Методические рекомендации для студентов по освоению дисциплины

Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

Темы, выносимые на самост. изучение Задания для работы Контроль
Дошкольный период: недостаточная обучаемость 1. Проанализировав литературу.(Ч.Венар психопатология развития детского и подросткового возраста) Определите концепции недостаточной обучаемости. 2. Выделите сопутствующие проблемы. 3.Определите: какова распространенность и гендерные различия? 4.Определите: Какова этиология проблемы? 5.Определите: возможности коррекционных мероприятий проблемы? Реферирование.
Среднее детство: тревожные расстройства 1.Дайте: Определение и характеристику тревожных расстройств. 2.Определите: Этиологию тревожных расстройств. 3. Проанализируйте взаимосвязь между страхами и тревожными расстройствами. 4. Опишите обссесивно-компульсивные расстройства дошкольников. 5. Определите суть посттравматического стресса в дошкольном возрасте. Собеседование
Расстройства поведения в дошкольном возрасте 1. Типология расстройств поведения (в виде таблицы). 2. Определите: этиологию поведенческих расстройств 3. Опишите возможности психотерапевтических техник в коррекции расстройств поведения. Собеседование
Детская шизофрения Вопросы для подготовки: 1. Определение детской шизофрении. 2. Характеристика детской шизофрении.  3. Этиология проблемы: - генетические факторы - дисфункция центральной нервной системы - дисфункция автономной нервной системы - нейропсихологическая дисфункция - внутриличностный контекст 4. Межличностный контекст6 семейные отношения. 5. Возможности вмешательства психотерапевтов в решение проблемы. Коллоквиум

 

Учебно-методические и иные дидактические материалы по освоению дисциплины

Лабораторное занятие № 1 – 2 - 3

Цель: знакомство с проективными рисуночными тестами в клинической психологии.

Оборудование и материалы: стандартный белый лист А4, твердо-мягкий простой карандаш, ластик. Рисунки детей для анализа и разбора.

1. Общая характеристика рисуночных тестов и техника их проведения.

2. Рисунок человека.

2.1 Возрастные особенности.

2.2 Когнитивные проблемы.

2.3 Эмоциональные особенности.

2.4 Сфера общения.

2.5. Сфера социальных отношений.

2.6. Сексуальная сфера.

2.7. Признаки возможной психической патологии.

3.Рисунок несуществующего животного.

3.1 Типология несуществующих животных.

3.2. Эмоциональные особенности.

3.3 Сфера общения.

3.4. Агрессивность.

3.5. Реакция на эмоциональную нагрузку.

3.6. Признаки возможной психической патологии.

3.7. Комплексный анализ рисунков несуществующих животных.

4. Рисунок семьи.

4.1 Иерархические отношения.

4.2 Семейные роли.

4.3. Внутрисемейные отношения.

4.4 Конфликтные отношения в семье.

4.5. Агрессия в семейных отношениях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бернс Р,С., Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи. – М., 2000.

2. Болдырева С.А. Рисунки детей дошкольного возраста, больных шизофренией. - М.,1974.

3. Бук Дж. Тест «дом, дерево, человек» (ДДЧ) // Проективная психология. М.,2000.

4. ВенгерА.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство / А.Л. Венгер, - М.: Владос –Пресс, 2006.

5. Маховер К. Проективный рисунок человека. М., 1996.

6. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога.: Учеб. пособие: В 2 кн. - М.: Владос, 1999. – Кн. 1 С.292-297. Кн. 2 С.125-144.

7. Романова Е.С, Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М., 2000.

8. Хоментаускас Г.Т. Методика «Рисунок семьи» // Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1987.

 

Лабораторное занятие № 4 -5.

Цель: психологическое обследование ребенка в возрасте 1.5 до 4-х лет.

Оборудование и материалы: Программа психологического обследования ребенка от 1.5 до 4 лет.

Задание

Используя данный учебник:

1. Провести психологическое обследование ребенка, подобрав соответствующие методики (без логопедического обследования).

2. Дать психологическое заключение по итогам исследования.

3. Оформить данные исследования в виде психологического профиля.

Литература

1. Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика: Учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб. завед. – М.: Академия, 2000.С. 149-154.

 

Лабораторное занятие № 6-7.

Цель: психологическое обследование детей раннего и дошкольного возраста

Оборудование и материалы: Программа психологического изучения ребенка раннего и дошкольного возраста.

Диагностика особенностей познавательной сферы детей проводится в форме обучающего эксперимента. Задания позволяют выявить уровень сформированности знаний и умений. Анализ заданий позволит оценить характер деятельности ребенка, особенности развития психической деятельности детей (внимание, речь, восприятие, память, мышление), оценить работоспособность ребенка.

При проведении обследования необходимо учитывать:

1. Интерес ребенка к заданию.

2. Особенности эмоционального отношения к процессу деятельности и результату.

3. Стремление продолжать работу.

4. Запас знаний об окружающим мире.

5. Способность к организации целесообразного поведения.

6. Степень полноты понимания и принятия задания.

7. Способность оценивать правильность выполнения задания.

8. Возможность совместной деятельности ребенка и взрослого.

9. Особенности словесной регуляции.

10. Степень самостоятельности действий и оказанной помощи.

Для проведения исследования необходимо подготовить стимульный материал в соответствии с программой.

Литература

1. Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика: Учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб. завед. – М.: Академия, 2000. С. 155-174.

Задание

Используя данный учебник:

1. Провести диагностическое обследование ребенка. По одному из направлений: исследование мышления (С 156-161), исследование восприятия (С. 161-164), исследование памяти (С. 165).

2. Дать психологическое заключение по итогам исследования.

3. Оформить данные исследования в виде психологического профиля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: