Научные результаты и их обнародование
Самой лучшей формой научного результата является закон или закономерность. Например:
1. Закон Ома - для однородной электрической цеписила тока равна напряжению, деленному на сопротивление цепи.
2. Закон Гесса - тепловой эффект реакции, протекающей при постоянном давлении или постоянном объеме,не зависит от пути реакции, а определяется только состоянием исходных веществ и продуктов реакции.
3. Постулат Глушкова - объем информацииW,необходимый для управления производственной системой,квадратично зависит от суммы единиц оборудованияmи количества обслуживающего персонала п этой системы, то есть,W= с (m+ n).
4. Половина товаров рынка России 10 лет тому назад не были известны покупателям.
5. Принцип 20/80-20 % людей выпивают 80 % всего пива.
6. Производительность труда любого сотрудника зависит от его мотивации.
Утверждения (1) и (2) соответствуют всем требованиям научного результата: когда-то они были новымзнанием, их актуальность была безусловной, они многократно проверены экспериментально, имеют общий характер, теоретическую и практическую ценность.
Утверждение (3), взятое из монографии В. М. Глушкова «Введение в кибернетику», по форме имеет виднаучного результата, но не отвечает требованию достоверности, поскольку было выведено интуитивно, безмногократной проверки.
Утверждение (4) является научным результатом, полученным экспериментально (путем статистической обработки данных).
Утверждение (5) выглядит скорее шуткой, чем научным результатом. Однако этот принцип (принцип 20/80)многократно подтверждался в различных экспериментахи имеет практическое значение. Его более точная формулировка: в любой организации 20 % факторов обусловливают 80 % эффекта. Например, в любой организацииприблизительно 20 % людей выполняют 80 % всей работы; 80 % брака приходится на 20 % деталей; в жизни 80 %всех неприятностей вызываются приблизительно 20 %факторов.
Утверждение (6) не может претендовать на научныйрезультат: в нем говорится об общеизвестной тенденции,нет конкретности, а следовательно, и практической ценности, термин «мотивация» сам требует разъяснения.
Научные результаты можно разделить на два вида:
1. Теоретико-методологические (для теоретическихисследований), в частности: концепция, гипотеза, классификация, закон, метод;
2. Инструментальные (для прикладных и эмпирических исследований), в частности, способ, технология,методика, алгоритм, вещество + эффект, явление.
Отрицательный результат всегда представляетособую ценность для научного сообщества, поскольку он«экономит» усилия других исследователей. Именно поэтому следует особенно тщательно перепроверять достоверность отрицательного результата.
Публикации являются важнейшим способомраспространения научных результатов внутри научногосообщества и среди широкой публики. Таким способомавторы объявляют результаты, за научную достоверность которых несут ответственность.
Публикации, которые сообщают о новых научныхрезультатах, должны давать полное и исчерпывающееописание результатов и использованных методов, а такжеполный и точный отчет о собственной подготовительнойработе и работе третьей стороны: результаты, которыебыли опубликованы ранее, следует повторять только в тоймере, в какой это необходимо для понимания контекста.
Любые данные, которые подтверждают или ставятпод вопрос представленные результаты, должны бытьтакже обнародованы.
Если несколько ученых вовлечены в научное исследование и публикацию как результат этой работы,соавторами могут считаться только те, кто внес значительный вклад в разработку плана исследований или экспериментов, вычисление, анализ и интерпретацию данных и подготовку рукописи, причем они также должныдать согласие на ее публикацию.
Авторы несут совместную ответственность засодержание публикации; «почетное авторство» не разрешается.






