Нравственные принципы вожатого

Вожатый

Кто такой вожатый?

 

Вожа́тый — педагог, работающий с детским объединением. 19 мая 1922 года - была образована Всесоюзная пионерская организация им. В. И. Ленина.

 

“Каждый юноша и каждая девушка, гордо носящая звание вожатого детского лагеря, несёт по жизни «факел души», имея чистое сердце и непоколебимую веру в важность своего дела, в значимость быть воспитателем, наставником, учителем, а главное, другом любого ребёнка, пришедшего к нему на смену в детский лагерь. И только побыв вожатым, можно понять, насколько это прекрасно, привозя из смен неподкупное золото ребячьих улыбок, серебро собственных слез при расставании и бронзу веснушчатых профилей, навсегда запечатленных в памяти.

Мне кажется, что во все времена вожатый детского лагеря будет профессией-птицей, ему всегда будет чуточку за восемнадцать, он будет для ребят лучшим другом, знающим 463 легенды и 237 песен наизусть, летающим во сне и понимающим, о чем спорят в весенней луже голуби.”...

                                                                             

 Должностные обязанности

Организационные:

● Обеспечивает выполнение детьми санитарно-гигиенических норм, контролируют соблюдение ими опрятного внешнего вида, чистоты одежды, установленного порядка в спальных комнатах, иных помещениях жилых корпусов, столовой и на территории лагеря.

● Обеспечивает неукоснительное соблюдение детьми дисциплины и порядка в соответствии с установленным режимом.

● Организует обязательное участие отряда во всех общелагерных культурно-массовых, спортивно-оздоровительных и трудовых мероприятиях.

● Организует дежурство детей в жилых корпусах, столовой, на закрепленной за отрядом территории лагеря.

● Следит за чистотой и порядком в комнатах. Организует влажную уборку помещений.

● В соответствии с общелагерным составляет отрядный план работы, согласованный со старшим вожатым, и отчитывается в его выполнении.

● Участвует в организации и проведении общелагерных мероприятий в соответствии с указаниями старшего вожатого и начальника лагеря.

Педагогические:

● Способствует развитию и деятельности детских общественных организаций, объединений, помогает в программировании их деятельности на принципах добровольности, самодеятельности, гуманности и демократизма с учётом инициативы, интересов и потребностей обучающихся (воспитанников, детей).

● Организует коллективно-творческую деятельность.

● Обеспечивает условия для широкого информирования обучающихся (воспитанников, детей) о действующих организациях, объединениях.

● Создаёт благоприятные условия, позволяющие обучающимся (воспитанникам, детям) проявлять гражданскую и нравственную позицию, реализовать свои интересы и потребности, интересно и с пользой для их развития проводить свободное время. Заботится о здоровье и безопасности доверенных ему обучающихся (воспитанников, детей).

● Своевременно выявляет и разрешает конфликтные ситуации, предупреждает возможные отклонения в поведении детей и подростков.

● Изучает и использует передовой опыт работы с детьми и подростками.

Качества вожатого

1. Дисциплинированность и ответственность.

2. Работоспособность и организованность, трудолюбие.

3. Тактичность, вежливость, культура общения.

4. Умение держать себя в обществе.

5. Опрятность, чистоплотность, гигиенические навыки.

6. Здоровье, привычка к активному образу жизни.

7. Умение организовывать и проводить досуг, зажечь, увлечь.

8. Разносторонняя образованность.

9. Знание правовых норм, законов, прав и свобод других людей.

10. Честность, правдивость, чуткость, милосердие, гибкость.

11. Знание практической психологии, этики.

12. Умение воспитывать детей, проявлять заботу.

13. Уважение к администрации лагеря, персоналу.

14. Творческое отношение к деятельности в лагере.

15. Настойчивость, стремление быстро и качественно выполнить поручения администрации.

16. Профессиональная гордость, уважение к мастерству.

17. Сознательность, вежливость, аккуратность.

18. Эмоциональная устойчивость.

19. Эстетическое отношение к деятельности в лагере.

20. Командный дух, поддержка отряда в конкурсах.

21. Инициативность, самостоятельность.

22. Соблюдение демократических принципов.

23. Уважение к разным национальностям, справедливое и равное отношение ко всем в отряде.

24. Проницательность, умение предвидеть и предотвратить конфликт.

Имидж вожатого

* Внешность – будьте всегда аккуратны, подтянуты, чаще улыбайтесь детям.

* Речь – избегайте жаргона и грубости, постарайтесь очистить свой лексикон от слов-паразитов, говорите правильно и четко.

* Манера разговора – никогда не кричите на детей, разговаривайте уверенно и спокойно.

* Характер – будьте последовательны в принятии решений, не отступайте от намеченных планов, но умейте признавать свою неправоту.

* Отношение к коллективу – в любых конфликтах, на любых мероприятиях всегда защищайте свой отряд.

Заповеди вожатого

 

* Приехав в лагерь, оставь свой образ жизни дома, и руководствуйся идеологией и отношениями, сложившимися до тебя.

* Предъявляя требования к ребятам, в первую очередь, выполняй их сам.

* Каждый имеет право сказать другому, что, по его мнению, плохо, но только если сам знает, как сделать, чтобы стало хорошо.

* Не обсуждай своих товарищей в присутствии ребят, не говори плохо о своем напарнике, лучше поищи пути сработаться с ним.

* Не обещай ребятам того, что не можешь выполнить.

* Допустил ошибку - признай её. Не бойся отменить свое распоряжение, согласившись с доводами ребят.

* Умей удивлять и поражать ребят, а если надо - покорять, - вожатый должен быть интереснее кино.

* Будь жизнерадостным человеком, и пусть ребята знают и видят это.

* Помни: все сотрудники лагеря - воспитатели. Относись к ним с уважением.

* Самоуправление - это когда сами придумываем, сами делаем и сами анализируем. Убери одно из звеньев, и от самоуправления ничего не останется.

* Знай все о ребятах, но в нужный момент умей не расслышать, не заметить, не понять.

* Хочешь получить умный ответ - научись умно спрашивать. Высказывай свое предложение и мнение, начиная со слов: "Как вы считаете?".

* Не злоупотребляй приказаниями. Кто не может взять лаской, не возьмет и строгостью.

* Помни - человек сложен, даже если ему десять лет. Не считай себя умней детей. Возможно, у тебя больше мудрости, т.е. жизненного опыта, но вот ум дается от природы.

* Работая с ребятами, чаще вспоминай, каким ты сам был в этом возрасте.

* Не только оберегай ребят от дурного, но и учи сопротивляться ему.

* Не спеши переделать ребят по своему образу и подобию. Воспитатель - это тот, кто помогает человеку стать самим собой.

* Учись сравнивать свои дела не только с тем, что было, но и с тем, что должно было быть.

* Постоянно показывай ребятам, что их работа и жизнь - это часть работы и жизни лагеря.

* Какие бы дружеские чувства и симпатии ты не испытывал к детям, помни, что ты - воспитатель, прежде всего, и поэтому всегда соблюдай дистанцию.

И еще несколько советов:

■ Считай своим основным педагогическим методом осознанное наблюдение за ребенком.

■ Воспринимай вопросы и высказывания ребенка всерьез, но если ты не понимаешь шуток…пиши пропало.

■ Не увлекайся нотациями. Они ничего не вызывают у ребят, кроме желания зажать уши. Не будь занудой.

■ Дорожи доверием своих воспитанников, береги ребячьи тайны, никогда не предавай своих детей.

■ Не делай сам того, что можно и допустимо перепоручить детям.

■ Если ребенку плохо, поставь себя на его место.

■ Никогда не делай в помещении того, что можно сделать на воздухе.

■ Соблюдай спокойствие в общении с ребятами. Помни: тихий, убедительный, если надо, гневный голос, сильнее крика.

■ Не сердись долго на ребенка, это непрофессионально.

■ Будь вежлив. Как можно чаще употребляй в разговоре с ребятами слова: спасибо, пожалуйста, будь добр и т.д.

■ Если ты входишь в комнату или палатку, пусть у тебя будут теплые руки, приветливое лицо и доброе сердце. Улыбнись, и тебе дети улыбнутся в ответ.

■ Если детей подбадривать и одобрять, они научатся верить в себя. Хвали. Похвала повышает самооценку.

■ Бери ребят в советники и союзники, и они все будут делать вместе с тобой. Давай детям возможность самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них.

 Заповеди каникулярной (и не только) педагогики:

■ Когда вы в работе идете из ниоткуда в никуда, то хотя бы не виляйте по дороге.

■ Нравственность должна опережать, а не только идти в ногу со всеми нашими делами. Опережать их всегда.

■ Нельзя превращать интимное «Я» ребенка в достояние вожатской комнаты.

■ Улыбнись и тебе дети улыбнутся в ответ. Высвети в ребенке все доброе, опирайся на лучшее в нем.

■ Бери ребят в советники и союзники, и они все будут делать вместе с тобой.

■ Хвали. Похвала повышает самооценку.

■ Доверяй и тебе будут доверять.

Исключите из нее (своей речи) такие выражения как:

■ Я кому говорю? Я вам русским языком говорю.

■ Кому неинтересно - может выйти.

■ Откроешь рот - пойдешь прямо к начальнику лагеря.

■ Ну что же вы не понимаете таких простых вещей!

■ Вот приедут родители, они о тебе все узнают.

■ Умней ничего не придумал?

■ И кто это тебе сказал?

■ И так далее...

■  «Сейчас же перестань!»

■  «Еще одно слово, и ты вылетишь из комнаты!»

■  «Чтобы я этого больше не слышала!»

■ «Немедленно замолчите!»

■ «Не забывайте, сколько на вас потрачено денег!»

■  «Ведите себя, как подобает, на вас смотрят окружающие!»

■  «Перестаньте болтать за столом, это неприлично!»

■ «Ну, от тебя-то ничего умного не услышишь!»

■ «Не болтай, как попка-дурак!»

■ «Что ты разнюнилась, смотри, какая цаца!»

■ «Ты не парень, а размазня!»

Нравственные принципы вожатого.

1. Принцип «красной линии». За «Красную линию» выходят панибратство, лжедружба, наказуемая интимность отношений. Не заигрывайся с детьми.

2. Принцип «могучей кучки». Хочешь иметь успех, хочешь высвободить дополнительную энергию души детей в неподражаемом мире досуга, найди единоверцев, окружи себя и своих детей сотоварищами, которые способны на «безумные» идеи, на дерзость, фантазию, на воодушевление детей, на организацию высоких образцов досуга.

3. Принцип «фельдмаршала Кутузова». Наблюдать и ждать. Главное помочь понять детям, как осуществить ту или иную идею.

4. «Принцип горы». Нельзя терять высоты. Ни в чём!!!

5. «Принцип антиканонов». Помочь детям выйти за грани стереотипов.

6. «Принцип камня, брошенного в воду». Надо, чтобы каждый ребёнок самореализовался.

7. «Принцип положительного в ребёнке». Ищи в ребёнке хорошее.

8. Принцип «репутации напарника». Поддерживай «репутацию напарника».

 Педагогическое общение должно проходить 4 этапа:

1 этап. Моделирование педагогического общения. Этот этап должен предшествовать непосредственному контакту с детьми. Перед каждой встречей необходимо продумать палитру общения. На этом этапе вожатый должен продумать психологические аспекты взаимоотношений:

■ как и к кому (конкретно) обратиться по имени;

■ у кого спросить совета;

■ кого поддержать улыбкой, теплым словом.

2 этап. Непосредственный контакт с детьми. Здесь важно уметь завладеть их вниманием. Условно это называют коммуникативной атакой. На этом этапе вожатому необходимо проявить умение сконцентрировать внимание детей на себе, проявить лучшие черты своего «Я». Важно в самый начальный момент взаимодействия поставить перед ребятами такие задачи, которые способны зажечь, заинтересовать их.

3 этап. Управление общением. Очень важно постоянно следить за обратной связью, за реакцией детей на процесс общения. В управлении педагогическим общением очень важна реализация как вербальных, так и невербальных средств взаимодействия, активное включение мимики, пантомимики, контакта глазами, использования жестов.

4 этап. Анализ осуществленного общения. Этот этап необходим при моделировании новых встреч с детьми. Он предполагает необходимость учета в предстоящих контактах предыдущей тональности отношений.

Важно, чтобы перечисленные стадии общения пронизывали собой все периоды лагерной смены, все формы и виды педагогического общения с детьми.

 

«Непричесанные мысли»

1. Если дети вместе с тобой работают, играют, поют, смеются, ты - победитель.

2. Никогда не делай в помещении того, что можно сделать на улице.

3. Знай: скучная жизнь детей бывает только в скучного взрослого.

4. Работая с детьми, чаще вспоминай себя в детстве, тебе будет легче их понимать.

5. Не увлекайся нотациями, они не вызывают ничего, кроме желания зажать уши.

6. Добрый - это не тот, кто умеет делать добрые дела, а тот, кто не способен на зло.

7. У нас, взрослых, всегда должна быть активная позиция добра.

8. Тише, взрослый, ребенок замечтался.

9. Будь с детьми вместе, рядом и чуть впереди.

10. Нельзя доверять детей тому, кто не умеет улыбаться.

11. Взрослому нужно иметь нервы не крепкие, а обнаженные.

12. Люби всех детей, а больше всего - самых неприятных для тебя.

13. Справедливость - главная дорога взрослого.

14. Критикуй детей не с удовольствием, а с болью.

15. Талантливый взрослый всегда ищет, а следовательно - не может не ошибаться.

16. Не сердись долго на ребенка - это не профессионально.

Авторитет вожатого

 

Все понимают, зачем нужен авторитет вожатого. Он помогает "держать" отряд, сделать из него эффективную команду, ну и просто облегчает жизнь вожатого в плане организации отряда.

 

Для начала начнем с распространенных ошибок, итак:

 

1. Каким он НЕ должен быть авторитет.

 

Дешёвый авторитет

 

Добиться его очень просто. Надо детям всё разрешать.

 

· Можно мы сегодня на зарядку не пойдём?

 

· Да пожалуйста! Она и самому мне надоела

 

Вожатый с дешёвым авторитетом становится на один уровень с детьми, братается с ними по-пацански, допускает панибратство. Он принимает во всём сторону детей, в том числе и в вопросах дисциплины.

 

Такого вожатого дети, конечно, будут любить. Вроде бы… Но очень скоро станет понятно, что любовь эта не настоящая. Потому что в ней нет главного: нет уважения. Мнение вожатого уже не берётся детьми в расчёт. Они ведь заранее знают, что он им всё позволит. Ну и за что уважать такого вожатого? Да и любить-то его не за что. Дешёвый авторитет — это ещё и большая подстава напарника. Ведь напарник (напарница) вынужден держать дисциплину один, вынужден быть «злым вожатым».

 

Плюс ко всему, у такого вожатого нет никаких рычагов воздействия на детей.

 

  Злой авторитет

Злой авторитет основан на страхе. Вожатый по любому поводу кричит, угрожает, непрерывно наказывает. Рычаг воздействия один — угроза, и он работает. До поры. А ведь бывают такие моменты, когда нечем пригрозить. И что тогда? Тогда получите «Королевскую ночь» (всеобщий беспредел в последнюю ночь смены).

 

Дети воспринимают злого вожатого однозначно: как своего врага. И они используют первую же возможность, чтоб отомстить. И даже раньше «королевской ночи».

 

Стоит ли говорить о том, что к злому вожатому нет никакого уважения? Потому что уважают всегда за что-то хорошее. Есть ещё один важный момент. Если вы все время общаетесь с детьми жёстко, то у вас нет «зазора» для применения жёсткости в тех случаях, когда это действительно нужно. Ведь если обычно спокойный и добрый вожатый вдруг начинает говорить «с металлом в голосе» (даже не повышая голоса, а лишь изменив интонацию), всем сразу понятно: что-то не так. И это очень хорошо действует. А злой вожатый и так всё время на взводе. Ему добавлять металл уже некуда.

 

 

2. В общении с детьми вожатые часто впадают в крайности, т.к. не знают, как себя вести, какую позицию по отношению к детям занять. Лучше всего встать в позицию старшего товарища. Не забывайте, что вы уже взрослый человек, просто очень молодой. Попробуем нарисовать портрет вожатого. Какой он?

Доброжелательный.

Каждый ребенок в отряде должен быть уверен в хорошем к себе отношении. Ни в коем случае нельзя 'воевать' с детьми, уходить от конфликта вожатый должен всеми способами. И, конечно же, ребенок должен чувствовать со стороны вожатого уважение к себе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: