Семинар № 5. (2 часа) Расстройства тревожного типа

Тематика семинарских занятий по Клинической психологии

Семинар № 1. (2часа) Патопсихологические исследования детей

Цель: познакомить студентов с теоретическими основами патодиагностической работы с детьми

При изучении рекомендованной литературы и подготовке к семинару следует обратить особое внимание на следующие вопросы:

1. Задачи патопсихологического обследования.

2. Что включает в себя этап подготовки к обследованию?

3. В чем выражается тесный контакт с врачом?

4. Как оформляются результаты обследования? Каковы правила хранения результатов обследования?

5. Что является итогом патопсихологического обследования? 

План:

1.Общие закономерности психических заболеваний у детей.

2. Основные направления патопсихологического изучения детей.

3. Оценка микросоциального фактора и его влияния на психическое развитие ребенка.

4. Рекомендации по патопсихологическому изучению детей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика: Учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб. завед. – М.: Академия, 2000. С. 97-149

2. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями. М.: Образование плюс, 2006

3. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А. Добровольская и др.; Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная. – М.: Академия, 2005.С. 20-36, 36-126

4. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. М.: Педагогическое общество России,2000.

Семинар № 2. (2 часа) Риск ненадежной привязанности и оппозиционно-вызывающие расстройства

Цель: Дать характеристику нормального развития ребенка. Познакомить с онтогенезом нервной системы и головного мозга. Познакомится с риском ненадежной привязанностью как фактором риска возникновения психических расстройств. Познакомить с оппозиционно-вызывающим поведением от очаговой оппозиции до генерализированных характерологических расстройств.

В ходе подготовки к семинару выделить:

1. Общие факторы риска возникновения психологических расстройств.

2. Рассмотреть возрастные особенности развития и возникновения расстройств.

3. Составить сравнительную таблицу нормального и анормального развития ребенка

4. Подготовить иллюстративный материал, с указанием зон поражения головного мозга.

План:

1. Нормальное психомоторное развитие ребенка.

2. Онтогенез нервной системы и развитие важнейших функциональных систем мозга.

2.1 Большие полушария головного мозга.

2.2 Основные принципы строения мозга.

2.3 Межполушарная асимметрия мозга.

3. Паттерны привязанности.

4. Ненадежная психопатологическая привязанность

4.1 Общие факторы риска

4.2. Риск возникновения специфических расстройств.

4.3. Ненадежная привязанность и психопатология

5. Оппозиционно-вызывающие расстройства

5.1. Определение и характеристики

5.2 Внутриличностный контекст

5.3 Межличностный контекст.

ЛИТЕРАТУРА

1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М.: Международная педагогичесая академия, 1994. С. 17-31

2. Бадалян Л.О. Невропапология: Учебник для студ. дефектологических фак. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003. С.218-225.

3. Венар Ч., Кериг П. Психопатология развития детского и подросткового возраста / Под ред. А. Алексеева. – СПб.: Прайм – Еврознак, 2004. С. 102-109.

4. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960

5. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии – М: Академия, 2009

6. Психология развития: учебник для студ. высш. психол. Учеб. заведений / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко и др.; / Под ред. Т.Д. Марцинковской. М.: Академия, 2007. С. 160-170, 259-285

7. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. / Под ред. С.Ю. Циркина – СПб.: Питер, 1999.

Семинар № 3. (2 часа) Основные неврологические синдромы. Энурез.

Цел ь: Дать понятие об основных неврологических синдромах. Дать определение, характеристику и этиологию проблемы энуреза.

При подготовке к семинару обратить внимание:

1. На разные подходы при определении этиологии расстройства.

2. Рассмотреть возможные вмешательства в исследуемую проблему с точки зрения разных концептуальных подходов.

3. Выделить факторы риска в возникновении проблемы энуреза.

4. Составить таблицу синдромов двигательных нарушений; нарушений чувствительности; нарушений высших корковых функций.

План:

1. Основные неврологические синдромы

1.1 Понятие и симптоме и синдроме.

1.2 Синдромы двигательных нарушений.

1.3. Синдромы нарушений чувствительности и функций органов чувств.

1.4 Синдромы поражения вегетативной нервной системы.

1.5 Синдромы нарушений высших корковых функций.

2. Определение и характеристики энуреза

3. Этиология энуреза

ЛИТЕРАТУРА

1. Бадалян Л.О. Невропапология: Учебник для студ. дефектологических фак. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003. С.169-214..

2. Венар Ч., Кериг П. Психопатология развития детского и подросткового возраста / Под ред. А. Алексеева. – СПб.: Прайм – Еврознак, 2004. С. 114-119.

3. Психология развития: учебник для студ. высш. психол. Учеб. заведений / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко и др.; / Под ред. Т.Д. Марцинковской. М.: Академия, 2007. С. 212-223, 223- 248.

4. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. / Под ред. С.Ю. Циркина – СПб.: Питер, 1999

Семинар № 4. (2 часа) Расстройства депрессивного типа

Цель: Дать характеристику расстройств депрессивного типа.

При подготовке к семинару обратить внимание:

1. Выделить различия в развитии депрессивных симптомов и оформить в виде таблицы.

2. Выделить факторы риска в развитии депрессивных расстройств.

3. Рассмотреть концептуальные подходы вмешательства в депрессивные расстройства (фармакотератия, психодинамическая терапия, когнитивно-поведенческая тератия, семейная терапия). Сравнить подходы и представить в виде таблицы

4. Выделить факторы риска детского суицида.

5. Рассмотреть профилактические мероприятия по предотвращению детского суицида. 

План:

1. Расстройства депрессивного спектра.

2. Детский суицид.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гаранян Н.Г. Структура перфекционизма у пациентов с депрессивными и тревожными расстройствами. / Н.Г. Гаранян, Т.Ю. Балашова. // психологический журнал. – 2009. - № 6. – С.93-102

2. Венар Ч., Кериг П. Психопатология развития детского и подросткового возраста / Под ред. А. Алексеева. – СПб.: Прайм – Еврознак, 2004. С. 138-160.

3. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. / Под ред. С.Ю. Циркина – СПб.: Питер, 1999

Семинар № 5. (2 часа) Расстройства тревожного типа

Цель: Дать характеристику расстройствам тревожного типа.

При подготовке к семинару обратить внимание:

1. Проанализировать основные подходы к теории тревожных расстройств: психоаналитическая и поведенческая. Дать сравнительную характеристику.

2. Выделить предрасполагающие факторы и факторы, поддерживающие или усиливающие тревогу.

3. Представить иерархическую модель детских страхов, с учетом возраста ребенка

4. Дать характеристики обсессивно-компульсивным расстройствам.

5. Охарактеризовать возможности вмешательства при посттравматических расстройствах детей.

6. Составить таблицу типологических поведенческих расстройств с учетом возрастного развития.

План:

1. Тревожные расстройства: определение и характеристики.

2. Фобии: определение и характеристики.

3. Обсессивно-компульсивные расстройства.

4. Посттравматические стрессовые расстройства.

5. Расстройства поведения и развитие антисоциального поведения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Астапов В.М. Тревога как сопутствующий фактор синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей./ А.М. Астапов, Т.В. Дробышева, В.В. Викторова. // психологический журнал. – 2007. -№ 6.-С.91-101.

2. Венар Ч., Кериг П. Психопатология развития детского и подросткового возраста / Под ред. А. Алексеева. – СПб.: Прайм – Еврознак, 2004. С. 160-177, 178-220.

3. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. / Под ред. С.Ю. Циркина – СПб.: Питер, 1999

  


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: