Сущность государственной кадровой политики

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.. 3

1.1. Теоретические основы государственной кадровой политики. 4

1.1.1. Сущность государственной кадровой политики. 4

1.1.2. Уровни и виды государственной кадровой политики. 7

1.1.3. Цели и задачи государственной кадровой политики. 11

1.2. Кадровая доктрины государства как основа формирования кадровой политики. 14

1.2.1. Требования кадровой доктрины государства. 14

1.2.2. Основы формирования государственной кадровой политики. 16

1.3. Объектно-субъектная база кадровой политики. 22

1.3.1. Субъекты государственной кадровой политики. 22

1.3.2. Объекты государственной кадровой политики. 26

1.4. Приоритеты и принципы реализации государственной кадровой политики 28

1.4.1. Приоритетные направления государственной кадровой политики. 28

1.4.2. Основные принципы реализации государственной кадровой политики 30

1.5. Проблемы государственной кадровой политики и механизмы их преодоления. 37

1.5.1. Теоретические проблемы государственной кадровой политики современной России. 37

1.5.2. Проблемы государственной кадровой политики России, имеющие практический характер. 40

1.5.3. Механизмы формирования и реализации государственной кадровой политики в аспекте взаимодействия государства и бизнеса. 46

1.6. Взаимосвязь государственной кадровой политики с кадровой политикой организации. 51

1.6.1. Взаимосвязь государственной кадровой политики с функциями управления и деятельностью организации. 51

1.6.2. Технологии взаимодействия государства и бизнеса в решении проблем развития и обеспечения востребованности кадрового потенциала страны 53

1.6.3. Место и роль кадровой политики в политике организации. 58

1.6.4. Направления кадровой политики организации. 61

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 64

 


 

 


ВВЕДЕНИЕ

Одной из острейших проблем на современном этапе развития экономики большинства, стран является проблема в области кадровой политики. И Россия здесь не является исключением. Ведь конечной целью проводимых преобразований, судя по Конституции РФ, является не рынок, а благополучие российских граждан. Однако пока самым слабым звеном проводимых изменений является управление. И многое здесь упирается профессиональнуюнекомпетентностькадров.

В настоящее время особое значение придаётся повышению уровня работы с кадрами, постановке этой работы на прочный научный фундамент, использованию накопленного в течение многих лет отечественного и зарубежного опыта. В мировом сообществе обостряется конкуренция за обладание интеллектуальными и профессиональными ресурсами стран. Кадровый потенциал общества является важнейшим фактором социально-экономического развития страны, основой ее успешного развития. Для его эффективного использования нужна четко разработанная кадровая политика государства.

Проблемы, связанные с формированием и развитием кадрового состава той или иной сферы общества, выдвигают на первый план необходимость разработки и реализации принципов государственной политики как ее исходных положений и ведущих идей. Решение политических, экономических, социальных и собственно кадровых проблем, стоящих перед российским обществом, в значительной мере зависит от умения освоить и правильно применить эффективные механизмы и технологии реализации государственной кадровой политики(ГКП). Этим обусловливается актуальность данной темы.

Тема раздела - «Взаимодействие кадровой политики РФ и кадровой политики организации в современных условиях»

 


 


Теоретические основы государственной кадровой политики

Сущность государственной кадровой политики

 

 

  Политика(греч politika - государственные или общественные дела, от polis – государство), сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, сутью которой является определение форм, задач, содержания деятельности государства (общества).  

 

По словарю русского языка Ожегова, термин «политика»определяется как «цели и задачи, методы и средства, с помощью которых достигаются эти цели, образ действий, определяющий отношения с людьми»$$$Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1990. С.552%%%1^^^. М. Вебер определял политику как «способность добиться послушания у других людей, безотносительно к тому, на чём основано это послушание». М. Вебер выделяет несколько компонентов политики: властвующие, те, кто осуществляет власть; подвластные, те, над кем осуществляется власть; нормы властвования (правила, процедуры); санкции за нарушение норм и вознаграждение за их выполнение.

Государство - основная политическая организация общества, осуществляющая охрану его экономической и социальной структуры на определенной государственной территории.Государство формирует и реализует государственную политику - социальную, экономическую, военную, культурную и т.д. Ново главе угла должна стоятьгосударственная кадровая политика, т.к. кадры решают все во всех сферах, будь то культурная, социальная, военная или экономическая.

Под кадровой политикой государства патриарх отечественной теории управления персоналом А.Я. Кибанов предлагает понимать «формирование стратегии кадровой работы, установление целей и задач, определение научных принципов подбора, расстановки и развития персонала, совершенствование форм и методов работы с персоналом в конкретных исторических условиях того или иного периода развития страны»$$$Кибанов А.Я. Основы управления персоналом. – М.: ИНФРА-М, 2014. – С. 79.%%%2^^^.Черепанов В.В. из всего многообразия подходов к определению данного социального явления выбрал следующее: «Кадровая политика - система теоретических знаний, взглядов, установок государственных органов, негосударственных организаций, должностных лиц, направленная на установление стратегии, принципов и приоритетов этой политики, на определение кадровой доктрины, эффективных форм и методов кадровой деятельности»$$$Черепанов В.В. Государственная кадровая политика и кадровая деятельность в системе гражданской службы: Учебное пособие. М.: Финакадемия, 2009. Ч. 1. - С. 6.%%%3^^^. Ученые Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова П.В. Журавлев, С. А. Карташов, Н.К. Маусов, Ю.Г. Одеговопределяют кадровую политику как «систему целей, принципов и вытекающих из них форм, методов и критериев работы с кадрами, распространяемых на все категории работников»$$$ЖуравлевП.В., КарташовС.А., МаусовН.К., ОдеговЮ.Г. Технология управленияяперсоналом. Настольная книгаменеджера - М.:«Экзамен», 1999. - 516с. – С. 53.%%%4^^^.Авторитетные ученые в области управления персоналом, особенно в вопросах кадровой политикой государства,А.И. Турчинов и К.О. Магомедов рекомендуют такую формулировку: «Государственная кадровая политика – стратегия государства по воспроизводству и востребованию кадрового потенциала общества, приоритетное направление политики занятости профессионально подготовленной части трудовых ресурсов общества»$$$Турчинов А.И., Магомедов К.О. Современные проблемы кадровой политики и управления персоналом в России. Социологический анализ: Монография. – М.: РАГС, 2009. – 121 с. – С. 10.%%%5^^^.

Как представляется, все эти мнения не противоречат друг другу.

 

  В обобщенном виде в широком смыслегосударственную кадровую политикуможно трактовать как систематизированные официально признанные цели, задачи, принципы и приоритеты деятельности государства в интересах регулирования кадровых процессов и отношений. В узком смысле государственная кадровая политика выражает стратегию государства в вопросах формирования, профессионального развития и востребования кадрового потенциала страны. Она является наукой и искусством регулирования кадровых процессов и отношений в обществе.  

 

Кадровую политику не следует отождествлять с кадровой деятельностью, поскольку они отражают разные стороны единого кадрового процесса, различаясь по содержанию и технологиям реализации. В тоже время Государственная кадровая политика (ГКП) - не плод субъективных размышлений и пожеланий политиков, администраторов или ученых. Она не может рождаться только в тиши кабинетов и быть абстрагированной, оторванной от реальной жизни. Это результат совместной работы науки и практики, ученых и политиков.

Основополагающие подходы государства по отношению к кадровому потенциалу должны найти свое отражение в Концепции государственной кадровой политики Российской Федерации. В ней необходимо определить принципиальные позиции государства по воспроизводству и востребованию кадрового потенциала общества в условиях глобализации и открытости международного рынка труда, механизмы управления профессиональными ресурсами общества преимущественно экономическими методами в соответствии с принятой социально-экономической стратегией развития страны$$$Турчинов А.И., Магомедов К.О. Современные проблемы кадровой политики и управления персоналом в России. Социологический анализ: Монография. – М.: РАГС, 2009. – 121 с. С. 6.%%%6^^^.

На сегодняшний день очень важно понять какую модель государственной кадровой политики применить государству для осуществления эффективную кадровой деятельности. Всего есть три варианта такой модели - централизованная, децентрализованная и частично централизованная.

Централизованная - авторитарная модель кадровой политики и деятельности государства, которая применялась в СССР. В наше время диктат государства над кадровой политикой пытаются восстановить некоторыеполитические силы. Однако нельзя забывать, что излишняя централизация вредит государству и обществу.

Децентрализованная (либеральная)модель ГКП основывается на известной теории «государство - ночной сторож», согласно которой государство рассматривается как социальный институт, оказывающий определенные услуги обществу. В данном случае государство и его кадровая политика бесправны. История учит, что этот путь для России не эффективен.

Все зависит от пределов регулирования кадровых процессов и отношений государством, от уровня демократизации илицентрализации этого процесса. В этом случае следует рассматривать третий вариант модели ГКП - частично централизованный. Цель этой модели не диктовать, а регулировать правовыми методами все кадровые вопросы и процессы страны. Представляется, что это перспективный курс для демократического правового федеративного государства, такого как Россия.

В настоящее время целях формирования меритократических механизмов в стали задействоваться институты гражданскогообщества. Несмотря на то, что эти попытки в целом носят позитивный характер, к сожалению, они в основном опираются не на законодательство, а только на желание что-то изменить в практике кадровой политики. Представляется, что кадровое богатство страны, человеческий потенциал и человеческийкапитал организации и обществануждается в более системном и научно обоснованном обеспечениив вопросах воспроизводства и востребования в условиях ожесточенной и глобальной борьбы за него$$$ Турчинов А.И. Человеческий капитал как фактор кадровой безопасности государства и общества. // Человеческий капитал. 2012. № 9 (45). С. 21-23.%%%7^^^.

 

  В теории кадровой политики особое место занимает ее терминология, понятийный аппарат. Это означает, что все, кто занимается кадровой работой, должны говорить на одном профессиональном языке.  

 

Понятийный аппарат - важнейшая составляющая методологии кадровой политики, характеризующий качества, признаки и стороны кадровой деятельности. Находясь в системе, эти понятия взаимосвязаны и субординированы. Следует иметь ввиду, что в последнее время в сфере кадровых процессов и отношений появились новые термины, отражающие новации реальной кадровой действительности, такие как: кадровый менеджмент (управление), организационно-кадровый аудит (проверка), кадровый мониторинг (наблюдение), кадровый консалтинг (консультирование), кадровый контроллинг (контроль), лизинг кадров (аренда персонала), скрининг кадров (отсев непригодных, увольнение) и др.

В целом, следует подчеркнуть, что кадровая политика государства важное социально-политическоеявление в жизни и деятельности любого общества игосударства. Для успешной реализации ГКП очень важно ее грамотное теоретическое обоснование.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: