Примерный перечень заданий для самостоятельной работы

КСР №1. Методология клинико-психологического исследования.

Проанализировав литературу представленную в качестве основной, дать ответы на следующие вопросы:

1. Для чего проводится клинико-психологическое исследование?

2. Что включает в себя клинико-психологическая диагностика?

3. Какие методы клинико-психологического исследования вы знаете? Дать им краткую характеристику.

4. Каковы особенности проведения клинико-психологического интервью?

5. Чем определяется выбор методик для экспериментально-психологического исследования?

6. Что такое психологический статус?

7. Сколько этапов выделяют в клинико-психологическом исследовании?

ЛИТЕРАТУРА

1. Зейгарник Б.В. Принципы построения патопсихологического эксперимента // Патопсихология: Хрестоматия / Сост. Н.Л. Белопольская. М.: Когнито –Центр, 2000.

2. Клиническая психология / Под ред. М.Перре, У.Баумана. – СПб.: Питер, 2002.

3. Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика: Учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб. завед. – М.: Академия, 2000. С. 24-43.

4. Репина Н.В., Воронцов Д.В. и др. Основы клинической психологии / Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. С. 71-85.

5. Николаева В.В., Соколова Е.Т. Рекомендации к составлению психологических заключений // Патопсихология: Хрестоматия / Сост. Н.Л. Белопольская. М.: Когнито –Центр, 2000.

КСР № 2. Практическое применение нейропсихологии.

Проанализировав литературу представленную в качестве основной, дать ответы на следующие вопросы.

1. При каких условиях возможно спонтанное восстановление высших психических функций?

2. Охарактеризуйте психофизиологические принципы восстановительного обучения.

3. Какие задачи педагога-психолога могут быть решены с помощью нейропсихологии?

4. Что дает нейропсихологический подход в диагностике ребенка?

5. Обоснуйте возможности нейропсихологии при подготовке рекомендаций для воспитателей или учителей.

6.Какие высшие психические функции наиболее часто оказываются недостаточно сформированы у детей?

7.В чем проявляется несформированность левой височной области?

8. Перечислите симптомы дефицитарности подкорковых структур мозга у детей

ЛИТЕРАТУРА

1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста/ Под ред. Л.С. Цветковой. Москва – Воронеж, 2001.

2. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960.

3. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Академия, 2006.

4. Репина Н.В., Воронцов Д.В. и др. Основы клинической психологии / Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. С. 308-339.

5. Хомская Е.Д. Нейропсихология. – СПб.: Питер, 2005.

 

КСР № 3 — 4. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии.

Самостоятельно изучить книгу: Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями. М.: Образование плюс, 2006 и выполнить следующие задания:

1. Законспектировать основные задачи диагностического комплекса.

2. К системе заданий по психологическому обследованию подобрать стимульный материал.

3. Заполнить сводный протокол на воображаемого ребенка.

4. Построить профиль психического развития ребенка. Дать рекомендации.

Примерная тематика рефератов

1. Мозговые механизмы высших психических функций.

2. Межполушарная асимметрия головного мозга и межполушарное взаимодействие.

3. Сенсорные и гностические нарушения работы отдельных мозговых систем и функций поведения, характерные для раннего и дошкольного возраста.

4. Психосоматические расстройства детей раннего и дошкольного возраста.

5. Основные этапы и факторы возникновения психических расстройств у детей раннего и дошкольного возраста.

6. Фазы развития психологических нарушений. Пре- и перинатальная фаза, фаза первичной социализации, фаза непосредственно перед возникновением расстройства (продромальная), дебют, фаза после возникновения расстройства. Основные психические заболевания, характерные для каждой фазы.

7. Психосоматические расстройства периода новорожденности и младенчества, раннего детства и дошкольного возраста.

8. Общие закономерности психических заболеваний у детей.

9. Основные направления патопсихологического изучения детей.

10. Расстройства депрессивного типа у детей раннего и дошкольного возраста.

11. Расстройства тревожного типа у детей раннего и дошкольного возраста.

12. Нейропсихологическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста.

13. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте.

14. Обзор психотерапевтических направлений для работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Вопросы к экзамену

1. Предмет клинической психологии. История возникновения клинической психологии.

2.Задачи и разделы современной клинической психологии.

3. Связь клинической психологии с медицинскими науками: психиатрия, психопатология, неврология, психофармакология, психофизиология, физиология ВНД. Связь клинической психологии с валеопсихологией и психогигиеной. Клиническая психология и специальная психология и педагогика.

4. Основные аспекты деятельности клинического психолога: диагностический, коррекционный и профилактический.

5. Участие клинического психолога в терапевтических и реабилитационных мероприятиях. Первичная, вторичная и третичная профилактика.

6. Категория нормы в клинической психологии. Функциональная норма, социальная норма, индивидуальная норма, статистическая норма.

7. Основные содержания нормы. Понятие «патология» в медицине и клинической психологии.

8. Психические расстройства. Базовые критерии психического расстройства.

9. ВОЗ – и общее определение здоровья. Критерии психического здоровья (ВОЗ).      10. Определение болезни. Конструкт болезни. Две модели болезни: биомедицинская и биопсихосоциальная.

11. Проблема разграничения психологических феноменов и психопатологических симптомов.

12. Основные этапы и факторы возникновения психических и поведенческих расстройств.      13. Фазы развития психологических нарушений. Пре- и перинатальная фаза, фаза первичной социализации, фаза непосредственно перед возникновением расстройства (продромальная), дебют, фаза после возникновения расстройства.

14. Факторы, влияющие на возникновения психических расстройств: генетические, биохимические, нейрофизиологические, психофизиологические, личностные, социально-психологические, социологические.                                     

15. Психосоматические расстройства периода новорожденности и младенчества.

16. Общие закономерности психических заболеваний у детей.

17. Основные направления патопсихологического изучения детей.

18. Онтогенез нервной системы и развитие важнейших функциональных систем мозга.

19. Большие полушария головного мозга.

20. Основные принципы строения мозга.

21. Межполушарная асимметрия мозга.

22. Паттерны привязанности. Ненадежная психопатологическая привязанность.

23. Оппозиционно-вызывающие расстройства.

24.Основные неврологические синдромы.

25. Определение и характеристики энуреза.

26 Основные направления патопсихологического изучения детей.

27. Расстройства тревожного типа.

28. Основные психодиагностические методики, используемые в клинической практике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: