Счета бухгалтерского учета и их назначение

При помощи баланса в организации имеются данные о состоянии средств и источников их образования на определенную дату. Для руководства организацией необходимо иметь данные о движении и изменениях хозяйственных средств и их источников под влиянием хозяйственных операций. С этой целью в организации ведутся счета бухгалтерского учета.

Основной принцип учета на счетах состоит в том, что на каждую группу или вид средств или источников средств открывается счет, в который записывают первоначальный остаток данной группы средств и все дальнейшие изменения, т.е. увеличение или уменьшение, вызываемое хозяйственными операциями.

На счетах учитываются не только средства, но и источники средств, а также хозяйственные процессы.

Например: процесс производства учитывается на счете «Основное производство», процесс реализации – на счете «Реализация».

На этих счетах остаток средств показывается в обезличенной форме, т.к. процесс еще не закончился. Для удобства записи и подсчетов все таблицы счетов делятся на 2 части: одна – для записи увеличения, другая – для записи уменьшения.

Счета ведутся в особых таблицах, которые помещаются на свободных листах, карточках, книгах, а при автоматизации учета – в машинограммах.

Таблицы счетов имеют колонки для записи даты, номера операции, содержания операции, суммы и других необходимых сведений.

Левая часть счета называется дебет, а правая – кредит. Это – технические термины для обозначения характера отражаемых на счетах изменений средств и источников средств под влиянием хозяйственных операций.

Учет при помощи счетов дает возможность иметь полные сведения о наличии и движении средств организации и источников их образования, а также вывести их остаток на любой момент.

Счета бухгалтерского учета являются способом группировки текущего учета и контроля имущества организации по составу и размещению и по источникам их образования, а также основой составления баланса.

 

Учебная схема счета

Дебет                            «Касса»                 Кредит                                                                                                          

Остаток на 01.05. 100 000 Поступило с расчетного счета 500 000 Остаток на 01.06. 50 000 Выдана заработная плата 550 000

 

33. План счетов бухгалтерского учета.
Счета бух.уч. открываются на основе единого плана счетов.План счетов(ПС)-систематизированный перечень счетов бух.уч с указ. их наименований и номеров, определ. построение всей системы бух.уч орг-ций независимо от формы собственности и орг-ых форм функц-ния.ПС-научно обоснованный,системат-ный перечень синтетических счетов и субсчетов.В ПС указ.полное наимен.счёта и цифровой номер,код(исп. 2-х значные номера нач. с 01 по 99).Эта с-ма нумерации устан. серию порядковых номеров для гр. однородных счетов, объед. в отд. разделы лана.В каждом разделе имеются свободные номера на случай доп. введения счетов. Нумер.субсчетов однозначная, а забалансовых-3-х значная. С 01.01.2004 переведенывсе пердпр. На новый ПС.В «инстпукции по примен. ПС»даётся краткая хар-ка каждого счёта и его корреспонденция с др.счетами.Всего:61синтетич.сч.балансовых и 14 забалансовых(не ведётся 2-ая запись)
8 разделов:
-внеобор.активы
-пр-ые запасы
-затраты на пр-во
-гот.прод.и товары
-ден.ср-ва
-расчёты
-источ.собств.ср-в
-фин.рез.

34. Порядок проведения и оформления инвентаризации.
Приказом руко-ля орг-ции созд-ся инвентариз. комиссия (не <3чел с обяз. участием бухг-ра), опр-ся место инв-ии и сроки её проведения.Инв-ция проводится по каждому месту хранения в присутствии мат- ответств. лица.Все матер. ценности пересч-ся, перемери-ся, взвеш-ся и запис-ся в инвентариз-ую опись по наимен-ям, видам, сортам, номенклат. номерам:ко-во,цена сумма.Мат. ответств. лицу запрещ-ся заполнять инвент. опись.Он даёт первонач. расписку о том,что все док. сданы им в бу-рию и расписку после инв-ии о том,что все ценности проверены комиссией в его присутствии. внесены в опись и претензий к инвент. комиссии нет. Затем бухг-р сравнивает фактич остатки средств с учётными отатками, числящимися в бу-рии.По тем видам средств, по кот есть расхожд-я (недостача, излишки), составл-ся сличительная ведомость. Инвент. опись, слич. ведомость, объяснительная записка мат ответств лица, выводы и предложения инв комиссии о причинах недостач и излишков предъявл-ся рук-лю организации для принятия оконч. решения об отражении в БУ недостач в пределах норм естетств. убыли, сверх норм естеств. убыли, излишков. Только после письм. решения рук-ля бухг-р имеет право сост-ть необх. бухг. проводки.

 

46. Выявление и учет результатов инвентаризации.
З-н РБ «О БУ и отчётности» №42-3 рег-ет порядок отражения в БУвыявл-х рез-в инв.
Принципы отражения:1.Выявл-е излишки ТМЦ и ден средств отраж-ся в Дт соотв-х счетов и в Кт 92-1 «Внереал. д-ды и р-ды». 2.Недостачи отраж-ся по Дт активного счёта 94 «н-чи и потери от порчи ц-тей» и по Кт соотв-х счетов. 2.1 Впределах норм ест. убыли не-чи относятся с Кт счёта 94 на себестоимость (н-р, Дт сч. 20).2.2.Н-чи сверх норм ест. убыли с Кт 94 отно-ся на виновных лиц в Дт сч73 «Р-ты с персоналом по прочим операциям» субсчёт 2 «Р-ты по возм мат ущерба» по учётным ценам. На разницу м/д уч и рын ценами делается дополн. проводка: Дт 73 Кт 98 «Д. будущих периодов».2.3. Если не-ча произ-ла по причине,не зави-й от физ лиц, а также в случае отказа судом во взыскании с вин-х лиц, то она спис-ся с Кт 94 в Дт 92. Дебет. зад-сть,по кот истекли сроки давности и судом отказано во взы-нии, спис-ся также на фин рез-т или на сч 63 «рез-вы по сомнит долгам». Возм-ние мат ущ-ба вино-ми лицами отраж-ся в учёте след обр:
внесением в кассу нали-х денег Дт50 Кт 73-2.
удержанием из з/п Дт70 Кт73-2.

 

 

29. Бухгалтерский баланс, его сущность и особенности.
Бух. б. - способ отражения стоимости хоз. средств и источников их формирования предп, позволяющий на опр. дату получить о них обобщенную информацию в денежной оценке. Виды БУХ. Б.:По источникам:1)Инвентарный(на основе данных инвент-ии)2)Книжный(на основе данных Главной книги)3)Актуарный(на основе стат. данных)По срокам:1)Вступительный(после регистрации устава фирмы и внесения в уставный фонд активов)2) Промежуточный(на заданный отрезок времени) 3)Ликвидационный(при ликвидации фирмы ликвид. комиссией) 4)Разделительный(в момент разделения крупного предп на более мелкие или при выделении отдельных стр-ных единиц)5)Объединительный(при объединении или слиянии одной или нескольких стр-ных единиц)По объему:1)Самостоятельный(Предприятия, обладающего правами юр. лица2)Отдельный(Хоз. субъекта, функционирующего в составе юр. лиц4)Сводный(Составляемый управл. органом на основе самостоятельных б-ов юр. лиц, подчиняющихся ему в админ. порядке5)Консолид-ый(Фин. группы, объединяющий полностью самостоятельные б-сы дочерних фирм6)Ед-ыйПо полноте:1)Баланс - нетто (Б, из которого исключены регулирующие статьи)2)Баланс - брутто (Б, включающий в себя регулирующие статьи)По формату:1)Двусторонний(Актив - слева,пассив – справа или наоборот) 2)Односторонний (Актив - сверху, пассив под активом или наоборот)3)Разделенный(По центру указывается название статей, а слева и справа от них числовые значения актива и пассива)4)Сводный(Слева приводятся названия статей, а справа,в двух колонках, перечисляются суммы, относящиеся к активу (первая колонка) и пассиву (вторая колонка)5) Шахматный (Матрица, по строкам которой перечисляются статьи актива, а по столбцам - статьи пассива или наоборот)Поформе:1)Вертикальный:АКТИВЫ-ОБЯЗАТЕЛ-ВА=КАП2)Горизонтальный:АКТИВЫ=КАПИТАЛ+ОБЯЗ-В
По реформированию:1)Реформированный(Прибыль, полученная за данный отчетный период, уже распределена и в балансе отдельной статьей не показывается2)Недеформированный(Прибыль, полученная за данный отчетный период, еще не распределена и показывается в балансе отдельной статьей)
По содержанию:1)Пробный(Опись дебетовых и кредитовых оборотов по счетам)2)Оборотный(Опись дебетовых и кредитовых оборотов и сальдо по счетам)3)Сальдовый(Опись сальдо по счетам) По времени:1)Провизорный (Составляется в конце месяца с использованием прогнозных данных)2)Перспективный(На будущие периоды, показатели которого исчисляются с использованием статистических методов)3)Директивный(Показывает оптимальную стр-ру испол-ния ресурсов фирмы)По видам: Статистический(Формируется на основе моментальных показателей, рассчитанных на опр дату2)Динамический(Отражает данные об им-ве предп и источниках его формирования не только по моментальным пок-лям, но и в виде интервальных пок-лей.

 

 

20. Калькуляция, как способ группировки затрат и определения стоимости отдельных видов объектов учета.
К.-способ оценки объекта учёта, при кот-ом его ст-ть определяется путём обобщения всех сумм средств, затраченных на создание или приобретение этого объекта. Объектом К. явл-ся продукт пр-ва, технол. фаза, стадия опр. степени готовности пр-ции, а также работы и услуги. На основании К. определяется себест-ть не только всей партии заготовленных материалов, но и ед-цы каждого вида этих материалов. Себест-ть пр-тов, услуг и работ – стоимостная оценка, исп-мых в процессе про-ва прир. ресурсов, сырья, мат-ла, электроэн., осн. ср-в, труд. ресурсов, а также др. затрат на их про-во и реализацию.
Виды К.:
1.нормативная(проектная)-расчёт на начало отч.п. затрат на ед-цу выпускаемой пр-ции с учетом действующих норм в постстатейном разрезе.
2.плановая-расчет себест-ть каждого изд. пр-ций по кальк-ным ст. затрат, кот. орг-ция планирует произвести к концу отч.п. с учётом реал-ции, запланированных техн. мероприятий.
3.отчётная–исчисляется на основе данных учета и хар-ся факт. ур. затрат(факт. себест-ть), отражает общую сумму затрат.

 

























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: