Организация взаимодействия в группе

В начале работы участники, как правило, мало взаимодействуют друг с другом. Высказываясь, они обращаются только к ведущему, воспринимая его как лидера. Ему задают вопросы, хотят знать его мнение, он должен решать конфликты, поддерживать участников. Ведущий должен брать на себя в начале работы активную роль, чтобы затем по мере развития группы отходить на задний план. Важно, чтобы он как можно чаще обращал внимание на высказывания отдельных участников, поддерживал диалог и взаимодействие между ними. 

Прорабатывание конфликтов и блокирование. Во всех группах существует определенный конфликтный потенциал. Конфликты могут возникать на фоне скрытых индивидуальных потребностей, противоречащих друг другу целей участников, скрытого соперничества, разочарования ведущим, страха перед новыми и трудными ситуациями. Чтобы участники научились лучше воспринимать и понимать мнения и точки зрения окружающих, ведущий может использовать психодраматическую технику обмена ролями. Кроме того, эффективны в такой ситуации игры, на проигрывание поведения, создающего помехи в общении.

Блокирование касается вмешательства ведущего, который прекращает непродуктивное поведение в группе. Этот навык требует сензитивности (чувствительности, сопереживания), и одновременно прямоты и способности прекратить конкретную деятельность, не нападая на личность. Каким бы ни было поведение, блокирование должно осуществляться мягко, но твердо.

Диагностика социально-психологической ситуации.   Ведущий должен ориентироваться в социально-психологической ситуации в группе и влиять на нее, уметь оценивать различные события с точки зрения тех участников, которых они касаются. Он не имеет права недооценивать особенности группового процесса и их влияние на участников группы.

Активное слушание. Активное слушание подразумевает полное внимание к говорящему и чувствительность к осуществляемой коммуникации, как на вербальном, так и на невербальном уровне.

Перефразирование. Перефразирование является продолжением слушания. Оно подразумевает повторение того, что сказал человек, но другими словами, благодаря чему смысл сказанного становится ясным как говорящему, так и группе.

Поддержка и отражение чувств. Поддержка означает обеспечение членов группы помощью и подкреплением, особенно, когда они раскрывают личностную информацию, исследуют болезненные чувства или идут на риск. Суть этого умения заключается в знании тех моментов. Когда поддержка будет помогать и когда она будет непродуктивной. Отражение чувств – умение отвечать на существенные моменты того, о чем говорит человек. Оно стимулирует контакт и вовлеченность в работу членов группы.

Эмпатия. Суть этого навыка заключается в способности ведущего быть чувствительным к внутреннему миру  всех участников и уметь сохранять свою индивидуальность, не растворяясь в группе.

Инициативность.   Инициативность ведущего защищает группу от работы вне конкретного направления. Этот навык подразумевает использование катализаторов, которые помогают сосредоточить внимание членов группы на значимой работе, знание того, как применять разнообразные техники, которые обеспечивают более глубокий уровень самоизучения.

Обратная связь.  Умелый ведущий дает личную обратную связь, основанную на его наблюдениях и реакциях на поведение членов группы, и поощряет членов группы тоже давать друг другу обратную связь. Обратная связь обеспечивает реалистичную оценку того, как личность воспринимается другими при этом поддерживается бережное и корректное отношение друг к другу.

Защита. Ведущий должен уметь предохранять членов группы от излишнего психического или физического риска, который ассоциируется с пребыванием в группе, но не занимать родительскую позицию.

Самораскрытие. Когда ведущий раскрывает личную информацию, он обычно сближается с группой. Этот навык подразумевает знание того, что, когда, как и насколько открывать. Если ведущий делает это в подходящий момент, то влияние на группу будет  скорее всего позитивным. Наиболее продуктивное раскрытие должно касаться того, что происходит в группе.

Подведение итогов и завершение. Умение свести воедино важнейшие элементы группового взаимодействия или отдельные части сессии, отражение и придание смысл тому, что случилось на группе. Ведущий должен знать, когда и как завершить работу с конкретным человеком, равно как и с группой. Это умение касается окончания групповой работы. Ведущий должен обратить внимание членов группы относительно того, как применить то, чему они научились в группе, в реальной жизни. Он должен помочь подготовиться участникам группы к столкновению с проблемами, которые могут встретиться им вне группы. Обеспечить систему повышения самооценки у участников группы; предложить источники для дальнейшей помощи и формировать готовность у каждого участника группы к обращению за индивидуальной консультацией, если возникнет такая необходимость.

Как и большинство навыков, навыки ведущего группы изучаются им и приобретаются на практике.



V. ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ В ГРУППАХ ВЗАИМОПОМОЩИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: