Вожатый
Кто такой вожатый?
Вожа́тый — педагог, работающий с детским объединением. 19 мая 1922 года - была образована Всесоюзная пионерская организация им. В. И. Ленина.
“Каждый юноша и каждая девушка, гордо носящая звание вожатого детского лагеря, несёт по жизни «факел души», имея чистое сердце и непоколебимую веру в важность своего дела, в значимость быть воспитателем, наставником, учителем, а главное, другом любого ребёнка, пришедшего к нему на смену в детский лагерь. И только побыв вожатым, можно понять, насколько это прекрасно, привозя из смен неподкупное золото ребячьих улыбок, серебро собственных слез при расставании и бронзу веснушчатых профилей, навсегда запечатленных в памяти.
Мне кажется, что во все времена вожатый детского лагеря будет профессией-птицей, ему всегда будет чуточку за восемнадцать, он будет для ребят лучшим другом, знающим 463 легенды и 237 песен наизусть, летающим во сне и понимающим, о чем спорят в весенней луже голуби.”...
|
|
Должностные обязанности
Организационные:
● Обеспечивает выполнение детьми санитарно-гигиенических норм, контролируют соблюдение ими опрятного внешнего вида, чистоты одежды, установленного порядка в спальных комнатах, иных помещениях жилых корпусов, столовой и на территории лагеря.
● Обеспечивает неукоснительное соблюдение детьми дисциплины и порядка в соответствии с установленным режимом.
● Организует обязательное участие отряда во всех общелагерных культурно-массовых, спортивно-оздоровительных и трудовых мероприятиях.
● Организует дежурство детей в жилых корпусах, столовой, на закрепленной за отрядом территории лагеря.
● Следит за чистотой и порядком в комнатах. Организует влажную уборку помещений.
● В соответствии с общелагерным составляет отрядный план работы, согласованный со старшим вожатым, и отчитывается в его выполнении.
● Участвует в организации и проведении общелагерных мероприятий в соответствии с указаниями старшего вожатого и начальника лагеря.
Педагогические:
● Способствует развитию и деятельности детских общественных организаций, объединений, помогает в программировании их деятельности на принципах добровольности, самодеятельности, гуманности и демократизма с учётом инициативы, интересов и потребностей обучающихся (воспитанников, детей).
● Организует коллективно-творческую деятельность.
● Обеспечивает условия для широкого информирования обучающихся (воспитанников, детей) о действующих организациях, объединениях.
|
|
● Создаёт благоприятные условия, позволяющие обучающимся (воспитанникам, детям) проявлять гражданскую и нравственную позицию, реализовать свои интересы и потребности, интересно и с пользой для их развития проводить свободное время. Заботится о здоровье и безопасности доверенных ему обучающихся (воспитанников, детей).
● Своевременно выявляет и разрешает конфликтные ситуации, предупреждает возможные отклонения в поведении детей и подростков.
● Изучает и использует передовой опыт работы с детьми и подростками.
Качества вожатого
1. Дисциплинированность и ответственность.
2. Работоспособность и организованность, трудолюбие.
3. Тактичность, вежливость, культура общения.
4. Умение держать себя в обществе.
5. Опрятность, чистоплотность, гигиенические навыки.
6. Здоровье, привычка к активному образу жизни.
7. Умение организовывать и проводить досуг, зажечь, увлечь.
8. Разносторонняя образованность.
9. Знание правовых норм, законов, прав и свобод других людей.
10. Честность, правдивость, чуткость, милосердие, гибкость.
11. Знание практической психологии, этики.
12. Умение воспитывать детей, проявлять заботу.
13. Уважение к администрации лагеря, персоналу.
14. Творческое отношение к деятельности в лагере.
15. Настойчивость, стремление быстро и качественно выполнить поручения администрации.
16. Профессиональная гордость, уважение к мастерству.
17. Сознательность, вежливость, аккуратность.
18. Эмоциональная устойчивость.
19. Эстетическое отношение к деятельности в лагере.
20. Командный дух, поддержка отряда в конкурсах.
21. Инициативность, самостоятельность.
22. Соблюдение демократических принципов.
23. Уважение к разным национальностям, справедливое и равное отношение ко всем в отряде.
24. Проницательность, умение предвидеть и предотвратить конфликт.
Имидж вожатого
* Внешность – будьте всегда аккуратны, подтянуты, чаще улыбайтесь детям.
* Речь – избегайте жаргона и грубости, постарайтесь очистить свой лексикон от слов-паразитов, говорите правильно и четко.
* Манера разговора – никогда не кричите на детей, разговаривайте уверенно и спокойно.
* Характер – будьте последовательны в принятии решений, не отступайте от намеченных планов, но умейте признавать свою неправоту.
* Отношение к коллективу – в любых конфликтах, на любых мероприятиях всегда защищайте свой отряд.
Заповеди вожатого
* Приехав в лагерь, оставь свой образ жизни дома, и руководствуйся идеологией и отношениями, сложившимися до тебя.
* Предъявляя требования к ребятам, в первую очередь, выполняй их сам.
* Каждый имеет право сказать другому, что, по его мнению, плохо, но только если сам знает, как сделать, чтобы стало хорошо.
* Не обсуждай своих товарищей в присутствии ребят, не говори плохо о своем напарнике, лучше поищи пути сработаться с ним.
* Не обещай ребятам того, что не можешь выполнить.
* Допустил ошибку - признай её. Не бойся отменить свое распоряжение, согласившись с доводами ребят.
* Умей удивлять и поражать ребят, а если надо - покорять, - вожатый должен быть интереснее кино.
* Будь жизнерадостным человеком, и пусть ребята знают и видят это.
* Помни: все сотрудники лагеря - воспитатели. Относись к ним с уважением.
* Самоуправление - это когда сами придумываем, сами делаем и сами анализируем. Убери одно из звеньев, и от самоуправления ничего не останется.
* Знай все о ребятах, но в нужный момент умей не расслышать, не заметить, не понять.
* Хочешь получить умный ответ - научись умно спрашивать. Высказывай свое предложение и мнение, начиная со слов: "Как вы считаете?".
* Не злоупотребляй приказаниями. Кто не может взять лаской, не возьмет и строгостью.
* Помни - человек сложен, даже если ему десять лет. Не считай себя умней детей. Возможно, у тебя больше мудрости, т.е. жизненного опыта, но вот ум дается от природы.
|
|
* Работая с ребятами, чаще вспоминай, каким ты сам был в этом возрасте.
* Не только оберегай ребят от дурного, но и учи сопротивляться ему.
* Не спеши переделать ребят по своему образу и подобию. Воспитатель - это тот, кто помогает человеку стать самим собой.
* Учись сравнивать свои дела не только с тем, что было, но и с тем, что должно было быть.
* Постоянно показывай ребятам, что их работа и жизнь - это часть работы и жизни лагеря.
* Какие бы дружеские чувства и симпатии ты не испытывал к детям, помни, что ты - воспитатель, прежде всего, и поэтому всегда соблюдай дистанцию.
И еще несколько советов:
■ Считай своим основным педагогическим методом осознанное наблюдение за ребенком.
■ Воспринимай вопросы и высказывания ребенка всерьез, но если ты не понимаешь шуток…пиши пропало.
■ Не увлекайся нотациями. Они ничего не вызывают у ребят, кроме желания зажать уши. Не будь занудой.
■ Дорожи доверием своих воспитанников, береги ребячьи тайны, никогда не предавай своих детей.
■ Не делай сам того, что можно и допустимо перепоручить детям.
■ Если ребенку плохо, поставь себя на его место.
■ Никогда не делай в помещении того, что можно сделать на воздухе.
■ Соблюдай спокойствие в общении с ребятами. Помни: тихий, убедительный, если надо, гневный голос, сильнее крика.
■ Не сердись долго на ребенка, это непрофессионально.
■ Будь вежлив. Как можно чаще употребляй в разговоре с ребятами слова: спасибо, пожалуйста, будь добр и т.д.
■ Если ты входишь в комнату или палатку, пусть у тебя будут теплые руки, приветливое лицо и доброе сердце. Улыбнись, и тебе дети улыбнутся в ответ.
■ Если детей подбадривать и одобрять, они научатся верить в себя. Хвали. Похвала повышает самооценку.
■ Бери ребят в советники и союзники, и они все будут делать вместе с тобой. Давай детям возможность самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них.
|
|
Заповеди каникулярной (и не только) педагогики:
■ Когда вы в работе идете из ниоткуда в никуда, то хотя бы не виляйте по дороге.
■ Нравственность должна опережать, а не только идти в ногу со всеми нашими делами. Опережать их всегда.
■ Нельзя превращать интимное «Я» ребенка в достояние вожатской комнаты.
■ Улыбнись и тебе дети улыбнутся в ответ. Высвети в ребенке все доброе, опирайся на лучшее в нем.
■ Бери ребят в советники и союзники, и они все будут делать вместе с тобой.
■ Хвали. Похвала повышает самооценку.
■ Доверяй и тебе будут доверять.
Исключите из нее (своей речи) такие выражения как:
■ Я кому говорю? Я вам русским языком говорю.
■ Кому неинтересно - может выйти.
■ Откроешь рот - пойдешь прямо к начальнику лагеря.
■ Ну что же вы не понимаете таких простых вещей!
■ Вот приедут родители, они о тебе все узнают.
■ Умней ничего не придумал?
■ И кто это тебе сказал?
■ И так далее...
■ «Сейчас же перестань!»
■ «Еще одно слово, и ты вылетишь из комнаты!»
■ «Чтобы я этого больше не слышала!»
■ «Немедленно замолчите!»
■ «Не забывайте, сколько на вас потрачено денег!»
■ «Ведите себя, как подобает, на вас смотрят окружающие!»
■ «Перестаньте болтать за столом, это неприлично!»
■ «Ну, от тебя-то ничего умного не услышишь!»
■ «Не болтай, как попка-дурак!»
■ «Что ты разнюнилась, смотри, какая цаца!»
■ «Ты не парень, а размазня!»
Нравственные принципы вожатого.
1. Принцип «красной линии». За «Красную линию» выходят панибратство, лжедружба, наказуемая интимность отношений. Не заигрывайся с детьми.
2. Принцип «могучей кучки». Хочешь иметь успех, хочешь высвободить дополнительную энергию души детей в неподражаемом мире досуга, найди единоверцев, окружи себя и своих детей сотоварищами, которые способны на «безумные» идеи, на дерзость, фантазию, на воодушевление детей, на организацию высоких образцов досуга.
3. Принцип «фельдмаршала Кутузова». Наблюдать и ждать. Главное помочь понять детям, как осуществить ту или иную идею.
4. «Принцип горы». Нельзя терять высоты. Ни в чём!!!
5. «Принцип антиканонов». Помочь детям выйти за грани стереотипов.
6. «Принцип камня, брошенного в воду». Надо, чтобы каждый ребёнок самореализовался.
7. «Принцип положительного в ребёнке». Ищи в ребёнке хорошее.
8. Принцип «репутации напарника». Поддерживай «репутацию напарника».
Педагогическое общение должно проходить 4 этапа:
1 этап. Моделирование педагогического общения. Этот этап должен предшествовать непосредственному контакту с детьми. Перед каждой встречей необходимо продумать палитру общения. На этом этапе вожатый должен продумать психологические аспекты взаимоотношений:
■ как и к кому (конкретно) обратиться по имени;
■ у кого спросить совета;
■ кого поддержать улыбкой, теплым словом.
2 этап. Непосредственный контакт с детьми. Здесь важно уметь завладеть их вниманием. Условно это называют коммуникативной атакой. На этом этапе вожатому необходимо проявить умение сконцентрировать внимание детей на себе, проявить лучшие черты своего «Я». Важно в самый начальный момент взаимодействия поставить перед ребятами такие задачи, которые способны зажечь, заинтересовать их.
3 этап. Управление общением. Очень важно постоянно следить за обратной связью, за реакцией детей на процесс общения. В управлении педагогическим общением очень важна реализация как вербальных, так и невербальных средств взаимодействия, активное включение мимики, пантомимики, контакта глазами, использования жестов.
4 этап. Анализ осуществленного общения. Этот этап необходим при моделировании новых встреч с детьми. Он предполагает необходимость учета в предстоящих контактах предыдущей тональности отношений.
Важно, чтобы перечисленные стадии общения пронизывали собой все периоды лагерной смены, все формы и виды педагогического общения с детьми.
«Непричесанные мысли»
1. Если дети вместе с тобой работают, играют, поют, смеются, ты - победитель.
2. Никогда не делай в помещении того, что можно сделать на улице.
3. Знай: скучная жизнь детей бывает только в скучного взрослого.
4. Работая с детьми, чаще вспоминай себя в детстве, тебе будет легче их понимать.
5. Не увлекайся нотациями, они не вызывают ничего, кроме желания зажать уши.
6. Добрый - это не тот, кто умеет делать добрые дела, а тот, кто не способен на зло.
7. У нас, взрослых, всегда должна быть активная позиция добра.
8. Тише, взрослый, ребенок замечтался.
9. Будь с детьми вместе, рядом и чуть впереди.
10. Нельзя доверять детей тому, кто не умеет улыбаться.
11. Взрослому нужно иметь нервы не крепкие, а обнаженные.
12. Люби всех детей, а больше всего - самых неприятных для тебя.
13. Справедливость - главная дорога взрослого.
14. Критикуй детей не с удовольствием, а с болью.
15. Талантливый взрослый всегда ищет, а следовательно - не может не ошибаться.
16. Не сердись долго на ребенка - это не профессионально.
Авторитет вожатого
Все понимают, зачем нужен авторитет вожатого. Он помогает "держать" отряд, сделать из него эффективную команду, ну и просто облегчает жизнь вожатого в плане организации отряда.
Для начала начнем с распространенных ошибок, итак:
1. Каким он НЕ должен быть авторитет.
Дешёвый авторитет
Добиться его очень просто. Надо детям всё разрешать.
· Можно мы сегодня на зарядку не пойдём?
· Да пожалуйста! Она и самому мне надоела
Вожатый с дешёвым авторитетом становится на один уровень с детьми, братается с ними по-пацански, допускает панибратство. Он принимает во всём сторону детей, в том числе и в вопросах дисциплины.
Такого вожатого дети, конечно, будут любить. Вроде бы… Но очень скоро станет понятно, что любовь эта не настоящая. Потому что в ней нет главного: нет уважения. Мнение вожатого уже не берётся детьми в расчёт. Они ведь заранее знают, что он им всё позволит. Ну и за что уважать такого вожатого? Да и любить-то его не за что. Дешёвый авторитет — это ещё и большая подстава напарника. Ведь напарник (напарница) вынужден держать дисциплину один, вынужден быть «злым вожатым».
Плюс ко всему, у такого вожатого нет никаких рычагов воздействия на детей.
Злой авторитет
Злой авторитет основан на страхе. Вожатый по любому поводу кричит, угрожает, непрерывно наказывает. Рычаг воздействия один — угроза, и он работает. До поры. А ведь бывают такие моменты, когда нечем пригрозить. И что тогда? Тогда получите «Королевскую ночь» (всеобщий беспредел в последнюю ночь смены).
Дети воспринимают злого вожатого однозначно: как своего врага. И они используют первую же возможность, чтоб отомстить. И даже раньше «королевской ночи».
Стоит ли говорить о том, что к злому вожатому нет никакого уважения? Потому что уважают всегда за что-то хорошее. Есть ещё один важный момент. Если вы все время общаетесь с детьми жёстко, то у вас нет «зазора» для применения жёсткости в тех случаях, когда это действительно нужно. Ведь если обычно спокойный и добрый вожатый вдруг начинает говорить «с металлом в голосе» (даже не повышая голоса, а лишь изменив интонацию), всем сразу понятно: что-то не так. И это очень хорошо действует. А злой вожатый и так всё время на взводе. Ему добавлять металл уже некуда.
2. В общении с детьми вожатые часто впадают в крайности, т.к. не знают, как себя вести, какую позицию по отношению к детям занять. Лучше всего встать в позицию старшего товарища. Не забывайте, что вы уже взрослый человек, просто очень молодой. Попробуем нарисовать портрет вожатого. Какой он?
Доброжелательный.
Каждый ребенок в отряде должен быть уверен в хорошем к себе отношении. Ни в коем случае нельзя 'воевать' с детьми, уходить от конфликта вожатый должен всеми способами. И, конечно же, ребенок должен чувствовать со стороны вожатого уважение к себе.