Процесс написания и подготовки для издания научной статьи подчиняется формализации. Несмотря намногообразие форм научных письменных отчетов (доклады, краткие сообщения, тезисы выступлений на конференциях, регулярные и обзорные статьи, патенты, специальные популярные представления материала, чистоинформационные выборки и т.д.), процедуру подготовкистатей можно представить в виде общей схемы, включающей ряд последовательный этапов:
1. Появление замысла о публикации материала(формирование идеи публикации).
2. Консультации с возможными соавторами.
3. Принятие решения о публикации.
4. Доклад на научном семинаре.
5. Выбор места (журнала) для публикации.
6. Выбор лидеров подготовки статьи.
7. Написание варианта № 1.
8. Определение списка авторов и их очередности.
9. Чтение всеми лидерами варианта № 1 и подготовка последующих вариантов № 2, 3 и т.д.
10. Выявление принципиальных согласий или несогласий в изложении результатов и их обсуждение.
11. Постепенное уточнение положений статьи.
12. Постепенное снятие вопросов (путем итеративного прохождения через всех лидеров статьи).
13. Подготовка первого корректированного варианта.
14. Знакомство с подготовленным вариантом всехсоавторов, акценты на тех или иных частях публикации(по мере заинтересованности соавторов, предполагаемойих компетентности и ответственности).
15. Дальнейшее устранение вопросов, возникающих у соавторов.
16. Выбор автора (или авторов) для переписки.
17. Составление окончательного варианта с полностью устраненными вопросами.
18. Подготовка рукописи статьи в соответствиис редакционными требованиями.
19. Отправка статьи в редакцию журнала.
20. Знакомство с решением редакции.
21. В случае заключения «отклонить»:
а) оповещение всех лидеров рукописи об ее отклонении;
б) решение о дальнейшей судьбе данного материала.
22. В случае заключения «принять без поправок»:своевременное прочтение корректуры (этап 24).
23. В случае заключения «принять с поправками»:
а) оповещение лидеров статьи о заключении редакции;
б) выработка решения по всем критическим замечаниям:
в) написание нового варианта с учетом поправок;
г) представление новой версии в редакцию журнала.
24. Чтение корректуры и внесение необходимых поправок.
25. Публикация.
Высшая аттестационная комиссия Министерстваобразования и науки Российской Федерации в соответствии с Положением о порядке присуждения ученых степеней, утвержденным Постановлением ПравительстваРоссийской Федерации от 30.01.2002 № 74, Положением о Высшей аттестационной комиссии, утвержденнымПриказом Минобрнауки России от 03.07.2006 № 177, публикует Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованыосновные научные результаты диссертаций на соискание учёной степени доктора и кандидата наук. Переченьсформирован на основе утвержденных критериев, которым должны удовлетворять издания, претендующие навключение в Перечень. Научные периодические издания,удовлетворяющие достаточному условию, текущие номера которых или их переводные версии на иностранномязыке включены в хотя бы одну из систем цитирования(библиографических баз) WebofScience, Scopus, WebofKnowledge, Astrophysics, PubMed, Mathematics, ChemicalAbstracts, Springer, Agris, GeoRef, являются включенными в Перечень. Журналы, не включенные в указанные системы цитирования (библиографические базы), должныдля включения их в Перечень удовлетворять всем необходимым критериям.
Создание специализированного Перечня являетсямерой временной, вынужденной, необходимой для повышения уровня требовательности при оценке диссертаций.В Перечень включаются те издания, которые, по мнениюВАК, могут выступать в качестве одного из инструментов внешней по отношению к системе государственнойаттестации экспертизы диссертационных исследований.
Важно знать, что к публикациям в научных периодических изданиях, включенных в Перечень, могутбыть отнесены рецензируемые монографии, написанныепо материалам исследований автора, сборники статей,а также дипломы на открытия, авторские свидетельствана изобретения, выданные Государственным комитетомСовета министров СССР по делам изобретений и открытий, патенты на изобретения. Решение о возможности отнесения монографий и сборников статей к публикациямв научных периодических изданиях, включенных в Перечень, принимаются на заседаниях экспертных советовВАК при рассмотрении поступивших в установленномпорядке диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук
Высшая аттестационная комиссия Министерстваобразования и науки Российской Федерации обращаетвнимание председателей и секретарей советов по защите докторских и кандидатских диссертаций, научных руководителей, соискателей ученых степеней, что приложения к научным периодическим изданиям из Перечняведущих рецензируемых научных журналов и изданий,в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук, не приравниваются к изданиям, входящим в Перечень. Исключение составляютприложения, включенные в Перечень самостоятельнокак отдельные издания
Работа над статьей
Перед тем как начать писать статью, необходимо ответить на несколько ключевых вопросов.
1. Какова основная цель работы?
Ответ поможет четко определить и выдержать формат изложения:
- описывает ли статья новые и важные результатыисследований (экспериментальная статья - наиболее распространенный тип);
- дает ли статья новое толкование ранее опубликованным результатам (сводная аналитическая статья: используется для выдвижения и обоснования крупной гипотезы);
- является ли статья обзором литературы или крупной темы.
2. В чем состоит отличие этой работы от других работ по данной теме, ее новизна?
Какой новый вклад в науку дают результаты?
Печатался ли этот материал ранее?
Какое он имеет отношение к другим работам в этойобласти?
3. Где будет опубликована статья, на кого она ориентирована?
Необходимо познакомиться с «Правилами для авторов», чтобы с самого начала стараться выдержать требования редакции конкретного журнала.
Следующий этап работы - определение идеи илиосновной гипотезы.
В идеале в статье должен быть задан один вопроси содержаться такой объем информации, который позволяет исчерпывающе на него ответить. Сформулируйтерабочие гипотезы, продумайте весь возможный спектрответов на основной вопрос статьи.
Название является очень важным элементом статьи. Не вникнув в смысл названия статьи, многие просто не станут её читать. Основные достоинства названия - краткость и ясность. В большинстве рекомендацийдлина заголовка ограничивается 10-12 словами. Работанад приданием заголовку краткости, содержательностии выразительности - работа непростая, поэтому не бойтесь переделывать заголовок много раз. Ключевые слова,отражающие суть работы, старайтесь ставить в начале.Название должно в большей степени характеризоватьпроблему, которой посвящена статья, чем полученныерезультаты.
Структура статьи
Экспериментальная статья обычно строится по единому стандарту:
1) во введении должен быть дан ответ на основнойвопрос - «Зачем нужно было проводить исследованиеи, соответственно, писать данную статью?»;
2) раздел «Описание материала и методов работы»отвечает на вопрос: «Каким образом были получены результаты статьи?»;
3) раздел «Результаты» отвечает на вопрос: «Что,где и когда наблюдается?»;
4) в разделах «Обсуждение», «Заключение» и/или«Выводы» необходимо четко и внятно ответить на вопрос: «Почему это наблюдается, и что это означает?»;
5) последним разделом любой публикации являетсясписок использованных источников.
Обычно статья включает также реферат и ключевыеслова.
В обзорных и аналитических статьях некоторыеразделы могут быть опущены, а рубрикация может бытьсущественно сложнее.
Введение.
Во введении необходимо:
- определить гипотезу;
- дать вводную информацию;
- объяснить, почему было предпринято данное исследование;
- критически проанализировать исследованияв данной области;
- показать актуальность темы.
Иногда полезно писать «Введение» на последнемэтапе, уже после изложения результатов и их обсуждения, то есть «под результат».
В любом случае необходимо проверить соответствие «Введения» остальным частям статьи после завершения работы. Однако следует помнить, что написание«Введения» в начале работы над статьей структурируетпроцесс мыслительной активности автора и дальнейшееизложение. Само «Введение» необходимо проанализировать по следующим ключевым пунктам:
1. Четко ли сформулированы цели и исходные гипотезы, если они существуют?
2. Нет ли противоречий?
3. Содержатся ли во введении ссылки на основнуюиспользованную литературу?
4. Сформулированы ли актуальность и новизна работы?
Методы исследований.
Смысл информации, излагаемой в данном разделе,в том, чтобы другой ученый достаточной квалификациисмог воспроизвести исследование, основываясь на приведенных методах. В этом разделе следует описыватьместо, время, условия проведения исследований, при необходимости объект исследований, объем и структуруматериала, план эксперимента для экспериментальныхработ, использованные лабораторные и статистическиепроцедуры. Обязательно следует указать ограниченияи допущения для использованных методов и пути их преодоления, если это предпринималось.
Отсылка к литературным источникам без описаниясути метода возможна только при условии, что этот метод является стандартным или общеупотребительным,или же в случае написания статьи для узкоспециализированного журнала. При ориентации на широкий круг читателей, или при комбинации исследовательских подходов из нескольких научных дисциплин, методы должныбыть изложены предельно подробно.
При использовании сложного экспериментальногоили аналитического оборудования, от работы которогосущественно зависят последующие результаты, следуетуказывать марку прибора и фирму- производителя, также как и производителей уникальных веществ, программных продуктов и т. д. При необходимости в «Методах»следует давать определение используемых терминов.
Результаты.
Это основной раздел, цель которого - показать,какими данными подтверждается рабочая гипотеза (гипотезы). При структуре статьи, включающей отдельныеразделы «Результаты» и «Обсуждение», в результатахследует описывать только данные. К вопросам «Почемурезультаты таковы» и «Что они означают?» следует обращаться только в том объеме, в каком это необходимо длясохранения логики повествования.
Результаты, как правило, наиболее насыщены иллюстрациями - таблицами, графиками, фотографиями,которые несут основную функцию доказательства, представляя в свернутом виде исходный, фактический материал. Данные иллюстраций не должны дублироватьтекст. В текстовой части должны приводиться толькообъяснения значений данных таблиц и рисунков и разъясняться логика перехода к последующему блоку данныхили к следующему шагу анализа.
Оформление иллюстраций жестко регламентируется всеми журналами и редакциями и излагается в «Правилах для авторов».
Некоторые общие рекомендации при подготовке иллюстративных материалов:
- надписи, цифровые и текстовые обозначения нарисунках должны быть пропорциональны масштабу изображения; на рисунках биологических объектов обязательно должен быть приведен масштаб измерений;
- для числовых данных в рисунках и таблицах (ив тексте) следует выбирать единицы измерения такимобразом, чтобы максимум данных приходилось писатьс минимальным количеством нулей до или после десятичного знака;
- все подписи, обозначения и сокращения в таблицах и рисунках должны быть расшифрованы.