Тема: Рубежный контроль № 1

 Предмет, задачи, методы. Общая нозология. Этиология и патогенез. Роль реактивности и наследственности в патологии. Общая патология клетки.  Общие реакции организма на повреждение.

2. Цель:

  • оценить знания студентов по пройденным темам аудиторной и внеаудиторной работы

3. Задачи контроля:

  • закрепить знания по пройденному материалу
  • закрепить навыки планирования и выполнения патофизиологического эксперимента
  • развивать умение выражать мысли в устной и письменной форме

4. Вопросы контроля знаний студентов:

1. Предмет патологической физиологии. Место и значение патофизиологии в системе    

высшего медицинского образования, ее связь с другими науками. Основные задачи    

патологической физиологии.

2. Методы патологической физиологии. Общие принципы построения медико-   

биологических экспериментов. Значение экспериментального метода, преимущества и   

недостатки моделирования патологических процессов на животных в изучении   

болезней человека. Морально-этические аспекты работы с лабораторными   

   животными.

3. Основные понятия общей нозологии: здоровье, болезнь, предболезнь, патологическая  

реакция, патологический процесс, патологическое состояние.

4. Болезнь как диалектическое единство повреждения и защитно-приспособительных реакций организма («полом» и «физиологическая мера» по И.П.Павлову). Критерии болезни.

5. Основные принципы классификации болезней.

6. Стадии болезни, их характеристика.

7. Смерть как исход заболевания. Виды смерти. Стадии умирания, характеристика. Патофизиологические основы реанимации. Постреанимационная болезнь, понятие, основные механизмы развития.

8. Этиология, определение понятия. Роль причины и условий в возникновении болезней. Этиотропный принцип профилактики и лечения болезней.

9. Классификация этиологических факторов и их характеристика. Роль факторов внешней среды и особенностей организма в возникновении болезней. Экологические аспекты общей этиологии.

10. Психогенные патогенные факторы. Понятие об иатрогенных болезнях. Значение социальных факторов в сохранении здоровья и возникновении болезней человека. Роль социальных факторов в патологии детского возраста и снижении детской смертности

11. Патогенез, определение. Повреждение как начальное звено патогенеза. Уровни повреждения. Причинно-следственные отношения в патогенезе. Ведущее звено патогенеза, «порочные круги», понятие, примеры.

12. Патофизиология внутриутробного развития: классификация, этиология, общие закономерности развития патологических процессов во внутриутробном периоде.

13. Действие на организм пониженного барометрического давления. Высотная болезнь,   

основные проявления, патогенез

14. Реактивность и резистентность организма, определение понятий. Формы ответной реакции организма на раздражитель.

15. Виды реактивности и их характеристика. Факторы, определяющие реактивность (наследственность, конституция, возраст, пол, состояние нервной, эндокринной систем и др.).

16. Конституция, определение понятия. Классификация конституциональных типов по Сиго, Кречмеру Э., Павлову И.П., Черноруцкому М.В., Богомольцу А.А. Значение конституции организма в реактивности. Диатезы, понятие. Виды диатезов и их характеристика

17. Роль возраста в реактивности. Особенности реактивности детского и старческого возраста.

18. Роль пола в реактивности. Особенности реактивности мужского и женского организма.

19. Направленное изменение реактивности организма как важнейшее средство профилактики и терапии болезней.

20. Наследственные и врожденные болезни, причины. Классификация форм наследственной патологии.

21.  Общие механизмы возникновения наследственной патологии. Теории патогенеза наследственных заболеваний Бидла-Татума и Жакоба-Мано-Львова.

22. Принципы диагностики, профилактики и терапии наследственных болезней.

23. Повреждение клетки, определение. Причины, вызывающие повреждение клетки.    Факторы, определяющие резистентность клетки к повреждению.

24.  Виды повреждения клетки, характеристика. Стадии острого и хронического повреждения клеток.

25. Виды гибели клетки. Некроз и апоптоз, механизмы развития.

26. Специфические и неспецифические (ионный дисбаланс, уменьшение энергообеспечения, изменение рН, мембранного потенциала, сорбционной способности) проявления повреждения клетки, механизмы развития.

27. Патогенез повреждения мембран клеток (активация ПОЛ, фосфолипаз и других гидролаз, осмотическое и иммунное повреждение).

28. Последствия повреждения цитоплазматической мембраны и мембран субклеточных структур.

29. Компенсаторные механизмы в клетке при повреждении.

30. Патогенетическое обоснование профилактических и лечебных мероприятий, повышающих устойчивость клеток к действию патогенных факторов и стимулирующих восстановительные процессы в поврежденных клетках

31. Общие реакции на повреждение, понятие, примеры.

32. Ответ «острой фазы», причины, медиаторы и их эффекты. Белки «острой фазы», их функции. Значение ответа «острой фазы» для организма. Понятие о синдроме системного воспалительного ответа. 

33. Активация протеолитических систем плазмы крови. Роль калликреин-кининовой системы и системы комплемента.

34. Общий адаптационный синдром (стресс), причины, стадии, механизмы развития. Защитно-приспособительное и патогенное значение стресса. Понятие о болезнях адаптации.

35. Шок. Классификация по этиологии и патогенезу. Травматический шок, причины, стадии, изменения гемодинамики и микроциркуляции.

36. Кома, виды, механизмы развития.

37. Коллапс: причины, факторы риска, виды, патогенез, нарушение функций организма, патофизиологические принципы профилактики и терапии


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: