Задание № 1. Заполните таблицу: Виды общения
Таблица 3
Классификационное основание | Виды общения |
по положению коммуникантов в пространстве и времени | |
по наличию или отсутствию какого-либо опосредующего «аппарата» | |
с точки зрения формы существования языка | |
с точки зрения обстановки общения и взаимоотношений общающихся | |
с учетом использования речевых и неречевых средств | |
общение, осуществляемое с участием третьих лиц /технических средств, почтовой связи, вещей, воспоминаний |
Задание № 2. На основании предложенных трактовок выделите отличие общения от коммуникации и внесите в таблицу данные характеристики понятий:
Таблица 4
Общение | коммуникация |
· многоплановый процесс психической, интеллектуальной и ре-
чевой деятельности человека, с мотивацией на установление и развитие контактов с другими существами,
· требует развития автоматизированных навыков, творческих речевых умений и «чувство языка»,
|
|
· есть собеседники, соучастники общего дела,
· непосредственно не выражает образность мысли, которая возникает в голове человека относительно своего собеседника,
· взаимодействие двух или более субъектов, которое состоит в обмене между ними сообщениями, имеющими предметный и эмоциональный аспекты,
· может осуществляться с иллюзорным партнером, например, с животным, машиной,
· форма межличностных отношений сочетает коммуникативные функции с интерактивными и перцептивными,
· процесс взаимодействия между участниками происходит на смысловом уровне,
· является всего лишь одной из составляющих многогранного процесса общения,
· процесс однонаправленный,
Задание № 3. Подготовьте выступление на тему: « Для чего нам так нужно и необходимо общаться с людьми? Используйте для ее раскрытия следующие аргументы:
· общение ради выполнения социальных обязательств,
· общение ради удовлетворения своих потребностей,
· общение необходимо, чтобы строить взаимоотношения с другими людьми,
· общение необходимо, чтобы понять себя, повысить свою самооценку,
· общение - стимул для воздействия на других людей,
· общение позволяет чувствовать себя нужным людям…
Задание № 4. Решите кроссворд
кроссворд № 2
Виды общения
10 | 9 | ||||||||||||||||||||||||||||
12 | 6 | ||||||||||||||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||||||||||||||
11 | 2 | 4 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||
1 | |||||||||||||||||||||||||||||
8 | |||||||||||||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||||||||||||
13 | |||||||||||||||||||||||||||||
14 | |||||||||||||||||||||||||||||
По горизонтали: 1. Общение в строгой деловой обстановке, с соблюдением всех правил и формальностей, соответствующее нормам делового или научного стилей 5. передача дополнительной информации через включение в речь пауз, изменение темпа речи и т. д. 7. общение с помощью невербальных средств: жестов, мимики (движений лицевых мышц), пантомимики (выразительных движений тела) 8. вид опосредованного (косвенного) общения, который характеризуется пространственным и временным разделением собеседников и осуществляется с помощью специальных аппаратов - телефона, телеграфа, телефакса и т. д. 9. общение в кругу близких людей, хороших знакомых, с которыми сложились доверительные межличностные отношения, не ограниченно строгими рамками деловой ситуации и официальными речевыми ролями 11. передача информации партнерами по общению; речь, ориентированная на других 12. контакт людей взглядами в невербальном общении 13. односторонний канал связи, при котором адресат и адресант не меняются ролями и адресат относительно пассивен 14. равноправное субъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, стремление к реализации целей каждого партнера.
|
|
|
|
По вертикали: 2. общение происxодит непосредственно между адресатом и адресантом, паpтнеры находятся рядом, как правило, видят и слышат друг друга и могут соответственно координировать свою речь 3. процесс обмена информацией и эмоционального взаимодействия между людьми или группами при помощи речевых средств 4. общение с самим собой; речь, обращенная к себе 6. коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через образы, интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме 10. средства общения в виде интонации, жестикуляции, мимики, распределения ударения и пауз в высказывании, формирующие коммуникативно - прагматический аспект текста (сообщения).
Задание № 5. Используя ниже приведенное тезаурусное поле, приготовьте выступление на тему «Частное общение».
Зависит § Внешность § Привлекательность § Потребность § Интерес § Эмпатия § Симпатия § Толерантность § Поведение § Сходство установок § Совместная деятельность |
Протекает ► Устной форме - деловой разговор - свободная беседа ► Письменной форме -записка -письмо -Электронная почта («В контакте»…) |
Характеризуется · Спонтанность речи · Раскованность в поведении индивида · Нерегламентированность · Ассоциативность (частая смена темы в общении) · Открытость · Атмосфера доверия · Отсутствие официальных речевых ролей · Стихийностью выбора языковых средств |
Показатель · Коммуникабельность человека · Естественный способ существования человека |
Развивается · В общении · Во взаимодействии · В сотрудничестве · В канонических и неканонических речевых ситуациях |
- не ограничено строгими рамками деловой ситуации |
Профессиональное Непрофессиональное |
Охватывает пространство Ú Нефатическое Ú фатическое |
|
|
Реализуется · На корпоративных вечеринках · Пикниках · Праздновании тех или иных событий · Семейных застольях · Спортивных состязаниях в микроколлективе |
Проявляется · В положительном эмоциональном отношении · В реализации сходства «я концепции» партнеров · Во взаимодействии · В доверии и дружелюбии сторон · В свободе и открытости информационного обмена · В обмене материальными предметами |
Коррелирует ► официальное |
§ Неофициальное § Персональное § Приватное § Кулуарное § Партикулярное § Индивидуальное |
Классифицируется ü Непринужденное ü Дружеское ü Интимное ü Фамильярное ► Внутрисемейное ► Бытовое, повседневное |
Влияет § На отношение между людьми § Психологический климат в коллективе |