Внимательный и тактичный

 

Как легко может обидеть ребенка взрослый человек недостаточным вниманием. Своим вожатым должен вас считать каждый ребенок в отряде, а не только ваши любимцы. Постарайтесь уделить внимание каждому, независимо от ваших личных симпатий и антипатий. Но не стоит без приглашения вторгаться в жизнь ребенка, в его взаимоотношения с другими людьми, в его внутренний мир. Важнее заслужить это приглашение.

Требовательный.

Не бойтесь требовать, если ваши требования разумны. Дети это поймут и примут. У 'добреньких' вожатых дешевый авторитет.

Справедливый.

Не забывайте, что у ребенка есть своя точка зрения. Мало просто самому считать, что поступаете правильно и справедливо, надо, чтобы и ребенок это понимал. Убедите его в этом, и вам будут верить.

 

Искренний и честный.

Степень откровенности с детьми вам поможет определить чувство меры и осознание разницы в возрасте. Но дети очень чутко чувствуют фальшь. Поэтому, если затрудняетесь ответить на какой-то вопрос или дать какое-либо обещание, лучше не делайте этого.

Бодрый и жизнерадостный.

Ваши проблемы не должны касаться детей. Вожатый должен быть эмоциональным и энергетическим аккумулятором для своих детей.

 

Терпеливый и сдержанный.

Множество вопросов, детские проблемы, которые вам могут показаться несущественными, необходимость все повторять несколько раз - все это может вывести из себя, если себя не сдерживать. Вожатый не имеет права не срыв. Дети видят, слышат, думают, понимают и действуют по-своему. К этому надо приспособиться.

 

САМОКОНТРОЛЬ

Важнее всего – не пытаться контролировать своих воспитанников, но вести их. Есть только один действенный вид контроля – это САМОКОНТРОЛЬ. Контроль над другими разрушает группу, самоконтроль объединяет ее. Какие же формы самоконтроля применяет умелый вожатый?

1. Он контролирует свое отношение к окружающим. Он принял решение установить личный контакт с каждым воспитанником и относиться к каждому из своих подопечных честно и справедливо.

2. Он контролирует свои эмоции. Он сохраняет способность мыслить и поступать мудро даже тогда, когда утомлен, разочарован, потерпел неудачу или же, наоборот, возбужден и переполнен радостью. Настоящий лидер умеет использовать нужную эмоцию в нужный момент в нужной степени.

3. Он контролирует свой язык. Вожатому, который находится на трудовом посту 24 часа в сутки, это нелегко. Если вы хотите не ранить своих подопечных, примите в своем сердце решение не критиковать, не судить и не сплетничать ни о воспитанниках, ни об их родителях, ни о других сотрудниках лагеря, ни о ком другом. Вместо этого примите в своем сердце решение поддерживать, хвалить и ободрять воспитанников, сотрудников лагеря и всех, с кем вам приходится общаться.

4. Он контролирует свои мысли.

5. Он контролирует свои желания.

6. Он контролирует свои поступки.

СОВЕТЫ ЛИДЕРУ

Теперь, когда ты располагаешь доверием воспитанников, познакомься с несколькими советами, которые принесут тебе успех как лидеру.

1. Дожидайся, пока тебя будут слушать. Попросив внимания воспитанников, дождись, пока они прекратят все занятия и разговоры, прежде чем начинать говорить.

2. Во время беседы встань или сядь так, чтобы все твои подопечные видели тебя, а ты видел каждого из них.

3. Говори так, чтобы каждый мог хорошо тебя слышать. Пытаться перекричать шум толпы, или громко играющую музыку, или гул пролетающего над головой самолета, или шум проезжающего автомобиля, или крики, доносящиеся из-за двери, бесполезно. Не пытайся это делать. Подожди, пока шум утихнет, даже если он прервал тебя на середине фразы.

4. Используй подходящий тон голоса. Твой тон передает твои эмоции. Выбери такой тон, который наилучшим образом выразит то, что ты хочешь сказать.

5. Не говори, если тебе нечего сказать. Тщательно обдумывай то, что хочешь сказать. Убедись, что твои мысли ясны тебе самому. Если необходимо, используй примеры, поясняющие то, что ты имеешь в виду. Старайся говорить кратко и по существу. Не разглагольствуй и не повторяйся – это утомляет.

6. Учись слушать других и всегда давай воспитанникам возможность выразить свои чувства и мысли. Этим ты не только проявишь свое уважение к ним и дашь им почувствовать, что их мнение для тебя важно, но и сможешь узнать их поглубже.

7. Сделай каждого воспитанника полноправным членом группы. Обращай внимание на то, как твои подопечные относятся друг к другу. Сделай так, чтобы каждый из них чувствовал себя в группе уверенно и в безопасности.

8. Используй творческий потенциал – свой и своих воспитанников. Пусть твоя фантазия и фантазия твоих подопечных будут фонтаном идей. Пробуй то, что не было испробовано раньше. Конечно, ты должен оценить степень риска и принять все необходимые меры предосторожности, чтобы занятия ваши были безопасны и не выходили за рамки лагерных правил.

9. Умей выразить одобрение. Когда воспитанник поступил правильно, похвали его за это. Он будет польщен твоим вниманием и в следующий раз поступит так же.

10. Вовлекай всех и следи, чтобы каждый принимал участие. Учи своих подопечных делать что-то не потому, что им нравится это делать, а потому, что им нравятся люди, с которыми они делают это. Смысл жизни во взаимоотношениях, а не в симпатиях и антипатиях. Взаимоотношения строятся или разрушаются по причине того, что мы делаем друг с другом, друг по отношению к другу и друг для друга.

11. Принимай решения. Быть милым и любезным недостаточно, необходимо еще и принимать решения. Чтобы принимать решения, требуется смелость. Чтобы принимать правильные решения, требуется мудрость. Решение, принятое слишком поздно или не принятое вовсе, приводит к беде. На тебе лежит ответственность за группу, поэтому ты должен принимать решения – большие и маленькие, днем и ночью. Решения, которые приведут твою группу к достижению целей лагеря. Лучше неправильное решение, чем никакого. Ты не всегда будешь принимать верные решения. Если ты принял неправильное решение, имей достаточно смирения, чтобы признать это, извиниться, если есть такая необходимость, и уверенно идти дальше. Воспитанники могут многое простить вожатому, когда видят, что он умеет признавать свои ошибки. Они будут помогать вожатому, который делает для них все, что может.

12. Наблюдай за другими вожатыми. Ни один человек не знает ответов на все вопросы, поэтому учись у других вожатых. Наблюдай за тем, как они ведут своих подопечных. Обращай внимание на успешные лидерские решения и используй их в своей группе. Выявляй неэффективные методы руководства и избегай их использования. Оценивай собственные методы и приемы в сравнении с тем, что ты наблюдаешь на примере других, и корректируй свою практику лидера.

13. Не устанавливай много правил. Везде, где люди собраны вместе, существуют правила. Но правил не должно быть слишком много. Хороший лидер опирается на честные и прямые взаимоотношения, а не на правила.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: