Подростки (15-16 лет)

* оказывайте помощь подросткам в том, чтобы они были приняты своими сверстниками

* руководите поведением подростков так, чтобы оно было без излишнего вмешательства и давления со стороны взрослых

* создавайте необходимые условия для отдыха

* учитывайте возрастные особенностей, проявляющихся в повышенном интересе к другому полу

* учитывайте то обстоятельство, что для мальчиков лучше организовывать спортивные соревнования, а девушек вовлекать в активные дела в помещении, в организацию встреч с друзьями и т. д.

 

Кризисы развития коллектива.

* 3 день – Кризис неоправданных ожиданий (яркие мероприятия).

* 7 день – Кризис однообразия (мероприятия с жесткими правилами).

* 9 день – Кризис нелюбви (свечка).

* 13 день – Передел власти (день наоборот, похищение вожатого, заколдованные вещи).

* 17 день – Кризис «старичка» (лирические мероприятия).

* 19 день – страх расставания (прощальный концерт, пожелания, поздравления, подарки, свечка, награждение).

Этапы развития коллектива.

1. Знакомство.

2. Структурирование.

3. Подтверждение или изменение структуры.

4. Распад.

 

Стадии развития коллектива (по Лутошкину)

1. Песчаная россыпь. Люди, которые не связаны между собой; каждый сам по себе. Дети мало знают друг друга и боятся пойти на встречу друг другу. Отсутствует авторитетный центр. Структура формальна, лидерство отсутствует, микрогруппы неустойчивы. Нет устойчивых основ МЛО (межличностных отношений).

2. Мягкая глина. Каждый выдвигает цели и интересы, при этом интересуется целями других. Эта группа может принять ту форму, какую захочет вожатый, поэтому важна организация детей. Скрепляющее звено – формальная дисциплина и требования вожатого. Вожатый играет роли советника и генератора идей. У детей появляется опыт совместной деятельности, общие дела и события, развиваются более устойчивые образования – группы.

3. Мерцающий маяк. Взаимодействие более активное, нежели на предыдущих стадиях. Группа озабочена тем, чтобы каждый шел верным путем. Появляется желание совместной деятельности. Большое значение имеет эмоциональный фактор, поэтому возникает наибольшая вероятность конфликтов. Происходит развитие социально значимых качеств, укрепление чувства МЫ. Появляются лидеры. Вожатый сопровождает, консультирует. Дети ситуативно способны на крупное дело

4. Алый парус. Происходит укрепление, сближение ценностных ориентаций и сплочение отряда. Развивается как внутригрупповая, так и межгрупповая активность. Девиз: Один за всех и все за одного. Т.е. дружба переплетается с обязанностями, появляется чувство гордости за коллектив при победе, а при поражениях нежелание признавать свои ошибки. Начинают развиваться и обостряются в следующей стадии такие социально-психологические феномены как внутригрупповой фаворитизм (предпочтение своей группы за сам факт ее существования; позиция ребенка: «Группу я люблю не потому, что она так хороша, а потому, что она моя») и внегрупповая враждебность (чем лучше я отношусь к своей группе, тем хуже к другой, особенно, если она сравнивается с моей).

5. Горящий факел. Взаимодействие наиболее активно. Дети полностью открыты вожатому, он чувствует тепло и жизнерадостность. Группа толерантна и стремится к сотрудничеству, вопреки соперничества. Способны договориться, прийти к соглашению. Ее можно назвать сплоченной и эффективной командой.

 

Ступени завоевание "сердец" детей

I ступень

.

Расположить к себе:

• контакт;

• внимание;

• симпатия;

• готовность к разговору.

 

 II ступень

.

 Заинтересованность:

• представить выгодные стороны;

• пробудить и усилить интерес;

• определить взаимную заинтересованность.

 

 III ступень.

 

 Убедить:

• логика;

• обоснование;

• деловитость.

 

 IV ступень.

 

  Воздействовать:

• активность;

• искусство убеждения;

• мотивирование.

 

 V ступень.

 

 Завоевать:

 • достоверность;

 • непоколебимость;

• доверительные отношения (как высшее достижение) аргументация;

 

Отрядный уголок

Отрядный уголок — это место, где постоянно работает отряд и стенд, отражающий жизнь отряда. Здесь постоянно представлены успехи и победы отряда, их фантазии, изобретательность, мастерство, это своеобразная газета, причем постоянно действующая, живая, творческая. Отрядный уголок — это творчество.

 

СОДЕРЖАНИЕ:

★ * название отряда

★ * девиз отряда

★ * отрядная песня

★ * расписание кружков

★ * распорядок дня (лагерный и отрядный)

★ * списки детей (кстати, в первые дни можно разместить схемку типа кто где "живёт" в отряде, чтобы дети лучше друг друга запомнили);

★ * списки именинников текущей смены

★ * адрес лагеря, кодекс отряда (если хватит места)

★ * грамоты и награды отряда (вешаются в течение смены)

 

Технология создания уголка

У- становить контакт

С- нять барьеры,страхи,затруднения

П- роинструктируй

Е- сли надо-помоги

Х- вали детали

 

Правило:Не делай сам того,что может сделать ребенок!

 

Огонек

Огонек -это особая форма общения, позволяющая каждому участнику научиться понимать других, слушать и слышать, раскрыть себя с необычной стороны; Огонек - это конфиденциальный разговор: все, что говорилось на «огоньке», пусть там и останется.

* способ коллективного анализа проведенных дел, разбора складывающихся взаимоотношений;

* коллективно-творческое дело, позволяющее поговорить на интересующие всех темы

* особый стиль разговора

* особый эмоциональный настрой и доброжелательная атмосфера, обстановка доверия;

* разговор должен быть открытым и искренним

* критика должна быть конструктивной

* во время разговора следует избегать повышенных тонов;

* на «огоньке» каждый может сказать все, что желает

* участники должны быть удобно устроены, обычно в кругу. Каждый может сесть, где ему нравится, с кем ему хочется. В круге каждый видит лица и глаза всех своих товарищей. У круга нет конца и нет начала – одна неразрывная цепь, по которой проходят точки духовного напряжения, общей мысли, чувства, теплоты;

* вожатый не навязывает свое мнение ребятам, избегает категоричных утверждений, чаще задает вопросы, чем формулирует готовые ответы;

 

 

 «огонек» знакомства; (орг. период)

 

«Загони джина в бутылку». Все пишут на листочках свои пожелания на смену. Вожатый их собирает и объясняет, что джин, живущий в бутылке, исполнит все желания, только надо очень-очень сильно этого захотеть. Листочки складываются в бутылку с надписью «Джин» и открывают ее только в конце смены. Пожелания читают и обсуждают, что исполнилось, а что нет.

«Букет цветов». Для огонька необходим изготовленный заранее букет цветов. На каждом цветке – вопрос. Высказывающийся дарит цветок по своему выбору. Рассказывая о себе, ребенок вспоминает самый яркий день в своей жизни. Это огонек-тест. Вожатый получает срез по уровню ценностей ребенка, его запросам.

«Гороскоп». Отряд распределяется по группам – знакам зодиака. Рассказ о своем знаке зодиака (его характеристиках) дает возможность ребенку показать себя с неожиданной стороны. После высказывания – краткая характеристика знака.

«Пакет откровений». Необходим необычно оформленный конверт с необычными вопросами. Ответы помогают выявить неординарность мышления ребенка.

 

«огонек» анализа дня; (основной период)

Каждый ребенок, поглядывая в план, должен ответить на следующие вопросы:

- Как ты оцениваешь каждое проведенное сегодня дело?

- Что сегодня в нашем отряде было хорошо?

- Что было не очень хорошо и даже плохо?

- Что нужно сделать, чтобы стало еще лучше?

● Вы можете строить дом из разноцветных кирпичей. Для этого вам надо приготовить "кирпичи" из темной и светлой бумаги. Цвет стен, которые возведут ребята, покажет вам, КАКИМ был прошедший день.

 

●  Берете обыкновенный моток ниток и, держа его конец, говорите свое мнение; затем передаете нить кому-то другому (лучше тому, кто не сидит рядом с вами), и так до тех пор, пока каждый не вплетется в паутину. И помните, если хоть одна нить теряется, то порвется вся паутина. Объясните ребятам, что они и есть те ниточки, из которых составляется целый узор.

●  Прерванная интересная история. Если ваши дети перевозбуждены вы можете рассказать интересную историю и прерваться на самом интересном месте. Расскажу, если… успокоитесь или в следующий раз.

 "Шляпа". Написать вопросы, которые накопились за несколько дней. Они могут касаться как хороших дел, так и не всем хороших (О каше, уборке, об удачах, проступках и т.п.). Человек вытаскивает вопрос и говорит о своем отношении к этому.

● " Ромашка ", "Листочки". Иногда детям трудно начать разговор, поэтому вы можете написать вопросы на символических ромашках, листочках и т.п.

● " Ниточки". Перед началом "огонька" детям предлагают взять ниточку. Кусочки разноцветных ниточек может быть разной длины 10 -30 см. Во время обсуждения каждый ребенок наматывает ее на палец, высказывая свое мнение. Т.о. выбрав нить той или иной длины, ребенок заявляет о своем желании выступить, и настраивается на развернутую оценку дня или короткую реплику.

"Дерево". В отрядном уголке вы можете поместить ствол дерева без листьев. Вы говорите детям о том, что после каждого вечернего "огонька" на стволах деревьев будут появляться зеленые листья. На зеленых листочках будут написаны имена тех детей, которые за последний день или 2 дня были самыми - самыми, например, Саша организовал ребят на уборку, Лена помогла подружиться рассорившимся девчонкам и они ее за это благодарят и т.п.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: