Самостоятельная работа №10

Выполнение упражнений на закрепление орфограмм и пунктограмм; редактирование текста с точки зрения орфографической и пунктуационной грамотности.

Цель:

- закрепить знания орфографических и пунктуационных правил;

- освоить навыки редактирования текста.

ЗАДАНИЕ 1

Расставьте знаки препинания и укажите грамматическую ос­нову в предложениях.

1) Старческая слабость не позор.

2) Пламя костра освещало безотрадную мёртвую снежную равнину.

3) Китайская фанза вне всякого сомнения оригинальная по­стройка.

4) От стыда и обиды Петя стал красным как рак.

5) Позади дома тянулся старый поросший сорной травой сад.

ЗАДАНИЕ 2

Спишите, вставьте пропущенные буквы, выпишите из текста предложения:

1) с однородными и неоднородными определениями;

2) с обособленными и уточняющими обстоятельствами;

3) сложноподчиненные предложения.

Объясните постановку знаков препинания в каждом случае.

Семи лет Андрейка уже во всём помогал деду. Вставали они рано часа в три утра. Андрейка торопливо плескал себе в лицо холодной водой выт...рался подолом рубашки торопливо крестился на ту часть неба где г...рела утрен...яя з...ря и перев...рая читал (0,о)тче наш и (С,с)вят свят две молитвы которые он только и знал.

И на море и дома дед заст...влял Андрейку делать всё (на)р...вне с собою править парусами грести ч...нить соб...рать спускать тянуть сети об...рать рыбу. И Андрейка всё делал надры­ваясь от (не)посильной работы. За малейший промах (не)досмотр дед жестоко наказывал Андрейку. Стоило мальчику на море (не)верно пол...жить руль или (не)(во)время подобрать парус как дед подымался и тут(же) (не)говоря (не,ни)слова бе...пощадно сёк мальчика просмолён...ой верёвкой от которой (не,ни)когда (не)заж...вали рубцы. У Андрейки было худенькое заг…релое лич...ко и сам он весь был маленький и худенький.

Жизнь у него проходила однообразно кругом было только море небо степь да берег. Берег был голый обн...жён...ый с размытыми устьями оврагов с песча...ыми косами и отмелями. Но всё это од­нообразное пустын...ое пространство для Андрейки было населе...о и оживл…о.

По степи посвист...вая бегали или как столбики стояли у своих нор суслики в воздухе мелькая по и...сохшей траве плавали коршуны ястребы по курганам угрюмо чернели степные орлы. Над песча...ым берегом носились крикливые белые чайки подб...рая выброшен...ую из сетей рыбу иногда чуть (не)выхватывая её из рук рыбаков весною и осенью стоял несм...лка...мый гам и шум от бе...числен...ой пере­лётной птицы.

Но более всего было населе…о море. Тут стадами ходили стер­ляди осетры в песке кишели м...р...ады водя...ых вшей ползали кра­бы. В конце июля море нач...нало цвести и по ночам светит...ся. Этот стран...ый колеблющийся то в...пыхива...щий то уг...са...щий (голубовато)зелёный свет казался Андрейке таинствен...о свя­зан...ым со всеми покойниками и утоплен...иками которые нашли могилу в море.

Дед Агафон был молчалив и угрюм но когда речь заходила об обитателях моря морщины у него ра...глаж...вались серые глаза добродушно смотрели (из)под нави...ших бровей и он был готов ра...сказывать по целым суткам.

(По А. Серафимовичу)

Методические рекомендации.

1. Повторите орфографические правила правописания безударных корней в слове, правописание суффиксов прилагательных и причастий.

2. Повторите правила постановки знаков препинания при обособлениях разного типа, в сложных предложениях.

Рекомендуемая литература.

1.. http://www.gramma.ru

 

Самостоятельная работа «Функциональные стили языка»№11

 

Тема №8 «Текст. Стили речи»

Цель: научиться различать разновидности книжных стилей, а также отличие разговорного стиля от книжных стилей.

Ход работы.

Задание 1.Заполните таблицу «Функциональные стили языка»

 

Признак стиля

Разговорный

Книжный

художественный научный публицистический официально-деловой
Условия общения (с кем, в какой обстановке)          
Задачи речи          
Отличительные черты          
Используемые языковые средства          
Жанры          

 

Задание 2. Определите, к какому функциональному стилю речи относится каждый из фрагментов текстов. Назовите средства, характерные для каждого стиля.

 

1. Педагогика – совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение. Педагогикой называется также учебный курс, который преподается в педагогических институтах и других учебных заведениях по профилированным программам. Педагогика включает проблемы учебно-воспитательной, культурно-просветительной, агитационно-пропагандистской работы со взрослыми…

       Воспитание изучают и другие науки: социология рассматривает воспитание как функцию общества и государства; психология – как условие духовного развития личности. Педагогика исследует закономерности процесса воспитания, его структуру и механизмы, разрабатывает теорию и методику организации учебно-воспитательного процесса, его содержание, принципы, организационные формы, методы и приемы

 

2. С благодарностью подтверждаем получение Вашего письма с приложенными каталогами и сообщаем, что этот информационный материал мы направили на рассмотрение нашим заказчикам.

       В случае проявления ими интереса к изделиям Вашей фирмы мы Вам сообщим об этом дополнительно

 

3. Но каким же образом уловить тайну личности поэта в его творениях? Что можно делать для этого при изучении произведений его?

       Изучить поэта, значит не только ознакомиться, через усиленное и повторяемое чтение, с его произведениями, но перечувствовать, пережить их. Всякий истинный поэт, на какой бы ступени художественного достоинства не стоял, а тем более всякий великий поэт никогда и ничего не выдумывает, но облекает в живые формы общечеловеческое. И потому, в созданиях поэта, люди, восхищающиеся ими, всегда находят что-то давно знакомое им,

что-то свое собственное, что они сами чувствовали или только смутно и неопределенно предощущали или о чем мыслили, но чему не могли дать ясного образа, чему не могли найти слова и что, следовательно, поэт умеет только выразить. Чем выше поэт, то есть чем общечеловечественнее содержание его поэзии, тем проще его создание, так что читатель удивляется, как ему самому не вошло в голову создать что-нибудь подобное: ведь это так просто и легко!

 

4. Петербург 13 августа, понедельник.

        Милый мой голубчик Анечка, получил твое милое письмо, и очень мне грустно было читать, как детишки заплакали, когда я уехал. Милые голубчики! Скажи им сейчас же, что папа их помнит, целует и в Петербург зовет. Обнимаю и целую беспрерывно и благословляю. Я, Аня, все нездоров: нервы очень раздражены, а в голове как туман, все точно кружится. Никогда еще даже после самых сильных припадков не бывало со мной такого состояния. Очень тяжело… Точно сон и дремота и меня все разбудить не могут. Отдохнуть бы надо хоть недельки две от работы и заботы беспрерывной – вот что

 

Задание 3. Какие функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение) можно выделить в первом и третьем текстах (задание №1).

 

Методические рекомендации.

 

1. Приступая к выполнению задания, внимательно прочитайте справочный материал.

 

 

В зависимости от целей и задач, которые ставятся и решаются в процессе общения, происходит отбор различных языковых средств. В результате создаются разновидности единого литературного языка, называемые функциональными стилями. Термин функциональный стиль подчеркивает, что разновидности литературного языка выделяются на основе той функции (роли), которую выполняет язык в каждом конкретном случае.

Обычно различают следующие функциональные стили: научный, официально-деловой, публицистический, разговорно-обиходный.

Стили литературного языка прежде всего сопоставляются на основе анализа их лексического состава, т.к. именно в лексике заметнее всего проявляется различие между ними.

Основные черты научного стиля:

· активное использование специальной и терминологической лексики;

· преобладание абстрактной лексики над конкретной;

· отсутствие разговорной и просторечной лексики;

· неупотребительность слов с эмоционально-экспрессивной оценочной окраской.

Характерные черты официально-делового стиля:

· сжатость, компактность изложения;

· стандартность расположения материала;

· широкое использование терминов, номенклатурных наименований;

· почти полное отсутствие эмоционально-экспрессивных речевых средств;

· слабая индивидуализация стиля.

Основные признаки публицистического стиля:

· употребление стандартных, клишированных средств языка;

· активное использование экспрессивных, выразительных, эмоциональных речевых средств, создание тропов и стилистических фигур, применение логико-композиционных форм и приемов (заголовки, чередование повествования, описания и рассуждения, введение разных типов чужой речи и т.п.);

· широкое разнообразие употребляемой лексики и фразеологии: общественно-политическая лексика, различные термины (экономические, политические, военные, спортивные, литературы и искусства);

· совмещение слов, относимых, с одной стороны, к высокой, книжной лексике, с другой – к разговорной, сниженной, просторечной, даже жаргонной лексике;

· экономия языковых средств, лаконичность и популярность изложения при большой информативной насыщенности.

Характерные черты разговорного стиля:

· использование сниженных разговорных языковых средств: разговорно-бытовая лексика, фразеологизмы;

· употребление просторечной, эмоционально окрашенной лексики; 

· широкое использование неполных предложений.

2. Прочитайте дополнительную литературу по указанной теме для определения особенностей каждого функционально стиля.

Рекомендуемая литература.

1. Лекант П.А. Русский язык и культура речи. - М.: Дрофа, 2011, п.46.

2. Козей В.О. За страницами учебника. – Мн.: УП «ИВЦ Минфина», 2007, стр.43-50

3. Самсонов Н.Б. Русский язык и культура речи. – М.: Издательство Оникс, 2011, п.7-9

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: