double arrow

Тема 7. МЕТОДИКА ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВИССЛЕДОВАНИЙ В ВИДЕ НАУЧНЫХ РАБОТ


Научные результаты и их обнародование

Самой лучшей формой научного результата являет­ся закон или закономерность. Например:

1. Закон Ома - для однородной электрической цеписила тока равна напряжению, деленному на сопротивле­ние цепи.

2. Закон Гесса - тепловой эффект реакции, протека­ющей при постоянном давлении или постоянном объеме,не зависит от пути реакции, а определяется только состо­янием исходных веществ и продуктов реакции.

3. Постулат Глушкова - объем информацииW,не­обходимый для управления производственной системой,квадратично зависит от суммы единиц оборудованияmи количества обслуживающего персонала п этой систе­мы, то есть,W= с (m+ n).

4. Половина товаров рынка России 10 лет тому на­зад не были известны покупателям.

5. Принцип 20/80-20 % людей выпивают 80 % всего пива.

6. Производительность труда любого сотрудника за­висит от его мотивации.

Утверждения (1) и (2) соответствуют всем требо­ваниям научного результата: когда-то они были новымзнанием, их актуальность была безусловной, они много­кратно проверены экспериментально, имеют общий ха­рактер, теоретическую и практическую ценность.




Утверждение (3), взятое из монографии В. М. Глуш­кова «Введение в кибернетику», по форме имеет виднаучного результата, но не отвечает требованию досто­верности, поскольку было выведено интуитивно, безмногократной проверки.

Утверждение (4) является научным результатом, по­лученным экспериментально (путем статистической об­работки данных).

Утверждение (5) выглядит скорее шуткой, чем науч­ным результатом. Однако этот принцип (принцип 20/80)многократно подтверждался в различных экспериментахи имеет практическое значение. Его более точная форму­лировка: в любой организации 20 % факторов обуслов­ливают 80 % эффекта. Например, в любой организацииприблизительно 20 % людей выполняют 80 % всей рабо­ты; 80 % брака приходится на 20 % деталей; в жизни 80 %всех неприятностей вызываются приблизительно 20 %факторов.

Утверждение (6) не может претендовать на научныйрезультат: в нем говорится об общеизвестной тенденции,нет конкретности, а следовательно, и практической цен­ности, термин «мотивация» сам требует разъяснения.

Научные результаты можно разделить на два вида:

1. Теоретико-методологические (для теоретическихисследований), в частности: концепция, гипотеза, клас­сификация, закон, метод;

2. Инструментальные (для прикладных и эмпири­ческих исследований), в частности, способ, технология,методика, алгоритм, вещество + эффект, явление.

Отрицательный результат всегда представляетособую ценность для научного сообщества, поскольку он«экономит» усилия других исследователей. Именно по­этому следует особенно тщательно перепроверять досто­верность отрицательного результата.



Публикации являются важнейшим способомраспространения научных результатов внутри научногосообщества и среди широкой публики. Таким способомавторы объявляют результаты, за научную достовер­ность которых несут ответственность.

Публикации, которые сообщают о новых научныхрезультатах, должны давать полное и исчерпывающееописание результатов и использованных методов, а такжеполный и точный отчет о собственной подготовительнойработе и работе третьей стороны: результаты, которыебыли опубликованы ранее, следует повторять только в тоймере, в какой это необходимо для понимания контекста.

Любые данные, которые подтверждают или ставятпод вопрос представленные результаты, должны бытьтакже обнародованы.

Если несколько ученых вовлечены в научное ис­следование и публикацию как результат этой работы,соавторами могут считаться только те, кто внес значи­тельный вклад в разработку плана исследований или экс­периментов, вычисление, анализ и интерпретацию дан­ных и подготовку рукописи, причем они также должныдать согласие на ее публикацию.

Авторы несут совместную ответственность засодержание публикации; «почетное авторство» не разре­шается.







Сейчас читают про: