Императорские форумы

Когда при Юлии Цезаре территория Римского Форума оказалась тесновата для активизировавшейся общественной жизни римлян, император решил отстроить дополнительные форумы. Первым из них стал форум имени самого Цезаря, возведенный в 40-х гг. н.э. Впоследствии были воздвигнуты еще четыре форума.

Форум Цезаря являл собой классический пример монументальной архитектуры периода империи. Форум украшала арочная галерея с двойным рядом колонн, ведущая к храму Венеры, от которой, как считалось, происходил род Цезарей.

Три полукруглых яруса Траянских базаров служили римлянам центральным рынком. У базаров было и другое важное практическое назначение: они играли роль опоры для холма Квиринал, который к моменту сооружения базаров начал неуклонно оседать.

Форум Траяна, в начале 2-го века н.э. потрясавший своим великолепием и изяществом, - самый молодой из Императорских форумов, возведенных в 107-113 гг. н.э. Сооруженный по проекту Аполлодоро ди Дамаско, 300-метровый форум шириной 185 метров, вмещал многие шедевры древнеримской архитектуры. Особенно славилась красотой базилика Ульпиа, о ее потолке, выстланном платинами чистого золота, ходили легенды. Почти все оставшееся от построек форума сегодня оказалось погребено под улицей Вия деи Фори Империали (Императорских форумов). Но и то немногое, что дожило до наших дней, изумляет своей красотой. "Визиткой" форума является 38-метровая колонна Траяна, возведенная в 113 году н.э. в честь побед императора над даками. Вся поверхность колонны по спирали покрыта рельефами (общей протяженностью около 200 м), на которых высечены эпизоды славных побед Траяна. На вершине колонны когда-то находилась статуя Траяна, утраченная в средние века. В 17 веке на пустующее место водрузили статую Святого Петра.

 

Колизей.

Самое значительное зрелищное сооружение Древнего Рима — это амфитеатр Флавиев, он же Колизей (75—82 гг. н. э.), построенный поблизости республиканского Форума.

 Колизей был одним из крупнейших амфитеатров своей эпохи. До этого времени достоверно неизвестно, какое из зданий Рима было доминантным с объемно-пространственной точки зрения. Колизей же приобрел статус общегородской доминанты. Когда строительство Колизея было завершено и верхний ярус построен, то он стал возвышаться даже над холмами Рима. При строительстве акцент делался на то, чтобы удобно разместить в нем порядка 50 000 зрителей. Мощные стены Колизея (высота 48,5 м) разделены на четыре яруса сплошными аркадами, которые в нижнем этаже служили для входа и выхода. В плане Колизей представляет эллипс (156 X 188 м); центр его композиции — ныне разрушенная арена той же формы. Эллипс наиболее полно отвечал требованиям динамики развертывающихся зрелищ — гладиаторских боев. Он давал возможность максимально активизировать зрителя, приблизить места привилегированной публики к арене; спускающиеся воронкой места разделялись согласно общественному рангу зрителей. Пространство под ярусами использовано под сводчатые галереи-фойе и лестницы.

Наружные стены Колизея, выложенные из серого травертина, были прежде облицованы цветным мрамором. Три его нижних яруса оформлены сквозными арками и полуколоннами: в первом ярусе тосканскими, во втором — ионическими, в третьем — коринфскими. Четвертый ярус в виде мощной каменной стены, стягивающей сплошным поясом объем здания, завершает его и тем усиливает выражение сдерживаемой силы. Членящие стену пилястры коринфского ордера не нарушают монолит здания.

 

 

Термы Каракаллы.

Начали строиться в 212 г. и были закончены в 217 г., через год после самого Каракаллы. Термы — общественные бани — предназначались не только для мытья, но и для занятий физическими упражнениями, отдыха, развлечений. Они были настоящими центрами общественной жизни. Римляне посещали термы ежедневно.

Термы Каракаллы занимали почти квадратный участок площадью 11 га. Они вмещали 1600 человек. Главное здание было со всех сторон окружено парком с аллеями и цветниками, в котором также находился стадий для гимнастических состязаний с трибунами для зрителей. По периметру участка располагались вспомогательные помещения; в одних стояли резервуары с водой, другие использовались под библиотеки, залы для занятий музыкой и, возможно, палестры. В главном здании площадью 2700 кв. м и высотой около 30 м по центральной оси располагались горячая баня — кальдарий, теплая баня — тепидарий, холодная баня — фригидарий, плавательный бассейн. По сторонам строго симметрично размещались по одному с каждой стороны горячая баня типа турецкой — лаконик, зал для спортивной борьбы и упражнений — палестра, помещение для раздевания — аподитерий. Поражает удивительное техническое совершенство терм. Вода, поступавшая из водопровода, отстаивалась в огромной цистерне, стоявшей в глубине двора. Под главным зданием находились подземные печи, горячий воздух шел от них по трубам, проложенным в полах и стенах, и согревал воду в бассейнах. Канализационная система позволяла в очень короткий срок поменять воду в любом бассейне.

 

Термы Каракаллы являлись выдающимся памятником римской архитектуры. Залы главного здания отличались исключительным разнообразием форм, сводчатых перекрытий; они были богато украшены мозаиками, мрамором, позолотой, статуями. В ряде помещений главного здания сохранились фрагменты мозаик, украшавших полы и стены.

 

Помпеи.

Восстановленные улицы Помпеи помогли представить регулярную планировку города. Прямые улицы были вымощены вулканической породой. Обширные, роскошно отделанные постройки с внутренними дворами и садами соседствовали со скромными домиками в два-три этажа, разделенными на тесные помещения. В Помпеях был водопровод, фонтаны и три общественные бани, не только выполнявшие гигиенические функции, но и служившие местом проведения досуга и общения.

Более всего помпеяне любили зрелищные увеселения. В городе имелся просторный амфитеатр для гладиаторских боев, два театра: большой и малый. Они оба были построены по принципу планировки древнегреческих театров, в которых ряды каменных скамей подковообразно располагались на естественном склоне холма.

Большой театр был великолепен. Просторные подмостки сцены позволяли устанавливать пышные декорации. Предметом гордости театра был огромный навес, защищавший зрителей от летнего зноя.

Главный форум Помпеи представлял собой большую прямоугольную площадь, обнесенную двухэтажной колоннадой. Сюда допускался только пеший люд: путь колесницам и повозкам преграждали три вертикально поставленные каменные глыбы. Толпы горожан еженедельно приходили на форум торговать, решать городские дела, обмениваться свежими новостями и сплетнями. Форум был местом проведения религиозных обрядов и праздничных шествий, музыкальных и театральных представлений. Здесь находились святилище Исиды, храмы Аполлона и Юпитера.

Здания, соседствующие с форумом, возводились из мрамора — белого каррарского или различных пестрых разновидностей. Кроме того, были найдены остатки сооружений, выполненных из кирпича, дерева, обожженной глины, белого известняка и штукатурки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: