обретение необходимых навыков путем изучения лучших мировых образцов ораторского искусства – путь к овладению ораторским мастерством, которое является важным инструментом в осуществлении миссии передачи пастве Божественной истины.

В заключение необходимо отметить, что проблема преемственности риторического наследия имеет гораздо более широкую сферу приложения, нежели современная церковная практика. Культурное наследие предшествующих эпох заслуживает сохранения, изучения и использования во всех сферах его возможного применения.

Античная риторика является одним из тех срезов культурной жизни, которая представляет интерес не только для специалистов, изучающих античную культуру, или в целом для гуманитариев. Всем, для кого публичная речь является частью их профессиональной деятельности, наследие античных ораторов может оказаться весьма полезным практическим руководством, своего рода справочником, сводом практических образцов и ориентиров по отбору материала, построению речи, использованию языковых выразительных средств.

Список литературы

 

1. Аверинцев С. С. Античная риторика и судьбы античного рационализма // Античная поэтика. Риторическая теория и литературная практика / отв. ред. М. Л. Гаспаров. – М.: Наука, 1991. – С. 3–26.

2. Античные риторики / под ред. А. А. Тахо-Годи. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. – 352 с.

3. Гаспаров М. Л. Античная риторика как система // Античная поэтика. Риторическая теория и литературная практика / отв. ред. М. Л. Гаспаров. – М.: Наука, 1991. – С. 27–59.

 4. Гомилетика // Христианство. Энциклопедический словарь: в 3 т. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – Т. 1. – С. 423–424.

 5. Лосев А. Ф. Античные теории стиля в их историко-эстетической значимости // Античные риторики / под ред. А. А. Тахо-Годи. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. – С. 5–12.

6. Меликова-Толстая С. Античные теории художественной речи // Антич- ные теории языка и стиля / под общ. ред. О. М. Фрейденберг. – М.–Л.: ОГИЗ, 1936. – С. 147–167.

7. Настольная книга священнослужителя. – Т. 5. – М.: Изд-во Московской Патриархии, 1986. – 814 с.

 8. Пиетисты // Христианство. Энциклопедический словарь: в 3 т. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1995. – Т. 2. – С. 346.

 9. Словарь античности: пер. с нем. – М.: Прогресс, 1989. – 704 с.

 10. Тронский И. М. История античной литературы. – 5-е изд., испр. – М.: Высшая школа, 1988. – 464 с.

11. Цицерон Марк Туллий. Три трактата об ораторском искусстве / пер. Ф. А. Петровского и др.; отв. ред. М. Л. Гаспаров. – М.: Наука, 1972. – 470 с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: