Методические рекомендации

  к практическому занятию № 8

Специальность: 5В130100 «Общая медицина»

 1. Тема: Нарушения кислотно- основного состояния

2. Цель занятия:

 - закрепить знания по основным формам нарушений кислотно- основного состояния.

3. Задачи обучения:

 - дать знание принципов определения и показателей нарушений кислотно- основного    

состояния;

 - научить студентов определять патогенетические принципы коррекции нарушений     

кислотно- основного состояния.

4. Основные вопросы темы:

1. Принципы классификации и основные формы нарушений кислотно- основного состояния внутренней среды организма.

2. Принципы определения и показатели компенсированных и некомпенсированных форм нарушений кислотно- основного состояния.

3. Причины, механизмы развития, типичные изменения показателей при газовых ацидозах и алкалозах.

4. Причины, механизмы развития, типичные изменения показателей при негазовых ацидозах и алкалозах.

5. Компенсаторные реакции при газовых ацидозах и алкалозах, при негазовых ацидозах и алкалозах.

6. Расстройства в организме при различных видах ацидозов и алкалозов. Патогенетические принципы устранения расстройств кислотно- основного состояния.

5. Методы обучения и преподавания:

 Дискуссия, выполнение практической работы, решение ситуационных задач.

Опыт №1.  Набухание фибрина в средах с различной концентрацией водородных        

                      ионов.

  В 5 пробирок насыпают по 0,08 г высушенного порошка фибрина, затем в пробирки наливают по 5мл растворов с различной концентрацией водородных ионов (0,1 N и 0,01 N растворы HCI; 0,1 N и 0,01 N растворы KOH и воду (контроль). Наблюдают за набуханием фибрина.

 Результаты:

 Вывод

Опыт № 2. Набухание желатина в средах с различной концентрацией водородных       

                ионов.

В чашки Петри наливают по 10-20 мл растворов с различной реакцией среды

(см.опыт № 1). После чего в каждую чашку помещают пластинки желатина и наблюдают за набуханием.

Результаты:

Вывод

6. Литература:

Основная

1. “Патофизиология” под ред. А.д.Адо и В.В.Новицкого- Томск, 1994. -С 241-245

2. П.Ф.Литвицкий “Патофизиология” Москва “ГЭОТАР- Медиа”, 2008. -С 176-187.

3. Руководство к практическим занятиям по патофизиологии под ред. Лосева Н.И. М., Медицина 1985. -С 66-85

  

Дополнительная

1. Жалко- Титаренко В.Ф. Водно- электролитный обмен и кислотно- основное состояние в норме и при патологии. -Киев: Здоровья, 1989. -198с.  

7. Контроль знаний. Тест- контроль. Собеседование по вопросам темы занятия

Тесты:

1. При газовом ацидозе наблюдаются следующие нарушения:

1. сужение просвета бронхов,нарушение внешнего дыхания

2. снижение осмотического давления крови

3. понижение возбудимости дыхательного центра

4. судороги

5. брадикардия

 

2. При газовом алкалозе наблюдаются следующие нарушения:

1. уменьшение диуреза

2. периодическое дыхание, снижение осмотического давления крови

3. повышение артериального давления

4. декальцинация костей

5. повышение секреции АДГ

 

3. Какие из перечисленных факторов способствуют развитию газового алкалоза:

1. горная болезнь, гипервентиляция

2. нефриты

3. гиповентиляция

4. повышение содержания кислорода во вдыхаемом воздухе

5. гиперпродукция глюкокортикоидов

 

4. Какие из перечисленных факторов могут вызвать негазовый ацидоз:

1. введение в организм большого количества цитрата натрия

2. высокая концентрация СО2 в воздухе

3. введение бикарбоната

4. перегревание

5. кетонемия при сахарном диабете, накопление лактата при недостаточности кровообращения

 

5. Какие компенсаторные механизмы развиваются при негазовом алкалозе:

1. учащение и углубление дыхания

2. выход ионов Са++ из костной ткани

3. торможение канальцевой реабсорбции бикарбоната

4. нейтрализация избытка кислых продуктов бикарбонатами

5. повышение образования мочевины в печени

 

6. Какие компенсаторные механизмы развиваются при негазовом ацидозе:

1. выход из эритроцитов в плазму ионов хлора и вытеснение хлором натрия из бикарбонатов

2. в почках тормозится обратное всасывание бикарбоната

3. усиленное выведение почками кислых продуктов в виде свободных кислот, связывание белковым буфером водородных ионов

4. понижение чувствительности дыхательного центра к СО2

5. задержка угольной кислоты

 

7. При поступлении в стационар у больного наблюдалась следующая клиническая картина: резкие боли в нижней части живота, продолжительные поносы, высокая температура. Был поставлен диагноз: дизентерия. Какая патология кислотно-щелочного равновесия может развиваться у больного:

1. газовый ацидоз

2. негазовый алкалоз

3. негазовый ацидоз

4. газовый алкалоз

5. нормальная величина рН крови

 

8. Укажите нижнюю и верхнюю границы рН, совместимые с жизнью:

1. 6,95-7,34

2. 6,40-7,30

3. 7,80-7,95

4. 6,80-7,80

5. 6,50-7,40

 

9. Почечная регуляция кислотно-основного состояния заключается в:

1. секреции ионов водорода, аммониогенезе, секреции фосфатов при негазовом алкалозе

2. превращении молочной кислоты в гликоген

3. превращении органических кислот в междуточные продукты, не являющиеся кислотами

4. катаболизме низкомолекулярных белков

5. экскреции калия

 

10. Назовите наиболее важные и быстро помогающие механизмы компенсации при негазовом ацидозе:

1. легочный физиологический механизм

2. нейтрализация избытка кислых продуктов внеклеточными жидкостями, почечный физиологический механизм

3. кожный физиологический механизм

4. печеночный физиологический механизм

5. понижение чувствительности дыхательного центра к СО2

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow