Методические рекомендации

 к практическому занятию № 5

Специальность: 5В130100 «Общая медицина»

1. Тема: Общие реакции организма на повреждение

2. Цель занятия:

Усвоить этиологию, патогенез, значение для организма общих реакций на повреждение

3. Задачи обучения:

· изучить этиологию, патогенез, защитно-приспособительное и патогенное значение ответа «острой фазы» и стресса

· изучить виды и механизмы развития шока

· создать гумаральную модель травматического шока

4. Основные вопросы темы:

1. Общие реакции на повреждение, понятие, примеры.

2. Ответ «острой фазы», причины, медиаторы и их эффекты. Белки «острой фазы», их функции. Значение ответа «острой фазы» для организма. Понятие о синдроме системного воспалительного ответа. 

3. Активация протеолитических систем плазмы крови. Роль калликреин-кининовой системы и системы комплемента.

4. Общий адаптационный синдром (стресс), причины, стадии, механизмы развития. Защитно-приспособительное и патогенное значение стресса. Понятие о болезнях адаптации.

5. Шок. Классификация по этиологии и патогенезу. Травматический шок, причины, стадии, изменения гемодинамики и микроциркуляции.

6. Кома, виды, механизмы развития.

7. Коллапс: причины, факторы риска, виды, патогенез, нарушение функций организма, патофизиологические принципы профилактики и терапии

Методы обучения и преподавания

Дискуссия, демонстрация

Опыт № 1. Гуморальная модель травматического шока

Ход опыта: Кролика фиксируют к вивисекционному столу. Отпрепаравывают сонную артерию и яремную вену под новокаиновой анестезией. Сонную артерию соединяют с ртутным манометром и регистрируют артериальное давление. Одновременно подсчитывают число дыхательных движений. Записав исходные данные, в веку кролика вводят 40% р-р подогретого до 370С пептона из расчета 0,4 г сухого вещества на 1 кг веса животного. После этого наблюдают за изменениями АД и дыхания.

Результаты:

Выводы:

 

6. Литература

Оснавная

1. Патологическая физиология под ред. А.Д.Адо и Л.М.Ишимовой.-М.1980 г.

  –С.46-54, 56-59,62-63

2. Патологическая физиология под ред. А.Д.Адо и В.В.Новицкого. -Томск,1994 г.

–С.28-31,73-82, 440-445.

3. Лекции

 

     Дополнительная

1. В.К.Кулагин Патофизиология травмы и шока Л.ЮБ 1978 г.

2. И.И.Дерябин, О.С.Насонкин –Л, 1987г. Травматическая болезнь

3. Ф.З.Меерсон. Стресс кровообращения –М., 1990г.

4. В.А.Неговский. Очерки по реаниматологии –М.,Медицина,1986г, -С 252

5. В.Ю.Шанин. Клиническая патофизиология. Учебник для медицинских вузов. – Спб:

специальная литература, 1998 г., 569 с.

 

7. Контроль знаний  Тесты. Собеседование по вопросам темы занятия

Тесты

1. Повреждение клеток возникает при действии указанных факторов:

1. словесного раздражителя

2. механических, физических, химических

3. недостатка углеводов

4. избытка углеводов

5. увеличение в крови лейкоцитов

 

2. Повреждение клеток может возникнуть под влиянием следующих факторов:

1. повышение осмотического давления межтканевой жидкости и уменьшения      

содержания воды в клетках

2. уменьшения содержания белковых веществ

3. уменьшения содержания липидов

4. недостатк инертных газов

5. при действии интерферена

 

3. Укажите специфические выражения повреждения клеток:

1. обратимая денатурация белка

2. блокада цитохромоксидазы цианистым калием, разрушение ацетилхолина   

холинэстеразой

3. нарушение проницаемости клеточных мембран

4. нарушение функции мембранных насосов

5. выход ионов калия из клеток

 

Специфические повреждения генетического аппарата клеток вызывают    

следующие факторы:

1. накопление в клетках ионов натрия

2. ионизирующие излучение, накопление в клетках пуриновых оснований, действие    

некоторых антибиотиков

3. активация цитохромоксидаз

4. повышение осмотического давления в клетке

5. понижение осмотического давления в клетке

5. К неспецифическим проявлениям повреждения клеток относятся:

1. коагуляция белков при действии высокой температуры

2. коагуляция белково-липоидных структур при действии низкой температуры

3. развитие паранекроза, усиление сорбционных свойств тканей

4. нарушение функции генетического аппарата

5. нарушение целостности мембраны при действии механического фактора

 

6. К неспецифическим механизмам защиты поврежденных клеток относятся:

1. переключение окисления углеводов на гликолиз, выработка интерферона, гипертрофия     

клеточных органелл

2. развитие ацидоза

3. гипоплазия органелл

4. снижение окислительного фосфорилированнии

5. повышение сорбционной способности тканей

 

7. Показателями повреждения клетки являются:

1. увеличение рН клетки

2. увеличение внутриклеточной концентрации ионов натрия

3. уменьшение рН клетки (ацидоз), снижение мембранного потенциала

4. увеличение внутриклеточной концентрации ионов кальция

5. увеличение внутриклеточной концентрации ионов калия

 

8. Стрессовые реакции это:

1. специфических реакций общего характера

2. совокупность стереотипных ответных реакций организма в ответ на действие   

раздражителей различной природы

3. угнетение защитных механизмов

4. ослабление защитных механизмов

5. совокупность специфических ответных реакций на травму

 

9. При стрессовых реакциях происходит:

1. угнетение кровообращения и дыхания

2. мобилизация энергетических ресурсов, стимуляция иммунологических процессов,   

выброс гормонов коры надпочечников

3. угнетение перистальтики кишечника

4. активация парасимпатической нервной системы, снижение метаболизма

5. гиперфункция щитовидной железы, гипофункция коры надпочечников

 

10. Для эректильной стадии травматического шока характерно:

1. развитие брадикардии

2. возбуждение ЦНС, увеличение ОПС сосудов

3. нарушение кровотока во многих органах с шунтовым сбросом крови, развитием    

гипоксии, декомпенсации кровообращения

4. редкое поверхностное дыхание

5. периодическое дыхание

Методические рекомендации

  к практическому занятию № 6

Специальность: 5В130100 «Общая медицина»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow