Сплочения и взаимопонимания в группе

 

Групповые игры и упражнения - хорошая помощь для ведущих, которых волнует не только решение задач группы, но и самочувствие и взаимоотношения участников. Игры и упражнения помогают связать требования, которые предъявляются наличием групповой задачи, с индивидуальными потребностями каждого. Благодаря им процессы обучения в группе становятся более личностно ориентированными и продуктивными, а фасилитатор может сконцентрироваться на раскрытии имеющихся у группы ресурсов.

Преимущество игр и упражнений – в возможности их приложения ко всем возникающим в группе ситуациям и к разным тематическим и проблемным областям. С помощью игр и упражнений можно смоделировать, развить и усовершенствовать практически все личные и профессиональные способы поведения – коммуникативные навыки, наблюдательность, способность разбираться в своих и чужих чувствах. Игры и упражнения могут использоваться для обучения ведению групп, процессу принятия решений, ролевому поведению, разрешению конфликтов, сотрудничеству и для многого другого.

Игра – это интервенция (вмешательство) ведущего в групповую ситуацию «здесь и теперь», которая структурирует активность членов группы в соответствии с определенной целью. Часто такие игры в упрощенном виде отражают реальные жизненные и групповые ситуации. Из сложных аспектов внутриличностных или межличностных проблем они помогают выделить важные элементы и представляют их в искусственно созданном контексте в виде некой схемы действий. Упрощенный мир игры позволяет участникам лучше, чем в сложном реальном мире, познать и понять структуру и причинно-следственные взаимосвязи происходящего. Таким образом, можно более эффективно и с относительно малым риском обучиться новым способам поведения и проверить на практике свои идеи.

Очень важно, чтобы фасилитатор группы не просто применял на практике игры и упражнения. Он обязательно должен быть знаком с их теоретической концепцией для контроля своей деятельности и обсуждения ее с участниками группы. Чтобы точнее определять специфические характеристики конкретной игры или упражнения, ведущему при планировании работы нужно знать, к какому виду они относятся, какие цели преследуют, какие требования налагают на ведущего. Таким образом ему легче защитить группу и себя от возможных рисков.

Для неопытных ведущих один из самых трудных вопросов: «Когда рациональнее использовать игру в работе?» Ведущий должен уметь отслеживать ход развития группы и понимать, на какой стадии она сейчас находится.

В начальной стадии работы группы уместно проводить игры и упражнения направленные на знакомство участников друг с другом и их «разогрев» для совместной деятельности. Это не значит, что упражнения и игры такого рода нельзя провести и на более поздних этапах. Тогда же уместно проводить игры, направленные на развитие межличностного восприятия и коммуникации, чтобы участники приобрели навыки общения, и вся система взаимодействия в группе стала эффективнее. Игры и упражнения, направленные на активизацию участников, также полезнее проводить в первой половине работы группы, так как именно в этот период участники испытывают множество трудностей и напряжений. Игры и упражнения на развитие доверия и открытости полезнее проводить после нескольких встреч группы. Затем можно использовать упражнения, затрагивающие глубинные процессы, связанные с личностным ростом участников. Прежде чем начинается работа над более сложными проблемами, необходимо разрешить те, которые лежат на поверхности.


5.Классификация игр и упражнений

 

В зависимости от целей и задач, которые ставит ведущий перед каждой встречей с группой могут быть использованы различные игры. Задачи, решаемые в процессе работы в группе, таковы:

· знакомство участников, их взаимное представление;

· повышение уровня активности участников, их эмоциональное вовлечение в работу;

· сплочение группы;

· развитие навыков координации совместных действий;

· развитие навыков вербального и невербального общения;

· развитие умений конструктивно выражать чувства и эмоции. Повышение уровня осознанности эмоций;

· обучение стратегиям поведения в конфликтных ситуациях;

· получение обратной связи.

Приведенная классификация весьма условна. Большинство игр и упражнений в той или иной степени позволяют решать несколько задач параллельно. То, на решении какой именно будет сделан акцент, зависит от небольших нюансов в проведении игры или обсуждения результатов. Однако данная классификация наиболее практически ориентирована и позволяет легко подбирать упражнения, принимая во внимание стоящие перед ведущим задачи.

При выборе игр и упражнений следует учитывать:

· особенности группы, с которой ведется работа (количество участников, их возрастной и половой состав и т.д.);

· задачи, которые планируется решать на данном занятии (каждая игра и упражнение должны способствовать решению этих задач);

· уровень готовности группы к выполнению соответствующих игр и упражнений (так, на несколько первых занятиях группа обычно еще не готова к выполнению игр и упражнений, связанных со стрессогенными ситуациями, требующих высокой степени доверия или подразумевающих тесный телесный контакт);

· наличие внешних условий, необходимых для проведения соответствующих упражнений (возможность сесть в круг, наличие принадлежностей для рисования и т.п.);

· состояние и пожелания участников.




IV. ВЕДУЩИЙ ГРУППЫ (ФАСИЛИТАТОР). ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: