Содержание II этапа (ознакомительного)

(1-я неделя)

1. Получение информации о структуре общеобразовательной школы, знакомство с коллективом педагогов, с организацией работы по обучению и воспитанию детей с нарушениями речи в условиях данной школы.

2. Знакомство с нормативно-правовыми документами, регламентирующими работу логопедического пункта при общеобразовательной школе и деятельность учителя-логопеда (приложение 2). Рассказ учителя-логопеда и методиста о координации работы логопеда, учителя начальных классов и педагога-психолога.

3. Знакомство с документацией учителя-логопеда и ее ведением, запись ее образцов в дневник практики (приложение 3).

4. Знакомство с оформлением и оборудованием логопедического пункта (приложение 4).

5. Изучение порядка комплектования групп (приложение 5).

6. Наблюдение за фронтальными, подгрупповыми и индивидуальными логопедическими занятиями (фиксируются в дневнике практики).

7. Совместное планирование (к концу 1-й недели) методистом кафедры, логопедом и студентами содержания работы; определение перечня пособий и дидактического материала, необходимого для логопедических занятий; распределение индивидуальных занятий студентами, установление сроков их выполнения.

Приложение 2

Функциональные обязанности учителя-логопеда

    Учитель-логопед:

1. Несет ответственность за организацию и своевременное выявление обучающихся с первичной речевой патологией, комплектование групп.

2. Проводит регулярные занятия с обучающимися по исправлению различных нарушений устной и письменной речи. В ходе занятий осуществляется работа по предупреждению и преодолению неуспеваемости по родному языку, обусловленной первичным речевым нарушением.

3. Осуществляет взаимодействие с учителем по вопросам освоения обучающимися общеобразовательных программ (особенно по родному языку).

4. Поддерживает связь с дошкольными образовательными учреждениями, со специальными (коррекционными) образовательными учреждениями для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, логопедами и врачами-специалистами детских поликлиник и психолого-медико-педагогических комиссий.

5. Оказывает консультативную помощь учителям общеобразовательного учреждения и родителям (законным представителям) обучающихся в определении причин неуспеваемости и дает рекомендации по их преодолению.

6. Участвует в работе методических объединений.

7. Представляет руководителю общеобразовательного учреждения ежегодный отчет о количестве обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, в общеобразовательном учреждении и результатах обучения в логопедическом пункте по принятой форме.

 

Организация рабочего времени учителя-логопеда

Учебная нагрузка учителя-логопеда составляет 20 часов педагогической работы в неделю. (Приказ Министерства просвещения СССР № 94 от 16.05.85 г., письмо Министерства образования России от 4.02.92 г. № 22-шт):

18   часов – непосредственная работа с детьми: групповые, индивидуальные занятия.

2 часа – консультативная работа:

-   более тщательное обследование речи обучающихся;

- рекомендации успевающим обучающимся и их родителям (законным представителям) по коррекции фонематического дефекта;

- консультации по разъяснения тяжести речевого дефекта для родителей (законных представителей), учителей;

- оформление документации.

 

     Периодичность  групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушений речевого развития.

Групповые занятия  проводятся:

- с обучающимися, имеющими ОНР; нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР - не менее 3 раз в неделю;

- с обучающимися, имеющими ФФН или фонематическое недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные ФФН или фонематическим недоразвитием речи - не менее 2-3 раз в неделю;

- с обучающимися, имеющими фонетический дефект - не менее

1-2 раз в неделю;

- с заикающимися обучающимися - не менее 3  раз в неделю.

     Между групповыми занятиями допускаются перерывы в 10-15 минут.

 Для групповых занятий подбираются обучающиеся по возможности с однородными нарушениями в развитии и одинакового возраста. Не менее важным при этом является учет индивидуальных особенностей учащихся (т.е. своеобразия проявления речевого нарушения), что также способствует овладению прочными навыками и знаниями.

 

Индивидуальные  занятия проводятся не менее 3 раз в неделю.

Индивидуальные занятия проводятся:

с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи второго уровня по Р.Е. Левиной;

- с обучающимися, имеющими дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, 

ринолалия).

Продолжительность групповых  занятий – 40 минут, индивидуального – 20 минут.                             

Приложение 3

Документация учителя-логопеда и ее ведение

      Для фиксирования коррекционного процесса, который учитель-логопед организует и проводит на логопедическом пункте, предлагаются следующие виды документации:

1.  Журнал учета посещаемости логопедических занятий учащимися, зачисленными на логопедический пункт.

2.  Журнал обследования устной и письменной речи.

3.  Общая речевая карта обследования устной и письменной речи учащихся.

4.   Индивидуальные карточки учащихся.

5. Общий план методической работы на учебный год.

6. Перспективные планы работы на каждую группу учащихся на учебный год.

7. Ежедневные планы работы на  каждую группу учащихся.

8. Рабочие тетради и тетради для проверочных работ.

9.   Тетради-дневники для индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения (находятся у учеников).

10. Расписание занятий групп, заверенное директором школы или  инспектором районного отдела образования.

11. Паспорт логопедического кабинета, картотека оборудования, учебных и наглядных пособий, находящихся в логопедическом кабинете.

12. Копии отчетов о проделанной за учебный год работе.

 

Журнал учета посещаемости логопедических занятий учащимися представляет собой обычный классный журнал установленного образца, подписанный следующим образом:

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: