Порядок исчисления и экономическое значение таможенных пошлин и сборов

 

Одним из видов таможенных платежей является таможенная пошлина, уплачиваемая при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу ТС, - при ввозе товаров на таможенную территорию либо вывозе товаров с таможенной территории. [1,ст.70]

Таможенная пошлина - обязательный взнос (платеж), взимаемый таможенными органами страны при ввозе или вывозе товара на ее таможенную территорию и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

Субъектом (налогоплательщиком) является декларант. Это лицо, заявляющее от собственного имени для таможенного оформления, перемещаемые через таможенную границу товары и транспортные средства.

Декларантом может быть: лицо, непосредственно перемещающее товары, или таможенный брокер.

Объектом налога (таможенной пошлины) являются товары, транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу ТС.

Основную часть таможенных пошлин практически во всех странах мира, в том числе и в России, составляют импортные (ввозные) пошлины. Импортные пошлины предназначены для решения следующих задач:[8.с.43]

· защиты национальных производителей от неблагоприятного воздействия нежелательной иностранной конкуренции, а также обеспечение условий для эффективной интеграции российской Федерации в мировую экономику;

· оптимизация соотношения между экспортом и импортом с позиций требований платежного и торгового балансов страны;

· рационализация структуры ввозимых на таможенную территорию товаров;

· создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров;

Ввозные пошлины представляют собой разницу между более высокими издержками производителей соответствующих товаров и относительно низкими мировыми ценами, определяемыми издержками основных производителей таких товаров, поставляющих их на мировой рынок и обладающих устойчивыми конкурентными преимуществами в области производства этих товаров, что позволяет производить их с более низкими издержками.

Ставки ввозной таможенной пошлины содержатся в Едином таможенном тарифе таможенного союза, если иное не предусмотрено международными договорами государств – членов таможенного союза.

Ставки ввозных таможенных пошлин применяются дифференцированно в зависимости от страны происхождения товара. Если товар происходит из страны, с которой действует режим наибольшего благоприятствования, применяются ставки, в установленном Правительством РФ размере согласно таможенному тарифу размере и называется базовой.

Для товаров, произведенных в наименее развитых странах, устанавливается нулевая ставка ввозной таможенной пошлины, при условии, что они вошли в перечень товаров, на которые распространяются преференции. Для товаров, произведенных в развивающихся странах, устанавливается ставка ввозной пошлины, равная 75 % от базовой ставки. Льготная ставка действует только для товаров, вошедших в перечень товаров, на которые распространяются преференции для развивающихся и наименее развитых стран. Тарифные преференции в виде освобождения от уплаты пошлины в отношении товаров из стран, образующих вместе с РФ зону свободной торговли или таможенный союз, при выполнении правил прямой отгрузки и непосредственной закупки.[7,c.72]

Большинство развивающихся стран входят в список стран, для которых в торгово-политическом отношении установлен режим наиболее благоприятствуемой нации, поэтому при отсутствии сертификата формы "А" и при условии, что страна происхождения определена на основании других методов и документов, таможенная пошлина исчисляется по базовой ставке.

Информация о стране происхождения товаров может содержаться в различных документах: в сертификате происхождения; в документах по маркировке груза; в коммерческом счете; во внешнеторговой документации и т.д.

Ставки ввозных таможенных пошлин удваиваются, если страной происхождения товара является страна, в торгово-политических отношениях с которой не применяется режим наибольшего благоприятствования (далее-РНБ).

Ставки таможенных пошлин подразделяются на следующие виды:[1]

· адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;

· специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров;

· комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения.

Начисление, уплата и взимание пошлины на товар производится в соответствии с Таможенным кодексом ТС.

Налоговой базой для целей исчисления таможенных платежей принимаются таможенная стоимость и их количество либо только количество товаров. В соответствии с п.1 ст.76 Таможенного кодекса таможенные пошлины, налоги исчисляются декларантом или иными лицами, ответственными за уплату таможенных пошлин. В соответствии с п.3 ст.76 ТК ТС исчисление подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов производится в валюте государства - члена таможенного союза.

При исчислении сумм таможенных пошлин, взимаемых по специфическим ставкам, установленным в евро за единицу физического количества, или по комбинированным ставкам (со специфической составляющей в евро за килограмм массы товара), в качестве основы исчисления таможенных платежей используется масса товара - это упаковка, которая неотделима от товара до его употребления и в которой товар представляется для розничной продажи.

При формировании таможенных пошлин необходимо учитывать их экономическую природу и выполняемые ими функции. Для определения размера пошлин по любому товару (или группе товаров) необходимо определить национальные и интернациональные издержки и цены товара на внешнем и внутреннем рынках. Практически для расчета пошлин могут быть использованы национальные и мировые цены. Пошлины определяются на основе разницы между мировыми и национальными ценами или в соответствии с этими разницами. Эти пошлины выполняют стабилизирующую функцию, выравнивая условия конкуренции для товаров импортных и отечественного производства и не создавая преимуществ для тех или других.

Ввозные пошлины могут быть установлены выше разницы между национальными и мировыми ценами. В этом случае пошлины будут выполнять протекционистскую функцию, и ограничивать допуск на отечественный рынок импортных товаров, а при высоком уровне пошлинного барьера - практически запрещать этот ввоз.

Наконец, ввозные пошлины могут быть установлены ниже разницы между национальными и мировыми ценами. Такие пошлины создают более широкие возможности для импорта товаров и их можно рассматривать как стимулирующие в определенных пределах импорт товаров.

Ввозные пошлины оказывают влияние на уровень и динамику национальных цен. Широко распространено мнение, что уровень пошлин оказывает прямое влияние на уровень национальных цен, что между ними существует прямая пропорциональная зависимость: снижение пошлин приводит к снижению внутренних цен, а повышение их - к росту цен.

На самом деле между таможенными ввозными пошлинами и ценами существуют весьма сложные связи и количественные зависимости.

Таким образом, ввозные пошлины являются тем элементом, который служит базой для расчета косвенных налогов, например НДС, и других элементов цены. Эти элементы цены изменяются, как правило, прямо пропорционально изменению ставок ввозных пошлин. Но под влиянием спроса и предложения пропорции между изменением пошлин и изменением этих элементов цены могут быть нарушены: при благоприятном для продавцов соотношении между спросом и предложением рост цен может опередить рост ставок пошлин и прочих элементов цены, базой, для расчета которой являются пошлины; при превышении предложения над спросом рост внутренних цен может быть минимальным и не обеспечить зависящих от пошлин элементов цены пропорционально росту пошлин. Следовательно, зависимость между изменением пошлин и внутренних цен, несомненно, существует, но она не всегда принимает форму прямой пропорциональности.

Ввозные пошлины влияют на объемы импорта и национального производства, на баланс спроса и предложения. Это влияние зависит от ряда факторов и принимает сложные формы, что может быть обусловлено спецификой производства и реализации товаров.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: