ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА
по направлению 030300. 62 Психология
Квалификация (степень) выпускника бакалавр
Утверждено на заседании кафедры психологической помощи Протокол № ____ от ______ 201 г. Зав. кафедрой _________________ Е.П. Кораблина |
Санкт-Петербург
2011 г.
Учебная практика Производственная практика
(указывается полное конкретизированное наименование практики)
Семестр: 8
Количество недель: 3
Количество кредитов:5
1. Цель и ожидаемые результаты производственной практики:
- формирование у студентов компетенций, а именно способности и готовности к:
- реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1);
- отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций (ПК-2);
|
|
- описанию структуры деятельности профессионала в рамках
определённой сферы (психологического портрета профессионала) (ПК-3);
- психологической диагностике уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6);
- прогнозированию изменений и динамики уровня развития и
функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы,
самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента,
функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при
психических отклонениях (ПК-7);
- ассистированию деятельности магистра или специалиста-психолога при
осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью
оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в
различных сферах жизнедеятельности (ПК-8).
- применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9);
- реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционирования людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-13);
- выбору магистерских образовательных программ в различных областях психологии и социальной работы (ПК-14).
|
|
- преподаванию психологии как общеобразовательной дисциплины в средних учебных заведениях (ПК-15);
- использованию дидактических приёмов при реализации стандартных
коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-18);
анализу форм взаимодействия в трудовых коллективах (ПК-21);
- проведению работ с кадровым составом с целью отбора кадров и создания психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса (ПК-22);
- реализации интерактивных методов, психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников и охрану здоровья индивидов и групп (ПК-23).
Для достижения поставленной цели необходимо, чтобы студенты
Знали:
- методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики с позиций существующих в отечественной и зарубежной науке подходов;
- основные подходы к описанию природы психических феноменов, их структуры и методов исследования;
- основные направления и перспективы развития междисциплинарных знаний в области методологии и методов психологической помощи; основы права и научной организации труда
Умели:
· учитывать разностороннюю информацию для принятия обоснованного решения о целесообразности использования тех или иных методов группового и индивидуального психологического консультирования
· проявлять свои компетенции в области межличностного взаимодействия и навыки эффективного общения с другими людьми
· анализировать психологические теории возникновения и развития психики в процессе эволюции; прогнозировать изменения и динамику уровня развития и функционирования различных составляющих психики в норме и при психических отклонениях
Владели:
· базовыми навыками психологического консультирования
· методами и приемами психолого-педагогической коррекции
2.1. Содержание инвариантных заданий на производственную практику в соотношении с формами отчетности и формируемыми компетенциями:
№ п/п | Формулировка задания | Форма отчетности | Формируемые компетенции |
1. | Ознакомление с базами практики, изучение организации деятельности базовых учреждений | характеристику базового учреждения, в которой должны быть отражены следующие факторы: особенности материально-технического оснащения базового учреждения; перечень нормативно-правовых документов, на основании которых действует психологическая служба учреждения; направления и формы работы сотрудников психологической службы | ПК-3,21,22,23 |
2. | Нормативно-правовые документы, по которым работают государственные образовательные учреждения средние образовательные школы (ГОУ СОШ), государственные дошкольные образовательные учреждения (ГДОУ) и центры психолого-педагогического и медицинского сопровождения (ППМС-центры) | изучить нормативно-правовые документы (Положение о психологической службе учреждения, должностную инструкцию психолога, Международную конвенцию о правах ребенка); выявить в каждом их указанных документов формы и методы реализации личностно-ориентированного подхода к детям и подросткам – воспитанникам базовых учреждений; в письменном виде представить анализ нормативно-правовых документов с точки зрения их целей и задач. | ПК-3,21,22,23 |
3. | Технологии осуществления психологической помощи в общеобразовательных и специализированных учреждениях | Письменный отчет о направлениях практической работы психолога в учреждении по оказанию психологической помощи (консультативной, диагностической, коррекционной, профилактической); тематический план проведения собственной практической деятельности в структуре производственной практики на базе данного учреждения | ПК-3,21,22,23 |
4. | Особенности проведения психологической диагностики | описать результаты, полученные в процессе психодиагностики; описать проблемы, которые были выявлены в процессе психодиагностической работы. | ПК-1,2,6,7,8,9,13,18 |
5. | Особенности проведения психологической коррекции | составить и описать психокоррекционную программу | ПК-1,2,6,7,8,9,13,18 |
2. Примерное содержание заданий научно-исследовательской работы, выполняемой в ходе производственной практики:
|
|
№ п/п | Формулировка задания (задачи) по НИРС | Форма отчетности | Формируемые компетенции |
1. | Проведение исследования в соответствии с темой ВКР | Составление программы исследования Проведение исследования Анализ и интерпретация результатов | ПК-2,6,7,9,13,14 |
2. | Написание научной статьи (тезисов) по результатам проведенного исследования | Представление текста статьи (тезисов) Выступление на студенческой научной конференции | ПК-9 |
2.3. Содержание вариативных заданий (задач), выполняемых в ходе производственной практики:
№ п/п | Формулировка задания (задачи) | Форма отчетности | Формируемые компетенции |
1. | Особенности проведения психологического консультирования | в форме индивидуального психологического консультирования провести 2-3 встречи по 30-50 минут для выявления актуальных проблем клиента; по результатам анализа проведенной консультативной работы составить письменный отчет по плану | ПК-1,2,6,7,8,9,13,18 |
2. | Особенности проведения психологической профилактики | провести 5 мероприятий (лекций и семинаров) по теме актуального запроса; составить письменный отчет о проведенных психопрофилактических мероприятиях по плану (об одной лекции и одном семинаре) | ПК-1,2,6,7,8,9,18,15 |
3. Особенности организации практики:
Общее руководство практикой осуществляет отдел производственной практики РГПУ имени А.И.Герцена. Непосредственно организацию и руководство работой студентов и контроль на практике обеспечивают групповые руководители из числа преподавателей кафедры психологической помощи, а также специалисты базовых учреждений.
|
|
На период практики студенты подразделяются на группы по 6-8 человек. Права и обязанности всех участников производственной практики конкретизированы Положением о порядке проведения практики студентов.
По окончании практики, в установленный срок, студенты сдают на проверку отчетную документацию. По результатам практики определяется дифференцированная оценка.
Функциональные обязанности руководителя практики
1. Организация взаимодействия с базовыми учреждениями, на территории которых планируется осуществляется производственной практики студентов.
2. Проведение установочной конференции для студентов, с участием преподавателей кафедры психологической помощи, отвечающих за проведение практики. На конференции определяются:
· цели и задачи практики;
· базовые учреждения;
· сроки практики;
· требования к соблюдению студентами правил учебной трудовой дисциплины (присутствие на базах практики в течение всего времени, определенного объемом задач производственной практики; посещение учебных консультаций кураторов на базе);
· требования к соблюдению этических принципов практической работы психолога;
· требования к оформлению отчетной документации.
3. Курирование студентов по текущим вопросам производственной практики в форме индивидуальных и групповых консультаций.
4. Итоговая аттестация студентов на основании предоставленной ими отчетной документации.
5. Проведение заключительной конференции для студентов, с участием преподавателей кафедры психологической помощи. На конференции обсуждаются результаты и подводятся итоги прошедшей производственной практики.