Личностные особенности фасилитатора группы

Деятельность самой группы, эффективность работы в ней не могут быть отделены от личных характеристик и поведения фасилитатора группы. Ведущий (фасилитатор) приносит в каждую группу свои личностные качества, ценности и жизненный опыт. Ключ к успеху ведущего группы лежит в готовности к нескончаемой борьбе за то, чтобы стать более эффективным и более полным в контексте человеческого бытия.

Некоторые личностные характеристики жизненно необходимы эффективному лидеру. Их наличие или отсутствие может стимулировать групповой процесс или препятствовать ему.

Психологическое присутствие. Эмоциональное присутствие означает возможность переживать радость и боль, равно как и другие чувства. Если фасилитатор группы осознает и выражает свои эмоции, он эмоционально вовлекается в работу с группой, что помогает ему ощущать сочувствие и сострадание по отношению ко всем членам группы.

Личная сила. Личная сила подразумевает уверенность в себе и осознание своего влияния на других. Только уверенный в своих силах, во влиянии на свою собственную жизнь человек, может дать возможность ВИЧ-положительным людямобрести силуи уверенность. Фасилитатор умело использует то влияние, которое он оказывает на группу, чтобы помочь членам группы вступить в контакт с собственной неиспользуемой силой, не формируя при этом зависимости от себя. Такой ведущий является источником вдохновения для ВИЧ-положительных, которые борются за то, чтобы стать самодостаточными людьми, такими, какими они могут быть. При этом сила не предполагает доминирования и эксплуатации.

Смелость. Эффективный  фасилитатор осознает, что он должен проявлять свою смелость в процессе взаимодействия с членами группы и не может укрываться за ролью консультанта. Он демонстрирует смелость, идя на риск и признает свои ошибки, иногда, становясь уязвимым, вступая в противостояние с группой. Когда ВИЧ - позитивные люди отказываются от привычных и безопасных форм поведения, они нередко испытывают тревогу и испуг. Фасилитатор может на примере своего поведения показать, что можно двигаться вперед, без какой-либо твердой уверенности в том, что путь будет ясным и лишенным страхов и опасений.

Искренность. Одним из наиболее важных качеств ведущего (фасилитатора) группы является искренняя заинтересованность в благополучии и росте других. Основной заботой и основной трудностью для ведущего группы становится помощь ВИЧ-положительным членам группы в осознании тех частей своей жизни, которые они отрицают, и избегание любых форм неискреннего поведения в группе.

Чувство идентичности. Если фасилитатор группы помогает другим открыть то, кем они на самом деле являются, то он должен обладать четким чувством собственной идентичности: он должен знать, что он ценит в жизни, а не следовать ожиданиям других. Это означает способность к осознанию сильных сторон своей личности, ограниченности своих возможностей, пониманию своих потребностей, страхов, мотивации и целей.

Оптимизм. Фасилитатор группы настроен в основном оптимистично и воспринимает людей позитивно. Он исходит из того, что каждый участник несет ответственность за себя и обладает большим внутренним потенциалом. Он рассматривает свою задачу как помощь каждому отдельному участнику в развитии его способностей и возможностей.

Толерантность. Уверенный ведущий (фасилитатор) группы терпим по отношению к различным ценностям, установкам и проявлениям личности участников. Он не оценивает их. Он уважает выражение всех чувств, толерантен к проявлению агрессии, враждебности и гнева, так же как и к выражению любви, нежности и неуверенности. В каждом случае он пытается понять каждого, чтобы лучше общаться с участниками группы.

Избирательная откровенность. Искренний ведущий (фасилитатор) отдает себе отчет в собственных чувствах и определяет по ситуации, какие из них он хочет выразить в группе. О своих личных трудностях он говорит только при особых обстоятельствах.

Вера в групповой процесс и энтузиазм. Глубокая вера ведущего (фасилитатора) в групповой процесс является существенной составляющей успеха группы.Слишком часто практики ведут группу просто потому, что они ожидают, что участие в работе группы приведет к изменениям. Энтузиазм  фасилитатора, с которым он приходит в группу, распространяется на всех участников. Если ведущий (фасилитатор) группы потерял энтузиазм по отношению к тому, что он делает, то весьма маловероятно, чтобы он смог вдохновить членов группы и вести интенсивную работу.

Понимание группового процесса. Хороший фасилитатор может работать с группой на различных стадиях ее развития. Он должен иметь представление об этапах групповой динамики и быть в состоянии вести себя так, чтобы то, что он говорит и делает, учитывало происходящие в группе процессы и способствовало постепенному развитию групповой компетентности.

Изобретательность и творчество. Фасилитатор должен избегать погружения в ритуализированные техники и программные действия, лишенные жизни. Конечно, совсем не просто каждый раз приходить в новую группу с новыми идеями. Но изобретательность и творчество лидера позволяют раскрыть новый опыт, жизненный стиль и ценности, которые отличаются от собственных. Одно из основных преимуществ групповой работы заключается в том, что она дает множество путей для того, чтобы проявить изобретательность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: