Схема создания научной публикации

Процесс написания и подготовки для издания на­учной статьи подчиняется формализации. Несмотря намногообразие форм научных письменных отчетов (до­клады, краткие сообщения, тезисы выступлений на кон­ференциях, регулярные и обзорные статьи, патенты, спе­циальные популярные представления материала, чистоинформационные выборки и т.д.), процедуру подготовкистатей можно представить в виде общей схемы, включа­ющей ряд последовательный этапов:

1. Появление замысла о публикации материала(формирование идеи публикации).

2. Консультации с возможными соавторами.

3. Принятие решения о публикации.

4. Доклад на научном семинаре.

5. Выбор места (журнала) для публикации.

6. Выбор лидеров подготовки статьи.

7. Написание варианта № 1.

8. Определение списка авторов и их очередности.

9. Чтение всеми лидерами варианта № 1 и подго­товка последующих вариантов № 2, 3 и т.д.

10. Выявление принципиальных согласий или несо­гласий в изложении результатов и их обсуждение.

11. Постепенное уточнение положений статьи.

12. Постепенное снятие вопросов (путем итератив­ного прохождения через всех лидеров статьи).

13. Подготовка первого корректированного варианта.

14. Знакомство с подготовленным вариантом всехсоавторов, акценты на тех или иных частях публикации(по мере заинтересованности соавторов, предполагаемойих компетентности и ответственности).

15. Дальнейшее устранение вопросов, возникаю­щих у соавторов.

16. Выбор автора (или авторов) для переписки.

17. Составление окончательного варианта с полно­стью устраненными вопросами.

18. Подготовка рукописи статьи в соответствиис редакционными требованиями.

19. Отправка статьи в редакцию журнала.

20. Знакомство с решением редакции.

21. В случае заключения «отклонить»:

а) оповещение всех лидеров рукописи об ее откло­нении;

б) решение о дальнейшей судьбе данного материала.

22. В случае заключения «принять без поправок»:своевременное прочтение корректуры (этап 24).

23. В случае заключения «принять с поправками»:

а) оповещение лидеров статьи о заключении редакции;

б) выработка решения по всем критическим заме­чаниям:

в) написание нового варианта с учетом поправок;

г) представление новой версии в редакцию журнала.

24. Чтение корректуры и внесение необходимых по­правок.

25. Публикация.

Высшая аттестационная комиссия Министерстваобразования и науки Российской Федерации в соответ­ствии с Положением о порядке присуждения ученых сте­пеней, утвержденным Постановлением ПравительстваРоссийской Федерации от 30.01.2002 № 74, Положени­ем о Высшей аттестационной комиссии, утвержденнымПриказом Минобрнауки России от 03.07.2006 № 177, пу­бликует Перечень ведущих рецензируемых научных жур­налов и изданий, в которых должны быть опубликованыосновные научные результаты диссертаций на соиска­ние учёной степени доктора и кандидата наук. Переченьсформирован на основе утвержденных критериев, кото­рым должны удовлетворять издания, претендующие навключение в Перечень. Научные периодические издания,удовлетворяющие достаточному условию, текущие но­мера которых или их переводные версии на иностранномязыке включены в хотя бы одну из систем цитирования(библиографических баз) WebofScience, Scopus, WebofKnowledge, Astrophysics, PubMed, Mathematics, ChemicalAbstracts, Springer, Agris, GeoRef, являются включенны­ми в Перечень. Журналы, не включенные в указанные си­стемы цитирования (библиографические базы), должныдля включения их в Перечень удовлетворять всем необ­ходимым критериям.

Создание специализированного Перечня являетсямерой временной, вынужденной, необходимой для повы­шения уровня требовательности при оценке диссертаций.В Перечень включаются те издания, которые, по мнениюВАК, могут выступать в качестве одного из инструмен­тов внешней по отношению к системе государственнойаттестации экспертизы диссертационных исследований.

Важно знать, что к публикациям в научных пери­одических изданиях, включенных в Перечень, могутбыть отнесены рецензируемые монографии, написанныепо материалам исследований автора, сборники статей,а также дипломы на открытия, авторские свидетельствана изобретения, выданные Государственным комитетомСовета министров СССР по делам изобретений и откры­тий, патенты на изобретения. Решение о возможности от­несения монографий и сборников статей к публикациямв научных периодических изданиях, включенных в Пере­чень, принимаются на заседаниях экспертных советовВАК при рассмотрении поступивших в установленномпорядке диссертаций на соискание ученых степеней док­тора и кандидата наук

Высшая аттестационная комиссия Министерстваобразования и науки Российской Федерации обращаетвнимание председателей и секретарей советов по защи­те докторских и кандидатских диссертаций, научных ру­ководителей, соискателей ученых степеней, что прило­жения к научным периодическим изданиям из Перечняведущих рецензируемых научных журналов и изданий,в которых должны быть опубликованы основные науч­ные результаты диссертаций на соискание ученой сте­пени доктора и кандидата наук, не приравниваются к из­даниям, входящим в Перечень. Исключение составляютприложения, включенные в Перечень самостоятельнокак отдельные издания

Работа над статьей

Перед тем как начать писать статью, необходимо от­ветить на несколько ключевых вопросов.

1. Какова основная цель работы?

Ответ поможет четко определить и выдержать фор­мат изложения:

- описывает ли статья новые и важные результатыисследований (экспериментальная статья - наиболее рас­пространенный тип);

- дает ли статья новое толкование ранее опублико­ванным результатам (сводная аналитическая статья: ис­пользуется для выдвижения и обоснования крупной ги­потезы);

- является ли статья обзором литературы или круп­ной темы.

2. В чем состоит отличие этой работы от других ра­бот по данной теме, ее новизна?

Какой новый вклад в науку дают результаты?

Печатался ли этот материал ранее?

Какое он имеет отношение к другим работам в этойобласти?

3. Где будет опубликована статья, на кого она ори­ентирована?

Необходимо познакомиться с «Правилами для авто­ров», чтобы с самого начала стараться выдержать требо­вания редакции конкретного журнала.

Следующий этап работы - определение идеи илиосновной гипотезы.

В идеале в статье должен быть задан один вопроси содержаться такой объем информации, который позво­ляет исчерпывающе на него ответить. Сформулируйтерабочие гипотезы, продумайте весь возможный спектрответов на основной вопрос статьи.

Название является очень важным элементом ста­тьи. Не вникнув в смысл названия статьи, многие про­сто не станут её читать. Основные достоинства назва­ния - краткость и ясность. В большинстве рекомендацийдлина заголовка ограничивается 10-12 словами. Работанад приданием заголовку краткости, содержательностии выразительности - работа непростая, поэтому не бой­тесь переделывать заголовок много раз. Ключевые слова,отражающие суть работы, старайтесь ставить в начале.Название должно в большей степени характеризоватьпроблему, которой посвящена статья, чем полученныерезультаты.

Структура статьи

Экспериментальная статья обычно строится по еди­ному стандарту:

1) во введении должен быть дан ответ на основнойвопрос - «Зачем нужно было проводить исследованиеи, соответственно, писать данную статью?»;

2) раздел «Описание материала и методов работы»отвечает на вопрос: «Каким образом были получены ре­зультаты статьи?»;

3) раздел «Результаты» отвечает на вопрос: «Что,где и когда наблюдается?»;

4) в разделах «Обсуждение», «Заключение» и/или«Выводы» необходимо четко и внятно ответить на во­прос: «Почему это наблюдается, и что это означает?»;

5) последним разделом любой публикации являетсясписок использованных источников.

Обычно статья включает также реферат и ключевыеслова.

В обзорных и аналитических статьях некоторыеразделы могут быть опущены, а рубрикация может бытьсущественно сложнее.

Введение.

Во введении необходимо:

- определить гипотезу;

- дать вводную информацию;

- объяснить, почему было предпринято данное ис­следование;

- критически проанализировать исследованияв данной области;

- показать актуальность темы.

Иногда полезно писать «Введение» на последнемэтапе, уже после изложения результатов и их обсужде­ния, то есть «под результат».

В любом случае необходимо проверить соответ­ствие «Введения» остальным частям статьи после завер­шения работы. Однако следует помнить, что написание«Введения» в начале работы над статьей структурируетпроцесс мыслительной активности автора и дальнейшееизложение. Само «Введение» необходимо проанализиро­вать по следующим ключевым пунктам:

1. Четко ли сформулированы цели и исходные гипо­тезы, если они существуют?

2. Нет ли противоречий?

3. Содержатся ли во введении ссылки на основнуюиспользованную литературу?

4. Сформулированы ли актуальность и новизна ра­боты?

Методы исследований.

Смысл информации, излагаемой в данном разделе,в том, чтобы другой ученый достаточной квалификациисмог воспроизвести исследование, основываясь на при­веденных методах. В этом разделе следует описыватьместо, время, условия проведения исследований, при не­обходимости объект исследований, объем и структуруматериала, план эксперимента для экспериментальныхработ, использованные лабораторные и статистическиепроцедуры. Обязательно следует указать ограниченияи допущения для использованных методов и пути их пре­одоления, если это предпринималось.

Отсылка к литературным источникам без описаниясути метода возможна только при условии, что этот ме­тод является стандартным или общеупотребительным,или же в случае написания статьи для узкоспециализиро­ванного журнала. При ориентации на широкий круг чи­тателей, или при комбинации исследовательских подхо­дов из нескольких научных дисциплин, методы должныбыть изложены предельно подробно.

При использовании сложного экспериментальногоили аналитического оборудования, от работы которогосущественно зависят последующие результаты, следуетуказывать марку прибора и фирму- производителя, также как и производителей уникальных веществ, программ­ных продуктов и т. д. При необходимости в «Методах»следует давать определение используемых терминов.

Результаты.

Это основной раздел, цель которого - показать,какими данными подтверждается рабочая гипотеза (ги­потезы). При структуре статьи, включающей отдельныеразделы «Результаты» и «Обсуждение», в результатахследует описывать только данные. К вопросам «Почемурезультаты таковы» и «Что они означают?» следует обра­щаться только в том объеме, в каком это необходимо длясохранения логики повествования.

Результаты, как правило, наиболее насыщены ил­люстрациями - таблицами, графиками, фотографиями,которые несут основную функцию доказательства, пред­ставляя в свернутом виде исходный, фактический ма­териал. Данные иллюстраций не должны дублироватьтекст. В текстовой части должны приводиться толькообъяснения значений данных таблиц и рисунков и разъ­ясняться логика перехода к последующему блоку данныхили к следующему шагу анализа.

Оформление иллюстраций жестко регламентирует­ся всеми журналами и редакциями и излагается в «Пра­вилах для авторов».

Некоторые общие рекомендации при подготовке ил­люстративных материалов:

- надписи, цифровые и текстовые обозначения нарисунках должны быть пропорциональны масштабу изо­бражения; на рисунках биологических объектов обяза­тельно должен быть приведен масштаб измерений;

- для числовых данных в рисунках и таблицах (ив тексте) следует выбирать единицы измерения такимобразом, чтобы максимум данных приходилось писатьс минимальным количеством нулей до или после деся­тичного знака;

- все подписи, обозначения и сокращения в табли­цах и рисунках должны быть расшифрованы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: