Тематика семинарских занятий по Клинической психологии
Семинар № 1. (2часа) Патопсихологические исследования детей
Цель: познакомить студентов с теоретическими основами патодиагностической работы с детьми
При изучении рекомендованной литературы и подготовке к семинару следует обратить особое внимание на следующие вопросы:
1. Задачи патопсихологического обследования.
2. Что включает в себя этап подготовки к обследованию?
3. В чем выражается тесный контакт с врачом?
4. Как оформляются результаты обследования? Каковы правила хранения результатов обследования?
5. Что является итогом патопсихологического обследования?
План:
1.Общие закономерности психических заболеваний у детей.
2. Основные направления патопсихологического изучения детей.
3. Оценка микросоциального фактора и его влияния на психическое развитие ребенка.
4. Рекомендации по патопсихологическому изучению детей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика: Учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб. завед. – М.: Академия, 2000. С. 97-149
|
|
2. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями. М.: Образование плюс, 2006
3. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А. Добровольская и др.; Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная. – М.: Академия, 2005.С. 20-36, 36-126
4. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. М.: Педагогическое общество России,2000.
Семинар № 2. (2 часа) Риск ненадежной привязанности и оппозиционно-вызывающие расстройства
Цель: Дать характеристику нормального развития ребенка. Познакомить с онтогенезом нервной системы и головного мозга. Познакомится с риском ненадежной привязанностью как фактором риска возникновения психических расстройств. Познакомить с оппозиционно-вызывающим поведением от очаговой оппозиции до генерализированных характерологических расстройств.
В ходе подготовки к семинару выделить:
1. Общие факторы риска возникновения психологических расстройств.
2. Рассмотреть возрастные особенности развития и возникновения расстройств.
3. Составить сравнительную таблицу нормального и анормального развития ребенка
4. Подготовить иллюстративный материал, с указанием зон поражения головного мозга.
План:
1. Нормальное психомоторное развитие ребенка.
2. Онтогенез нервной системы и развитие важнейших функциональных систем мозга.
2.1 Большие полушария головного мозга.
2.2 Основные принципы строения мозга.
2.3 Межполушарная асимметрия мозга.
3. Паттерны привязанности.
4. Ненадежная психопатологическая привязанность
|
|
4.1 Общие факторы риска
4.2. Риск возникновения специфических расстройств.
4.3. Ненадежная привязанность и психопатология
5. Оппозиционно-вызывающие расстройства
5.1. Определение и характеристики
5.2 Внутриличностный контекст
5.3 Межличностный контекст.
ЛИТЕРАТУРА
1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М.: Международная педагогичесая академия, 1994. С. 17-31
2. Бадалян Л.О. Невропапология: Учебник для студ. дефектологических фак. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003. С.218-225.
3. Венар Ч., Кериг П. Психопатология развития детского и подросткового возраста / Под ред. А. Алексеева. – СПб.: Прайм – Еврознак, 2004. С. 102-109.
4. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960
5. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии – М: Академия, 2009
6. Психология развития: учебник для студ. высш. психол. Учеб. заведений / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко и др.; / Под ред. Т.Д. Марцинковской. М.: Академия, 2007. С. 160-170, 259-285
7. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. / Под ред. С.Ю. Циркина – СПб.: Питер, 1999.
Семинар № 3. (2 часа) Основные неврологические синдромы. Энурез.
Цел ь: Дать понятие об основных неврологических синдромах. Дать определение, характеристику и этиологию проблемы энуреза.
При подготовке к семинару обратить внимание:
1. На разные подходы при определении этиологии расстройства.
2. Рассмотреть возможные вмешательства в исследуемую проблему с точки зрения разных концептуальных подходов.
3. Выделить факторы риска в возникновении проблемы энуреза.
4. Составить таблицу синдромов двигательных нарушений; нарушений чувствительности; нарушений высших корковых функций.
План:
1. Основные неврологические синдромы
1.1 Понятие и симптоме и синдроме.
1.2 Синдромы двигательных нарушений.
1.3. Синдромы нарушений чувствительности и функций органов чувств.
1.4 Синдромы поражения вегетативной нервной системы.
1.5 Синдромы нарушений высших корковых функций.
2. Определение и характеристики энуреза
3. Этиология энуреза
ЛИТЕРАТУРА
1. Бадалян Л.О. Невропапология: Учебник для студ. дефектологических фак. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003. С.169-214..
2. Венар Ч., Кериг П. Психопатология развития детского и подросткового возраста / Под ред. А. Алексеева. – СПб.: Прайм – Еврознак, 2004. С. 114-119.
3. Психология развития: учебник для студ. высш. психол. Учеб. заведений / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко и др.; / Под ред. Т.Д. Марцинковской. М.: Академия, 2007. С. 212-223, 223- 248.
4. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. / Под ред. С.Ю. Циркина – СПб.: Питер, 1999
Семинар № 4. (2 часа) Расстройства депрессивного типа
Цель: Дать характеристику расстройств депрессивного типа.
При подготовке к семинару обратить внимание:
1. Выделить различия в развитии депрессивных симптомов и оформить в виде таблицы.
2. Выделить факторы риска в развитии депрессивных расстройств.
3. Рассмотреть концептуальные подходы вмешательства в депрессивные расстройства (фармакотератия, психодинамическая терапия, когнитивно-поведенческая тератия, семейная терапия). Сравнить подходы и представить в виде таблицы
4. Выделить факторы риска детского суицида.
5. Рассмотреть профилактические мероприятия по предотвращению детского суицида.
План:
1. Расстройства депрессивного спектра.
2. Детский суицид.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гаранян Н.Г. Структура перфекционизма у пациентов с депрессивными и тревожными расстройствами. / Н.Г. Гаранян, Т.Ю. Балашова. // психологический журнал. – 2009. - № 6. – С.93-102
2. Венар Ч., Кериг П. Психопатология развития детского и подросткового возраста / Под ред. А. Алексеева. – СПб.: Прайм – Еврознак, 2004. С. 138-160.
|
|
3. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. / Под ред. С.Ю. Циркина – СПб.: Питер, 1999
Семинар № 5. (2 часа) Расстройства тревожного типа
Цель: Дать характеристику расстройствам тревожного типа.
При подготовке к семинару обратить внимание:
1. Проанализировать основные подходы к теории тревожных расстройств: психоаналитическая и поведенческая. Дать сравнительную характеристику.
2. Выделить предрасполагающие факторы и факторы, поддерживающие или усиливающие тревогу.
3. Представить иерархическую модель детских страхов, с учетом возраста ребенка
4. Дать характеристики обсессивно-компульсивным расстройствам.
5. Охарактеризовать возможности вмешательства при посттравматических расстройствах детей.
6. Составить таблицу типологических поведенческих расстройств с учетом возрастного развития.
План:
1. Тревожные расстройства: определение и характеристики.
2. Фобии: определение и характеристики.
3. Обсессивно-компульсивные расстройства.
4. Посттравматические стрессовые расстройства.
5. Расстройства поведения и развитие антисоциального поведения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Астапов В.М. Тревога как сопутствующий фактор синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей./ А.М. Астапов, Т.В. Дробышева, В.В. Викторова. // психологический журнал. – 2007. -№ 6.-С.91-101.
2. Венар Ч., Кериг П. Психопатология развития детского и подросткового возраста / Под ред. А. Алексеева. – СПб.: Прайм – Еврознак, 2004. С. 160-177, 178-220.
3. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. / Под ред. С.Ю. Циркина – СПб.: Питер, 1999