В современной парадигме образования ученик не рассматривается в качестве объекта обучения и воспитания, а сам учебно-воспитательный процесс сводится к целенаправленному воздействию активной личности на пассивную.
Сегодня в наш профессиональный язык прочно вошли такие понятия, как «педагогика сотрудничества», «личностно ориентированное воспитание», «гуманный подход». Гуманистическое образование – это всегда партнерство детей и взрослых, активных, деятельных и действующих сторон. Урок рассматривается как система деятельности учителя и учащихся и является основой воспитательного процесса – важным элементом образовательного процесса в целом. Под образовательным процессом следует понимать совокупность трех составляющих: учебно-воспитательный процесс – деятельность учителя; учебно-познавательный и самообразовательный процессы – деятельность самих обучающихся. По теории А. Н. Леонтьева, всякая деятельность состоит из определенных действий, а каждое действие можно разложить на более мелкие составляющие – операции, способы, приемы. Схематически это можно представить так:
|
|
Теория – описывает такие компоненты деятельности, как мотивы, задачи, принципы и т. п.
Методика – характеризует выполнение определенных действий в поставленной цели.
Технология – конкретные приемы, их этапы и последовательность.
Таким образом, образовательный процесс следует представлять как сложную систему педагогического взаимодействия.
В процессе обучения, как известно, решаются три основные задачи: образовательная, воспитательная и развивающая.
При решении образовательных задач общение позволяет обеспечить визуальный психологический контакт с учащимися, формировать положительную мотивацию обучения, создавать обстановку коллективного познавательного поиска и раздумий.
При решении воспитательных задач с помощью общения налаживаются взаимоотношения, психологические контакты между учителем и детьми, формируется познавательная направленность личности, преодолеваются психологические барьеры, складываются межличностные отношения в ученическом коллективе.
При решении развивающих задач через общение создаются психологические ситуации, стимулирующие самообразование и самовоспитание личности:
· преодолеваются социально-психологические факторы, сдерживающие развитие личности в процессе обучения (скованность, неуверенность, мнительность и т. п.);
· создаются возможности для выявления и учета индивидуальных психологических особенностей учащихся;
· осуществляется социально-психологическая коррекция в развитии и становлении важнейших личностных качеств.