ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА
студентов IV курса на логопунктах
общеобразовательных школ
Методические рекомендации
для студентов специальности ''Логопедия и олигофренопедагогика"
факультета начального и специального образования
Смоленск
2005
Производственная практика студентов IV курса на логопунктах общеобразовательных школ: Методические рекомендации для студентов, обучающихся по специальности 031800 - Логопедия с дополнительной специальностью «олигофренопедагогика». - Смоленск: СГПУ, 2005. - с. 39.
Методические рекомендации содержат описание структуры практики и содержания деятельности студентов на каждом её этапе; образцы отчётной документации, а также список рекомендуемой литературы, рекомендуемой для самостоятельного изучения.
Печатается по решению редакционно-издательского совета Смоленского государственного педагогического университета.
Составители: Е.В. Крылова, ст. препод.;
Е.А. Колодовская, канд. пед. наук, доц.
|
|
Рецензенты: Г.Н. Симоненкова, руководитель практики СГПУ;
Н.М. Брунчукова., канд. пед. наук, доц.
С Смоленский государственный
педагогический университет, 2005
Содержание
Выписка из государственного образовательного стандарта …………4
Введение ………………………………………………………………………4
Цель и задачи производственной практики………………….....5
Организация работы студентов в период практики…… ………………..7
Содержание деятельности студентов в период производственной практики ……………………………………………………………………...8
Содержание I этапа (подготовительного)…………………………….8
Содержание II этапа (ознакомительного)……………………………20
Содержание III этапа (диагностического)……………………………23
Содержание IV этап (коррекционно - воспитательной работы)…..29
Содержание V этапа (аналитического)……………………….….….35
Критерии оценки производственной практики …………………….....36
Права и обязанности участников производственной практики …...36
Списки рекомендуемой и использованной литературы. …………...39
Выписка
из государственного образовательного стандарта
специальности «031800 - Логопедия с дополнительной
специальностью «олигофренопедагогика».
Составной частью профессиональной подготовки учителя-логопеда является практическое освоение всех элементов педагогической деятельности.
Практика осуществляется с учетом основных видов профессиональной деятельности, к которым должен быть готов учитель-логопед.
|
|
Практика направлена на отработку профессионально-педагогических, научно-исследовательских умений и формирование личностных качеств будущих специалистов и является средством развития педагогического мышления, творческого отношения к профессиональной деятельности, проверки их теоретической подготовки.
Государственными требования стандарта предусмотрена производственная практика студентов в дошкольных и школьных учреждениях в качестве учителей-логопедов.
Введение
Производственная практика на логопункте при общеобразовательной школе проводится на IV курсе (7 семестр) в течение 7 недель с отрывом от занятий и является одним из важнейших этапов в подготовке учителя-логопеда.
Программа производственной практики разработана с учетом единых требований к проведению практики студентов СГПУ и отражает специфику современного содержания профессиональной подготовки специалистов-логопедов.
Данная практика дает возможность овладеть необходимыми умениями и навыками диагностики, коррекции и профилактики различных речевых нарушений у младших школьников; общения с ними, коллегами, родителями, администрацией.
Студенты совершенствуются в анализе медицинской документации, планировании коррекционной работы по преодолению той или иной речевой патологии, ведении необходимой документации (заполнении речевых карт, ведении индивидуальных детских тетрадей и т.д.).
Только непосредственная работа с младшими школьниками, имеющими речевые нарушения, дает возможность студентам правильно квалифицировать дефект, уточнить его структуру, этиологию (причины), патогенез (возникновение и развитие патологических процессов), выбирать наиболее оптимальную коррекционную методику с учетом возрастных особенностей и потенциальных возможностей каждого ребенка.
Цель практики: ознакомление студентов с особенностями организации и содержания коррекционно-педагогической работы на логопункте при общеобразовательной школе и накопление опыта использования существующих методик изучения и обучения младших школьников, имеющих речевые нарушения.
Задачи производственной практики
1. Дать представление о необходимости комплексности и личностной ориентированности коррекционного воздействия на общее психическое и речевое развитие ребенка с нарушениями речи.
2. Познакомить с условиями и содержанием работы логопеда школьного логопункта, спецификой оборудования и оснащением кабинета.
3. Совершенствовать умения студентов анализировать структуру речевого дефекта и определять ведущее нарушение.
4. Осуществлять профессионально-практическую подготовку студентов к организации и проведению индивидуальных и фронтальных занятий в процессе коррекционно-логопедической работы с младшими школьниками, имеющими речевые нарушения.
5. Совершенствовать навыки научно-исследовательской работы; создать условия для сбора и обработки информации для курсовых работ по логопедии.
6. Развивать творческий подход к осуществлению психолого-педагогический деятельности.
В процессе производственной практики на логопункте при общеобразовательной школе у студентов формируются и совершенствуются следующие профессионально-педагогические умения:
- наблюдать за детьми, имеющими различные нарушения устной и письменной речи, в процессе разнообразных видов их деятельности;
- анализировать календарные и тематические планы занятий логопеда с младшими школьниками;
- проводить логопедическое обследование младших школьников;
- определять структуру речевого нарушения;
- составлять заключение по результатам логопедического обследования;
|
|
- анализировать материалы логопедического обследования и использовать результаты анализа в качестве базы для перспективного и текущего планирования индивидуальных и фронтальных занятий с детьми;
- производить перспективное планирование индивидуальной и фронтальной работы с детьми на основе учета структуры дефекта;
- разрабатывать индивидуальные коррекционно-развивающие программы;
- разрабатывать планы-конспекты индивидуальных и фронтальных занятий с детьми;
- отбирать методические приемы и средства коррекции речи детей, обосновывать выбор и систематизацию этих средств с позиций их методической целесообразности;
- проводить индивидуальные фронтальные занятия с младшими школьниками-логопатами;
- анализировать и оценивать проведенные занятия;
- изготавливать наглядные пособия и дидактический материал для логопедических занятий.